Главная страница
 

Вернуться к началу

Тофы живут на северных склонах
Восточного Саяна


Суглан

Суглан - это ежегодный съезд народа и большая ярмарка. Все хозяйственные и административные дела и вопросы решались на суглане. Для карагасов суглан был величайшим событием. Здесь закупались продукты и огнеприпасы на предстоящий хозяйственный год, происходили торги пушниной, избиралась администрация, решались имущественные споры и здесь же договаривались о месте проведения будущего суглана. Все решалось на общем собрании. Здесь же вершился и общественный суд. Осуждали обычно к возмещению убытков и к наказанию розгами. Для мужчин высшая мера наказания была 50 розог, для женщин - 30 розог. Избирались 5 независимых  судей, ответственных за справедливое проведение суда.

На Большой суглан карагасы собирались после окончания зимнего промысла к 19 декабря "на Николу". Длился суглан 8 дней. Приезжали: кто всей семьей, кто брал только жену или старших детей, а кто и один приезжал.  Кто -  с юртой, кто - без, в этом случае останавливались у ближайших родственников или друзей, привезших с собой юрту.

По кругу среди леса расставлялись чумы и в центре этого круга возжигался общественный огонь - Хаптагай-Одо, который неугасимо горел днем и ночью до окончания суглана.

К суглану очень готовились. Женщины шили лучшие одежды, мужчины припасали новые шубы.
«Целый год карагас кочевал, промышлял, сколько испытаний он вынес за это время и теперь когда он приезжает на суглан, хочет отдыхать как барин: "Довольно я в тайге дрова рубил - здесь гулять буду, отдыхать надо. Найму русского дрова рубить". И действительно нанимает русского. Суглан - это праздник, большой и единственный в году. В этот праздник гулять надо. Если не гулять, то когда же веселиться, если не на суглане.
На суглане едят сильно. Варят мясо - много, полные котлы. Целый день жуют сушки, сосут сахар и конфеты, пьют в изобилии густой чай. На суглане карагас не настоящий, на суглане он праздничный, он нарядный, он сытый, он пьяный. На суглане карагас курит обязательно папиросы. Он этим щеголяет и не жалеет истратить для себя и взрослых ребят несколько рублей, чтобы пускали между двух пальцев сизый дымок (в обыденной жизни курили листовой табак). По вечерам у костра звучали песни (ыр), которые исполнялись не только соло, но и хором. Все были веселы, порой и пьяны, дружно и миролюбиво беседовали. Играл нанятый из русских гармонист, молодежь плясала... Если кто хочет увидеть настоящего карагаса, пусть не думает увидеть его на суглане» - писал Б.Э. Петри.
На время праздника назначалась своеобразная милиция - "начальник суглана" с несколькими помощниками, которые следили за порядком, особенно во время распития вина.

На Большой суглан приезжал исправник для сбора ясака. Прежде всего, приводилось в известность количество добытых карагасами шкур и мехов и деление их на три сорта. Соболями высшего качества вносился ясак, эти соболя следовали в кабинет Его Величества. Соболи среднего сорта шли в уплату за товары, а остальные меха и шкуры продавались желающим с публичного торга".
Кроме исправника, из села Солонцы, обязательно приезжал русский поп. Он совершал религиозные обряды и обращал карагасов в новую веру.
Съезжались и русские купцы, шла бойкая торговля. Хотя русские товары продавались по завышенным ценам и не отличались высоким качеством, но за неимением другого карагасы брали и их. Купцы поставляли муку, сахар, алкоголь, дешевый листовой табак, огнестрельное оружие, ситцы, сукно, бязь, мадаполам, из которого шились шаманские принадлежности, топоры, гвозди, веревки. Главным злом был алкоголь, который русское купечество завозило на суглан в огромном количестве. И часто, напоив карагасов допьяна, у них просто забирали привезенную пушнину. С ярмарки охотник возвращался в тайгу ограбленным. Вся его сезонная добыча за бесценок переходила к купцам. Но это было еще не все, в тайге карагасов поджидали другие хищники, купцы-заимщики. Они хорошо знали, что охотника на ярмарке обдерут как липку, поэтому они запасали муку, соль, чай, порох, свинец и обязательно водку. Все это давалось карагасам в кредит под будущую пушнину. Это был ничем не прикрытый грабеж полудиких людей.

В царское время на Большой суглан должно было являться все взрослое население. Но с появлением таежной кооперации суглан постепенно утрачивал свое хозяйственное значение и многие карагасы предпочитали уже не выезжать на суглан, считая это большой потерей времени, ибо время суглана как раз лучшее для соболиного промысла (в старину время суглана -  это был удобный промежуток после осеннего периода зимней охоты, который длился около полутора месяцев - приблизительно до конца января. В это время стояли самые сильные морозы. С течением времени, когда тайга испромыслилась карагасы вынуждены были промышлять без перерыва). Также удерживал от поездки на суглан недостаток оленей. Поездка дорого обходилась для хозяйства. "На суглане всегда денег много потратишь". А некоторые карагасы ехали на суглан несмотря на то, что это занимало иногда 1-2 недели.

Хозяйственный карагас Шипкеев и еще несколько собеседников так характеризовали Б.Э. Петри современный (1925 г.) суглан: "Раньше веселее суглан был, шибко гуляли. Теперь караулят. Теперь лучше, раньше все пропивали, многие хворали, умирали другие; потом было плохо, голодные оставались. Теперь лучше, веселья настоящего нет, зато белка целая в суме сидит".

1925-1926 годы были годами максимального нашествия русских в карагасские земли. Поэтому перед началом промысла был учрежден еще один осенний суглан. 28 августа (на Успенье) он проходил у западных карагасов и 14 сентября (к Семенову дню) у восточной группы. На этом суглане с этого времени стал разрешаться очень существенный вопрос - кому и где промышлять в предстоящем сезоне. От прежнего вечного владения карагасы перешли к ежегодным переделам своей промысловой территории.
В этот же период (1925), чтобы окончательно закончить расчеты за прошлый год и выяснить нереализованную потребность в товарах на предстоящий сезон на Большом суглане договорились созвать малый суглан для западных карагасов. Он проходил через шесть недель после Большого суглана.

В 30-х годах, с переходом тофов к оседлой жизни, суглан, утратив свое хозяйственное и административное значение прекратил свое существование. К сожалению, он не остался даже в виде народного праздника.

Примечание. Все слова в кавычках представляют собой подлинные выражения карагас, записанные со стенографической точностью профессором Петри в 20-е годы ХХ века.

  Карагасы
  Гипотезы       происхождения
  Внешность и характер
  Язык
  Роды и группы
  Землевладение
  Соседи карагасов
  Ясак
  Суглан

Суглан 1925 г.
  Шуленга
  Статистика численности
  Хроника событий
  Хроника исследований
  Эпидемии
  Алкоголь
  Тофы сегодня

Мельникова Л.В. Тофы. Иркутск. 1994 г.
Петри Б.Э. Карагасский суглан. Иркутск. 1926 г.