Главная страница

18.07.07

 

Этнография – наука коварная

Известного ученого-монголоведа Владимира Свинина Монголия недавно наградила новыми знаками признания: званием «Отличник науки и культуры Монголии», Золотым знаком им. Ю. Цеденбала. Исследователю вручили и диплом зарубежного академика Академии наук Монголии. Владимир Свинин известен своими работами по изучению исторического прошлого этой страны. Он также обучает местных специалистов. Однако в настоящее время ученый занялся исследованием истории, культуры и этнографии самого маленького народа Восточных Саян – тофов.

– Несколько причин заставили меня согласиться с предложением областного Центра народного творчества и досуга помочь им в редактировании материалов экспедиций в Тофаларию. Во-первых, я уже редактировал монографию о тофах Л.В. Мельниковой. Во-вторых, читал курс этнографии охотничьих народов на охотоведческом факультете ИГСХА, знаком с основными хозяйственными проблемами. В-третьих, тофы – соседи нижнеудинских и тункинских бурят, северные соседи монголов. Надо помнить, что граница России и Монголии до 20-х годов проходила через Саяны. Это также сказывалось на культуре тофов. Такие же народы есть в современной Монголии – в районе озера Хубсугул и на крайнем западе Монголии. В замечательном памятнике – «Сокровенном сказании» монголов XIII века есть рассказ о таком же племени на родине Чингисхана, имеется и рассказ о покорении лесных народов сыном Чжочи, которые отданы ему были Чингисханом в подданство. Язык тофов содержит много монголизмов. Название «Тофалария» тоже с «бурятским следом». Распространенный бурятский суффикс «Лар» говорит о том, что русские познакомились с тофаларами через бурят, так как до прихода русских буряты собирали дань с тофов. Название поселка и реки Гутара на бурятском означает тотемное животное племени эхиритов – рыбу налим.

– Как развивалась жизнь тофов?

– В науке утвердилась схема: сначала род и племя – культуры охотников и рыболовов; затем племя и союз племен – культуры кочевников, древние государства и кочевые цивилизации – знаменитые гунны, тюрки, уйгуры, кидане, и «бич божий» – империя Чингисхана, формирование этноса монголов.

Наконец, формирование государств – это уже цивилизационный процесс. Строительство городов, изобретение письменностей, формирование мировых религий и научных знаний, зарождение земледелия, земледельческая цивилизация. Культура тофов стоит в этой схеме у самого начала. Тофы ничего этого «не проходили». У них не было городов и архитектурных шедевров, не было скотоводства, не было письменности, но кочевые общества были рядом. В «благословенный Китай», как свидетельствуют летописи, тофы отправляли посольства в 647 году. Некоторые ученые предполагают, что одомашнивание оленя у тофов происходило под влиянием скотоводства у соседей, а лошадей они получали от бурят.

– Некоторые ученые считают – у тофаларов культура уже русская, европейская...

– Такое мнение есть у части пожилых людей. Ряд ученых его поддерживает. Я же смотрю оптимистически. Ученым надо «докапываться» до сути, собирать все по крупицам. Этнография – наука коварная, вся культура состоит из мелочей. Чем больше мелочей соберешь, тем богаче оказывается культура. В 1990–1991 гг. областной Центр народного творчества выслал к тофам на неделю небольшой десант, чтобы определиться, как можно возродить культуру тофов. Они выявили группу носителей культуры, на которых можно было бы опереться, и решили провести массовый летний праздник «Аргамчи-ыры» – что-то вроде нашего бурятского Сур-Харбана. Праздник стимулировал интерес к культуре. Вчерашние немногословные собеседники вдруг активизировались: они пели, плясали, рассказывали сказки и былички. Форма очень активная и удачная для возрождения культурных традиций. И русские люди с интересом втягиваются в местные культурные навыки. Если говорить об ученых, то многие сотни людей с большим интересом изучают обычаи тофов. Проявляют интерес и зарубежные ученые – немцы, датчане, финны, венгры и американцы. Каждый находит что-то свое. Ведь европейская культура и цивилизация очень рано прошла этап племенной и родовой, она столкнулась с ним только во время Великих географических открытий. Многие ранние страницы очень темны и неясны у греков, римлян, германцев, французов – если будешь плохо знать родовой строй. И это еще одна причина, почему я занимаюсь культурой тофалар. Я надеюсь, что этнографические знания дадут ключ к пониманию многих сложных вопросов мировой культуры и цивилизации.

– Исчезнет ли этнос тофов, может ли сейчас потеряться что-то специфическое, что приведет к потере этнической памяти?

– Как видим, этнос тофов достаточно древний. О нем появляются сведения, начиная с VII века. Некоторые социологи с удивлением замечают, что даже в смешанных семьях дети называют себя тофами. Можно сказать, что этническое сознание, менталитет тофов очень устойчивый. Насколько долго это продержится – время покажет. Это в первую очередь зависит от воспитания родителей, от школы и учреждений культуры – библиотек, клубов, Центров культуры. Надо сказать, что задел у ученых очень большой. Если освоить весь интеллектуальный багаж, культура тофов будет жить вечно! Еще недавно в этнографической науке муссировалась тема – потеря тофами своего языка. В тот самый момент, когда областной Центр народного творчества и досуга издавал букварь, словарь, фольклорный сборник сказок и песен В.И. Рассадина, а в школах и детских садах Тофаларии начали изучать родной язык. Мы теперь, на самом деле, стоим у обратного процесса. Это особенно показал летний праздник «Аргамчи-ыры», многие номера проходили на языке тофов: песни, сказки, пословицы. И ведущая праздника говорила на тофаларском языке! Центр народного творчества издал нотный сборник «Тофаларские народные песни» композитора А. Стоянова. Этот сборник получился настоящим подарком для тофов и очень популярен среди них. Областной центр готовит новые материалы по культуре тофов, и все они будут способствовать возрождению их культуры.

– Какой путь прогрессивен? Что лучше: тофы-кочевники или оседлые жители?

– Для мировой цивилизации лучше всего развитая культура тофов – тогда она будет обогащаться. Стирание, нивелирование культурных особенностей обедняет культуру, вызывает протест молодежи против глобализма. Ученые XIX века были потрясены обстановкой чума. Считалось, что такая жизнь ведет к смертности людей. Настоятельно рекомендовали переход к оседлости. Это процесс спорный. В 30-е годы началось строительство культбазы: школы, библиотеки, больницы, магазина, органов власти. Вокруг этого очага начали строить жилища семьи тофов. Переход к оседлой жизни происходил болезненно. Женщины и дети жили оседло, мужчины-охотники кочевали традиционными маршрутами – выражаясь современным языком, работали вахтовым методом. Жили в чуме или брезентовой палатке. В бытовом плане это неудобно. Но никакой альтернативы не придумано. Будем надеяться на народное творчество и народную смекалку.

Михаил Рогов

 

 

"Областная"

Архив новостей

 
 
 

 
Рейтинг@Mail.ru

© 2005-2010  Оленный народ
On-line museum
of East Siberian native peoples
All Rights Reserved. Все права защищены

   Rambler's Top100

 

etnografia@list.ru