Главная страница

22.09.01

 

Сказочник Тофаларии

(К 90-летию со дня рождения Николая Баканаева)

У разных народов разные обычаи и традиции. У тофаларов на свадьбе каждый должен спеть свои лучшие песни, подарить молодоженам вдохновенное слово -- тепло своего сердца. Принято у них считать: кто не поет, тот плохой человек, и на третий день после свадьбы его мажут сажей... Таково открыто отрицательное отношение к "беспесенному" человеку...

Наоборот, люди поющие, голосистые, знающие и любящие вокальное искусство, пользуются у тофаларов глубоким уважением, а песенники, народные певцы -- особенным почетом и славой. Таковым был в Алыгджере, в стольном селении края, Николай Сергеевич Баканаев, известный сказитель (улэгэршэ) и певец (ыршэ) Тофаларии, великий сын маленького народа, насчитывающего всего 630 человек по переписи 1989 года.

Песня для тофалара что чистый горный воздух, светлый родник и высокое солнце, без которых нет жизни. Валентин Распутин писал, что тофалары поют всюду, поют, промышляя соболя, "песня помогает... она мечтает, вспоминает и рассказывает", "без песни... было бы трудно" (Валентин Распутин "Край возле самого неба"). Думается, совершенно прав Н.С. Баканаев, говоря: "Не будь песен и сказаний, наше маленькое племя вымерло бы давно". Тут же он приводит тофаларскую пословицу: без крыльев птица не летает, без песен народ не живет.

... Я познакомился с Николаем Сергеевичем во время поездки в Тофаларию в сентябре 1972 г. Он предстал передо мной человеком среднего роста, с типично монгольскими чертами лица, светлый, с коротко остриженными волосами, заметной сединой, чуть прихрамывал. Голос у него глуховатый, мягкий, привлекательный, говорил не торопясь и очень четко -- свободно владел русским языком, знал и бурятский, чем немало удивил меня (тофы близко общались с нижнеудинскими и окинскими бурятами).

Николай Сергеевич Баканаев родился 20 сентября 1911 г. в стойбище охотника и оленевода на берегу реки Ия, в двухстах километрах от Алыгджера. Его отец Сергей Спиридонович, из рода Кара Чогду, и мать Мария Михайловна, урожденная Тоболаева, жили дружно, в согласии. Николай был в семье четвертым ребенком и четвертым сыном, позже, в 1915 года у них родилась сестренка Роза. В семье Баканаевых стало семь человек. Родители были старательными и добросовестными тружениками тайги, кочевавшими в Саянах в поисках лучших пастбищ и охотничьих угодий.

Жизнь протекала как будто бы в приволье: сними свой чум, нехитрое строение, покрытое летом берестой, а зимой -- теплыми оленьими и сохатиными шкурами, и кочуй на новое место. Тайга кормила семью тофалара -- вдоволь водились дикие животные и звери, росли ягодные и другие съедобные растения. Но благополучие тофа зависело меньше всего от него самого, а больше -- от природы: урожая и неурожая трав, ягод, орехов, наличия и перекочевки животных, зверей...

В холодном и мрачном чуме теплее и ярче, чем огонь костра, грели людей, светили надеждой, счастьем песни, сказки, былины, легенды. Мастером устного художественного слова был дед Николая -- Спиридон Иванович Баканаев, обладавший богатой памятью (он жил вместе с семьей сына, заботливо водился с внуками и часто исполнял сказания о древних богатырях, всегда побеждавших своих врагов). Маленький Коля слушал и запоминал... Хорошим сказителем был Михаил Николаевич Тоболаев, дед Николая Сергеевича по матери, человек умный и наблюдательный. Мальчику повезло -- оба деда оказались рапсодами.

-- Так и шли зимние дни и вечера, -- говорил он. -- А мы, дети, любили сказки, слушали их с упоением. Все играло и сверкало вокруг нас, краше нашей земли на свете ничего нет. Добро побеждает зло -- как это здорово рисуется в сказках! И думалось: слушаешь сказку -- становишься сильнее, будто обретаешь крылья, и тоже, как героям этих произведений, хочется делать в жизни только хорошее. Тофалары любят детей и, сколько помню, всегда исполняют им сказки. Я тоже больше рассказываю их детям...

Коля Баканаев -- один из первых тофаларских мальчиков, который начал учиться в специально организованной для детей его соплеменников школе деревни Сасырка. После организации культбазы в Алыгджере семья Баканаевых в 1927 г. переезжает туда на постоянное местожительство (привыкшим кочевать по тайге это стало делом новым, незнакомым и даже страшным). Коля продолжает здесь учебу, окончил четыре класса.

В декабре 1927 г. он становится комсомольцем, включается в общественную жизнь, проводит занятия в ликбезе (школе по ликвидации безработности населения), беседы и читки газет. Живой и общительный, превосходный стрелок и охотник, в декабре 1930 г. на кыштале, съезде тофов, Николай Сергеевич избирается председателем Тофаларского туземного Совета. Теперь двадцатилетний охотник представляет всю Тофаларию, ее сын и ее верховный руководитель, президент своей маленькой страны. Он знал каждый тофаларский род, его историю, обычаи, нравы, помнил почти все события, происшедшие за последние полвека в Саянских горах.

Николай Баканаев был делегатом первого краевого съезда Совета Восточной Сибири (февраль 1931 г.), избирался членом исполнительного комитета Восточно-Сибирского краевого Совета депутатов трудящихся. Выборы председателя туземного Совета проводились тогда ежегодно -- Баканаев четырежды подряд избирался на эту ответственную должность. Под его руководством строились в Алыгджере больница, клуб, ветеринарный пункт, жилые деревянные дома для переселения тофов из юрт-чумов, укрепляются колхозы...

Позже Николай Сергеевич заведует Красным чумом, становится ветеринарным фельдшером, секретарем Тофаларского районного отдела народного образования. В годы Великой Отечественной войны обучает делу следопыта-охотника подростков. В 1942-1944 гг. работает председателем колхоза "Красный охотник". В послевоенное время -- проводник геологоразведочных партий, бригадир оленеводов-пастухов, рядовой охотник колхоза... Кем бы он ни работал, на протяжении всей своей жизни нес две обязанности -- не расставался с охотничьим делом и с исполнительской деятельностью сказителя.

2 января 1976 года Николай Сергеевич Баканаев скончался. Похоронен он в селе Алыгджер.

У него не было высоких государственных наград и официально присвоенных почетных званий, но были народное уважение, народный почет и народная слава. Не каждому воздается такая честь. Это человек-легенда, поэтический самородок, сверкающий ярко и светло, ибо он плоть от плоти народа, его душа и совесть, голос и разум...

Произведения, записанные от него разными собирателями фольклора, опубликованы в сборниках в Улан-Удэ, Иркутске, Кызыле (Тыва), Улан-Баторе, Красноярске, Ленинграде.

Раднай Шерхунаев, доцент ИГУ

 

 

"Восточно-Сибирская правда"

Архив новостей

 
 
 

 
Рейтинг@Mail.ru

© 2005-2010  Оленный народ
On-line museum
of East Siberian native peoples
All Rights Reserved. Все права защищены

   Rambler's Top100

 

etnografia@list.ru