Главная страница
 

Вернуться к началу

Тофы живут на северных склонах
Восточного Саяна


Ликвидация института шаманства

Плакат " Выбирай в туземный совет",  Xорошевский Г.  1931г.

С окончанием гражданской войны и утверждением советской власти в Сибири, наряду с началом изменения традиционных форм хозяйствования в 1925 г. началось уничтожение духовной жизни населения, в первую очередьзапрещение шаманизма как религии и лишение шаманов гражданских прав (по сути дела, физическое уничтожение пласта носителей духовной культуры).

В начале в поселках было объявлено о добровольной сдаче в сельские Советы шаманских принадлежностей. Конечно, были и такие люди, которые не согласились с предложением и не подчинились (т.е. не полностью сдали принадлежавшие им вещи).
В 1929 г. все шаманы сначала были лишены избирательных прав, а затем и гражданских. Но, что крылось за этой формулировкой — "лишение гражданских прав", только ли исключение из участия в общественных делах и собраниях и выселение за пределы жилого места?

Людей постигли тяжелейшие испытания. В районном архиве г. Нижнеудинска сохранилась только одна тоненькая папка с несколькими на сегодняшний день бесценными документами, относящимися к 1935 г. и позволяющими судить о всей тяжести сложившейся тогда ситуации.

Л.В. Мельникова боясь исказить архивный материал, приводит полностью содержание этих архивных документов.
Венчает материалы 1936 г. письмо от 11.05.1935 за  № 17 секретаря Восточно-Сибирского крайисполкома Вербицкого председателю Тофаларского национального совета т. Киштееву. Вот его содержание:
"Восточно-Сибирский крайисполком предлагает срочно выслать подробный материал (решение Совета, колхозных собраний, справки знающих лиц и др. ) по лишению избирательных прав следующих лиц:
1. Шибкеев Гавриил Ник.
2. Бухтурбаев Ин. Семенович
3. Тулаев Ник. Данилович
4. Саганов Ин. Алексеевич
5. Кокуев Ин. Михайлович
6. Тутаев Семен Павлович
7. Шибкеев Николай Степанович

В деле каждого лишенного избирательных прав должен быть подробный материал, обосновывающий решение о лишении избирательных прав, так, например: если он лишен как шаман, то необходимо, чтобы были в деле справки решения собраний и т.д., говорящие, когда, в какие годы, в какой местности шаманил и продолжительность шаманства.
Если решение о лишении избирательных прав состоялось как о кулаке, то необходимо подробным материалом, сравкой или постановлением собраний подтвердить, кого, когда он эксплуатировал. Если есть возможность собрать справки от работающих батраков, то собрание, если это нельзя почему-либо, то необходимо взять от знающих — кто и когда жил.
Справки должны быть заверены Советом или колхозом. На каждого из вышеперечисленных лиц должно быть оформлено отдельное дело с приложением требуемых материалов.
В каждом деле должна быть динамика хозяйства и решение Совета.
Высылку требуемых материалов произведите срочно, т.к. они необходимы для рассмотрения поступивших в крайисполком жалоб.
Секретарь В. -С. крайисполкома
Вербицкий
Зав. адм. сектором В. -С. крайисполкома
Тихоненко".

К письму подшиты практически одинаковые по содержанию постановления 2-го пленума 2-го созыва Тофаларского национального совета о лишении гражданских прав шаманов Тофаларии.
Все постановления выполнены машинописью. К ним приложены рукописные личные заявления людей, призванных к ответу.

------------------------------------
Постановление:

"Шаман Бухтурбаев Иннокентий Семенович. Принадлежит к северной группе по левой стороне р. Оки. В 1926 г. прибыл в восточную группу и за лето нашаманил себе 40 оленей. Активный агитатор против советской власти.
Бухтурбаев И.С. лишен избирательных прав в 1929 г. как шаман. Сведений о занятии общественно полезным трудом нет.
Кокуев Иннокентий Николаевич. Шаман. В 1929 г. убил свою жену. Занимался запугиванием, религиозными предрассудками отдельных колхозников. Из квартала в квартал не выполнял твердые задания.
Отказать в просьбе лишенному Кокуеву И.Н. о возвращении ему гражданских прав".

Заявление Кокуева И.Н. :
"Женился в 1927 г. Через 1,5 года жена умерла при родах, когда вез ее в больницу в г. Нижнеудинск.
План не выполнял, потому что нет оленей. В данное время имею только 3 оленя. Оленей конфисковали в 1932 г. Прошу вернуть 6 оленей".

Тофаларский национальный совет (бывший Карагасский) Восточно-Сибирского края отказал в его просьбе.

------------------------------------
Постановление:
"Саганов Иннокентий Алексеевич. Шаман. Был в колхозе, где активно разлагал колхоз несмотря на неоднократные предупреждения со стороны правления колхоза. Занимался перепродажей охотпродукции".

Заявление Саганова И.А. :
"При колхозе не шаманил. Не хотел иметь собственности. Только сдал мясо в Сибторг на руднике, т.к. не было продуктов. Мяса сдал около 30 кг. Потом приехал в Верхнюю Гутару и сам сказал колхозу, что мясо променял Сибгосторгу на продукты. Потом пришлось жить до сентября. Из колхоза исключили в мае. Четыре месяца жил голодом. Четыре месяца промышлял, добывал и сдавал, но продукты не отпускали. Жил без хлеба. В сентябре выехал из Верхней Гутары на прииск. Расстояние до него 47 км. Всю дорогу пришлось тащить на себе детей. Семья в 7 человек. В колхозе просил лошадь. Но в просьбе категорически отказали. На прииске жил один год в качестве рабочего. Потом заболели дети, трое умерло — сын 14 лет, дочь 7 лет и дочь 1 года. Прожили на прииске еще 1 год, и пришлось снова выехать в сельсовет.
23.04.35"

------------------------------------
Постановление:

"Тулаев Николай Данилович. Шаман, сын кулака. Активный вредитель против колхозного строительства и советской власти. Занимался запугиванием активистов колхозников, которые беспощадно боролись с классовым врагом террористическими выпадками, и до настоящего времени имеются антисоветские, антиколхозные настроения. Из квартала в квартал не выполнял свои обязательства, не подчинялся".

Заявление Тулаева Н.Д. :
"В колхоз вступил в 1932 г. В колхоз сдал все свое имущество — оленей: 6 матух, 7 быков, 5 анаев и 2 лошади. По исключении из колхоза мне ничего не вернули. Прошу крайисполком вернуть имущество деньгами или натурой.
30.04.35".

Примечание: Б.Э. Петри отмечал Николая Даниловича Тулаева как одного из самых зажиточных и богатых оленями карагаса.

------------------------------------
Выписка из протокола № 26 заседания краевой комиссии по рассмотрению жалоб и ходатайств лишенных избирательных прав от 19. П. 35:

"Тулаев Ник. Дан., решением Тофаларского Совета, лишен избирательных прав тофаларским национальным советом как шаман, сын кулака. Сведений о занятии общественно полезным трудом нет.
Ходатайство о восстановлении в избирательных правах Тулаева Ник, Дан. отклонить".

"Шибкеев Гавриил Николаевич. Лишен избирательных прав тофаларским национальным советом. Мотивы лишения отсутствуют. Гр. Шибкеева Г. Н. из списков лиц, лишенных избирательных прав, исключить".

"Тутаев Семен Павлович. Один из крупных шаманов. В 1929 г, сдал свои шаманские принадлежности тузсовету и дал обещание о том, что больше шаманить не будет. Следовательно, уехавши в тайгу, достал шаманские принадлежности и в тайге начал шаманить. Религиозными предрассудками запугивал бедняков тофаларцев, направление против коллективизации. Не выполняет твердых заданий. Занимается продажей охот, продукции по дорогим ценам".

Заявление Тутаева С.П. :
"Я признаю свою ошибки. Больше делать так не буду. Хочу работать и быть честным гражданином. Лишен с 1929 года, до сего времени проживаю в тайге".
Резолюция сверху — "отказать" 1).

------------------------------------
Комментарии излишни.

К сожалению, дальнейшая судьба этих людей неизвестна. Лишь трое из вышеназванных были отмечены разными исследователями в разные периоды жизни: Б.Э. Петри отметил Н.Д. Тулаева, Б. Чудинов — С.П. Тутаева. Но это было до 1935 г. И вот еще одна встреча на страницах книги Л.И. Лиходеева "Поездка в Тофаларию".

"Проводники степенно прохаживали вдоль отряда (геологов), гарцевали на оленях и даже джигитовали с какой-то особенной молодцеватостью. Выделялся среди них один сухой скуластый пергаментный старик. Бесстрашные путешественники в городских клетчатых сорочках, вооруженные ружьями и ФЭДами, поглядывали на него, как зайчики.
— Шаман, - неожиданно сказал Щекин.
— Как шаман?
— Обыкновенно. Бывший шаман Иннокентий Алексеевич Саганов, спросите сами...
Бывший шаман весьма наплевательски отнесся к своему культовому прошлому. Мне показалось, что он даже не сразу понял, о чем его спрашивают. Он пожал плечами, как будто услышал неуместную шутку. При чем здесь шаман? Какой шаман? Он проводник и охотник.
— Подурачились, и хватит, - сказал он, поморщившись.
— Надо дело делать, однако.
И все. И никаких саг не рассказывал".

В этом отрывке видно главное: И.А. Саганов был жив, жил в пос. Верхняя Гутара, работал проводником в геологической экспедиции.

  Верования
  Божества и обряды
  Костюм шамана
  Камлание шамана
  Святилища
  Писаницы
  Культ писаниц
  Поклонение медведю
  Посвящение оленя
  Посвящение коня
  Онгоны
  Ликвидация шаманизма
  Неошаманизм

Мельникова Л.В. "Тофы". Иркутск. 1994 г.
Лиходеев Л.И. Поездка в Тофаларию. Путешествие без приключений. М.: Советская Россия. 1959 г.
1). Постановления пленума Тофаларского национального Совета и другие материалы о лишении гражданских прав шаманов Тофаларии (НГГА, ф. 49, оп. 1, ед. хр. 1, св. 1). 

Рейтинг@Mail.ru

© 2005-2010  Оленный народ
On-line museum
of East Siberian native peoples
All Rights Reserved. Все права защищены

   Rambler's Top100

 

etnografia@list.ru