Главная страница
 

Вернуться к началу

Тофы живут на северных склонах
Восточного Саяна


Семья

Карагасские семьи были небольшими, потому- что после женитьбы сын выделялся в отдельное хозяйство. 
Такое выделение мотивировалось религиозными запретами между свекром и невесткой, вызывающими целый ряд затруднений при совместной жизни. Только в случае, если у свекра умерла жена, он решался переехать в юрту к своему сыну и жить совместно с невесткою, ибо в тайге без женщины нет возможности вести хозяйство. 
В таежных условиях без мужчины как и без женщины хозяйство немыслимо, поэтому в карагасской семье обязательно было присутствие мужчины-промышленника и женщины-хозяйки.

Главой семьи считался мужчина, а все хозяйство в чуме и в семье вела женщина. Она должна была поддерживать огонь, приносить воду, ухаживать за оленятами, штопать и шить одежду, варить пищу, «поймать и оседлать для мужа оленя; когда съездит – расседлать и отпустить»

Хозяйству, лишившемуся промышленника, приходилось или вливаться в другое хозяйство, обычно ближайшего сородича (присоединившееся хозяйство утрачивало свою самостоятельность, что считалось нежелательным), или приходилось произвести некоторую перегруппировку ближайших сородичей с тем, чтобы дать распадающемуся хозяйству мужчину. В этих случаях выделяли какого-либо подростка, который переходил жить в распадающееся хозяйство. Там он становился хозяином. Вначале его отец "помогает" (покупает недостающую муку, мануфактуру и т.д.), но по мере того, как новый молодой хозяин рос, помощь его отца делалась все меньше и, наконец, когда он становился большим, отец окончательно прекращал всякие заботы о его хозяйстве.
Средняя карагасская семья колебалась в пределах  4 - 5 человек. По данным 1925 года наиболее часто встречалась семья из пяти человек, состоящая из мужчины-бойца, женщины-хозяйки, одного ребенка до 7 лет, одного ребенка от 7 до 14 лет и подростка или старика. Бывали семейства по 10 человек и больше (наибольшее число 13), но это являлось максимальным числом для карагасской семьи.

"...Карагас кочует всей семьей, вследствие чего семейная жизнь в сравнении с общественной, более развита. Здесь в своей юрте в кругу родных он делится своими радостями и горем. Отчужденность юрты от других людей заставляет семейство ближе и теснее соединяться. Полное единогласие и привязанность царит между членами семьи. Хозяином, конечно, является старший, т.е. отец или дед, все остальные относятся к нему с уважением и  некоторою покорностью. Он заведует охотой, выбирает место и распределяет куда и кому следует идти за зверями".
"...С зарей все встают, мужчины заготавливают оружие, женщины мясо или чай, дети-подростки наблюдают за оленями. За едой поговаривают о предстоящей охоте, посоветуются и мужчины уходят на промысел, а женщины остаются в юрте. Женщины справляют все по хозяйству: доят оленей, заготавливают дрова, варят мясо, шьют кожаны, шапки и т.д. Дети идут помогать мужчине или остаются дома.
Женщина в семье карагаса не приниженное существо, она пользуется совершенно такими же правами как и мужчина. Свободно заявляет она свои мнения, даже по поводу охоты и карагас выслушивает ее", - писала газета "Сибирь" в XIX веке.


Но все же на женщин распространялись некоторые правила поведения: на стойбище женщина не имела права появляться в центре круга поставленных чумов. Только дети, девушки и мужчины могли ходить в центре стойбища. Стоило девушке выйти замуж и она должна была ходить по своим хозяйственным делам только позади чумов. При входе в чум свекра или свекрови невестка должна была встать и разговаривать с ними только в том случае, если они с ней заговаривали. Женщинам (даже маленьким девочкам) запрещалось подходить к "зашаманенному" коню. Если на каком-либо седле хоть раз сидела женщина, то таким седлом посвященного коня седлать было нельзя. Также женщине запрещалось переступать через ружья и прочие мужские вещи.

Примечание. Все слова в кавычках представляют собой подлинные выражения карагасов.

 

  Семья
  Свадебная обрядность
  Ребенок
   Детская колыбель

Мельникова Л.В. "Тофы". Иркутск. 1994 г.
"Карагасы". Газета "Сибирь" №15-16, ст.II, 1886 г. 
Петри Б.Э. Охотничьи угодья и расселение карагас. Иркутск. 1927 г.
Петри Б.Э. Промыслы карагас. Иркутск. 1928 г.

Рейтинг@Mail.ru

© 2005-2010  Оленный народ
On-line museum
of East Siberian native peoples
All Rights Reserved. Все права защищены

   Rambler's Top100

 

etnografia@list.ru