Главная страница
 

Вернуться к началу

Тофы живут на северных склонах
Восточного Саяна


Костюм шамана

Шуба шамана, длина 140 см, объем груди 97 см, длина рукава 55 см, кожа, мех, цветной материал, металл, 20-е гг. ХХ века. Предположительно принадлежала шаману Иннокентию Николаевичу Амастаеву, умершему в возрасте 22 лет в 1928 году. Взята с могилы шамана. Сборы П. Мочульского, 1930 г. Костюм для шамана особый, он должен был выглядеть устрашающе, со всевозможными подвесками, побрякушками, кистями, полосками имитирующим скелета человека. Все это внушало людям уважение и страх по отношению к шаману. Шаманская одежда служила своего рода границей между телом и миром, а также выполняла охранные функции. Шили костюм не сами шаманы. Такую тонкую работу, заказывали специальным мастерицам. Одежда шамана состояла из шапки, шубы и сапог. В изготовлении шаманской одежды использовали различные материалы, такие как: мех оленя (из белого подшейного волоса делали вышивки), мех горностая, мадеполам и др.

Шаманская атрибутика
О семантике шаманской атрибутики карагасов ничего не известно. Можно сказать только то, что по представлениям шаманистов, скелетное изображение на костюмах трактовалось как перевоплощение шамана в духа, который мог во время камлания соотноситься со сверхъестественными силами верхнего и нижнего миров (скелетные изображения на костюме и сапогах известны также у тувинцев-тоджинцев и эвенков). По сообщению А.И. Мазина, шаманский скелет выполнял функции "щита" от враждебных духов во время обрядов и камланий. Считалось, что металлический скелет (на костюме) мог выдержать удары духов.
Семантика мелких предметов верхней части костюма, которые должны были символизировать Космический верх - неизвестна.
Нижняя часть шаманской одежды (от пояса до пола) с многочисленными жгутами, изображающими змей, ящериц и лягушек, символизировала низ, нижний мир (сопричастность образа змеи с нижним миром у карагасов подтверждается легендой о боге и дьяволе, записанной Н.Ф. Катановым.). Весь костюм расшивался лентами оранжевого, желтого, светло-желтого и белого цветов, которые, как известно, являются основными цветовыми характеристиками нижнего мира. Все символы шаманского облачения располагались в соответствии с зонами мифического космоса. Каждая лента, каждая подвеска костюма являлись онгоном – вместилищем определенного духа. 

Описание шаманского костюма, привезенного П. Мочульским из пос. Алыгджер, в 1930 г. 
Примечание:
Эта одежда и принадлежности умершего шамана Иннокентия Николаевича Амостаева (вещи были взяты с могилы).

Головной убор шамана. Длина полос 98 см, ширина - 5 см, кожа, мех, ткань, вышивка, конец XIX - начало ХХ века, Карагасский сельсовет, Тулуновский округ. Сборы П. Мочульского, 1930 г. Головной убор шамана. Длина полос 100 см, ширина полос 5 см, цветная ткань, кожа, мех, перламутр, монеты. Конец XIX - начало ХХ века, Карагасский сельсовет, Тулуновский округ. Сборы П. Мочульского, 1930 г. Шапка
«Шапка» шамана выполнена из плотной материи, без верха, в виде короны-повязки. По длинным сторонам украшена мехом, сзади застегивается на пуговицы. На передней части вышито лицо (глаза, брови, нос, рот, уши). Около застежки пришиты длинные ленты (1 м) с кистями на концах и в средней части, а на широких полосах — по три серебряные монетки (по сообщению Н.Ф. Катанова, на шапке карагасского шамана могли быть дополнительные украшения в виде жгутов.).

 

Шуба
Шаманская шуба сшита из оленьей шкуры мехом внутрь. Ворот глухой, круглый. По вороту, рукавам и подолу — пушеная. Шуба запахивается на правую сторону. На большой левой полке нашито скелетное изображение человека из желтых матерчатых полос. Такие же желтые полосы нашиты на спине с изображением позвоночника и по рукавам (по 3 продольных и по 4 поперечных). На локтях пришито по небольшому пучку птичьих перьев. Подол шубы украшен цветными матерчатыми полосами (белой, желтой и оранжевой), а также ровдужной бахромой.
На правой полке (на антропоморфном скелетном изображении) нашиты круглые металлические бляшки — 5 шт. На спине — 10 блях, а под скелетным изображением — два креста из белых и желтых полос (в сочетании).
Шуба украшена лентами, выполненными из оранжевого материала и ровдуги с нашитыми поверх матерчатыми треугольниками. К концам лент пришиты жгуты, оканчивающиеся кожаными кисточками. Всего на костюме 11 лент и 285 жгутов (по сообщению Н.Ф. Катанова, всех лент и жгутов могло быть до 300.). Цветные ленты обозначали ящерицу, змею и лягушку.
На спине в центре (по лопаткам) прикреплена металлическая скоба, на которой размещены кожаные ремешки и 9 железных трубочек, а также изображения лопаток и тазовых костей, выполненные из металлических белых пластин. По бокам, на металлических кольцах, подвешены пучки различных по цвету жгутов, тоже оканчивающихся кисточками.

Обувь 
Сапоги шамана. Длина голенища 40 см, кожа, ткань, олений волос, медные пластины, начало ХХ века, верховья р.Ии, Уды, Бирюсы. Сборы Б.Э. Петри, 1925 г.Шаманские сапоги выполнены из шкуры оленя мехом внутрь. Голенища длинные (40 см), слегка расширенные в верхней части. Носок треугольной формы, верхняя часть (на взъеме) округлая. Между подошвой, носком и голенищем (не до пятки) вшита узкая, сложенная вдвое тряпочка из плотной материи, когда-то красного цвета. 
Голенище имеет один прямой вертикальный шов сзади. Кожа сшита жильными нитками мелкими стежками встык через край. Подошва вытянутой овальной формы выполнена из толстой дымленой кожи. Голенище украшено тремя узкими (1,5 см) поперечными матерчатыми полосами, нашитыми по краю, центру и границе с носком. Поверх шва сзади — такая же полоса. 
На передней части голенища нашита широкая (в центральной части 0,05 м, у границы с носком 0,03 м) матерчатая полоса. По верхней части носка — изображение части ступни человека от взъема до пальцев, т.е. мы наблюдаем стилизованное скелетное изображение ног человека. 
Под верхними матерчатыми полосками, непосредственно на кожу, нашиты яркие красные тряпочки (плохой сохранности). Стежки по краям цветных полос прошиты белыми нитками (подшейный олений волос). Белыми стежками изображены большие и малые берцовые кости (сочетание широкой и узкой полос). В верхней части широкой полосы мелкими белыми стежками изображена спираль в 5 колец (коленная чашечка), а также плюсневые кости стопы. Тремя параллельными между собой линиями стежков, идущих поперек стопы близко к пальцам, обозначены фаланги. 
На внешней боковой части голенища прикреплено по одной длинной (0,31 м, ширина 0,01 м) медной пластине. Пластины пропущены через 2 поперечные замшевые петли. Нижние концы пластин закреплены почти у подошвы. В верхних концах имеются по 2 небольших отверстия, в которые вдернут короткий узкий ремешок из ровдуги. Концы ремешка пришиты к голенищу так, чтобы медная пластина находилась в свободном состоянии, плотно не прилегая к голенищу. Пластины не орнаментированы. В пяточной части у каждого сапога имеются по 2 не длинных ровдужных ремешка, при помощи которых сапог крепился на ноге.

Шаманский костюм, имел, безусловно, индивидуальный характер. К примеру, костюм современного шамана, Степана Николаевича Арактаева, жившего в с. Алыгджер (умер в 1999 г.) был сшит из ситцевых тканей разного цвета с преобладанием красного. 

Основными шаманскими принадлежностями были бубен с колотушкой и колоколец. 

Бубен
Бубен шамана. Диаметр 60х55, ширина обечайки 15 см. Дата и место изготовления не известны. Сборы П. Мочульского, 1930 г. Возможно, время бытования конец XIX - начало ХХ века.Бубен из коллекции П. Мочульского имеет небольшие размеры (0,6 х 0,55 м). Обичайка шириной 0,15 м, длина окружности по внутренней поверхности 1,77 м., 21 пара бугорков-резонаторов. Бубен обтянут оленьей кожей, пришитой жильными нитками к краю обруча. Внутри к обручу прикреплены две железные скобы с тремя железными подвесками на каждой (серьги), а также с белыми лентами (по одной на каждой). У бубна одна перекладина, центральная часть которой является рукоятью. Концевые части перекладины украшены геометрическим орнаментом (треугольники в сочетании с косыми линиями), здесь же имеются сквозные длинные прямоугольные прорези. К перекладине привязаны оранжевые и желтые матерчатые жгуты, оканчивающиеся кожаными кисточками (всего 6 шт.).
Примечание: На внешней плоскости бубна рисунки не делали.

По сообщению Н.Ф. Катанова, бубен всегда стоял в переднем углу чума шамана. После смерти шамана тело бубна резали в знак того, что бубен в этом мире ему уже не нужен. 
Тофаларский шаман мог иметь несколько бубнов, об этом говорит легенда, которую рассказал Л.В. Мельниковой в 1984 году житель пос. Алыгджер А.Н. Киштеев. 

Колотушка
Колотушка шамана - таш орбам. Длина 31,3 см, дерево, кожа, металл, ткань, сухожильные нитки, конец XIX - начало ХХ века, Карагасский сельсовет, Тулуновский округ. Сборы П. Мочульского, 1930 г.Колотушка к бубну (таш-орбам — "моя каменная колотушка") выполнялась либо из дерева, либо из рога лося. Колотушка из коллекции П. Мочульского сделана из березы, длиной 0, 32 м, обита оленьим мехом. На противоположной стороне, в центре, прибита металлическая пластинка. Над ней, на металлической скобе, подвешено 6 металлических пластин и одна белая тряпочка. На конце рукояти имеются два прожженных отверстия, в которые продернута белая тряпочка в виде петли.

Колоколец
Колоколец из коллекции П. Мочульского, малого размера, железный, на кожаном ремешке, к которому привязано много различных цветных тряпочек — оранжевого, голубого, розового, белого, желтого цветов и пять матерчатых жгутов, заканчивающихся кисточками. В одну из белых тряпочек, в узелке, завязана монета.
Примечание:
Колокольцами увешивался костюм шамана.

Костюм описанный Б. Чудиновым в 1929 году
Б. Чудинов став очевидцем камлания тофаларского шамана сообщает, что шаман был одет в оленью шубу с подстриженным мехом внутри и с целой грудой побрякушек, цветных шнуров, ремешков из замши снаружи на спине и с колокольцами на локтях. Шуба вся была расшита цветными тряпочками, белыми и цветными нитками. Пестрые витые шнуры были нашиты не только на спине, но и в других местах костюма. На спине среди прочих украшений, имевших особое шаманское значение, находились маленький игрушечный лук и колчан с игрушечными стрелами. На голове пестрый колпак с вышитым на нем белым узором, изображающим череп. На ногах расшитые унты с медными полосками на наружной стороне. У шамана был большой бубен обтянутый выкрашенной в красный цвет иманьей кожей. Колотушка была овальная, загнутая, на изгибе обшита белым мехом, с короткой ручкой.

  Верования
  Божества и обряды
  Костюм шамана
  Камлание шамана
  Святилища
  Писаницы
  Культ писаниц
  Поклонение медведю
  Посвящение оленя
  Посвящение коня
  Онгоны
  Ликвидация шаманизма
  Неошаманизм

Мельникова Л.В. "Тофы". Иркутск. 1994 г.
Петри Б.Э. Бюджет карагасского хозяйства. Иркутск. 1928 г.
Ленкова Н. Костюм народов Прибайкалья. Иркутск. 2001 г.
Чудинов Б. Путешествие по Карагассии. М.: Молодая гвардия. 1931 г.
Катанов Н.Ф. Поездка к карагасам в 1880 году // Зап. Русского геогр. о-ва. Отдел этнографии. СПб., 1891 г. Т.17. Вып.2.
Вайнштейн С.И. Тувинцы-тоджинцы. Историко-этнографические очерки. М.: Восточная литература. 1961 г.
Мазин А.И. Традиционные верования и обряды эвенков-ороченов. Новосибирск: Наука. 1984 г.
Рисунки художника В.А. Адова

Рейтинг@Mail.ru

© 2005-2010  Оленный народ
On-line museum
of East Siberian native peoples
All Rights Reserved. Все права защищены

   Rambler's Top100

 

etnografia@list.ru