Главная страница

03.04.08

 

Иркутские байкеры помогают оленеводам

Последний тофаларский оленевод Валерий Холямоев наконец-то сможет отремонтировать свой чум, который во время дождя постоянно наполнялся водой. Деньги на новый брезент собрали байкеры иркутского отделения клуба любителей тяжелых мотоциклов «Черные медведи». «Нам сказали, что нормальным пацанам плохо, что им надо помочь. Оленеводы — интересные, самоотверженные люди, и мы решили их поддержать», — объяснил причину благородного поступка байкер с дорожным именем Дантист.

Эта трогательная история началась с того, что Андрей Манченко, иркутский этнограф и официальный представитель тофаларских общин «Мадар», «Чептей» и «Тагул» в Иркутске, сначала просто изучал историю и жизнь оленных народов Прибайкалья, а затем решил оказывать им постоянную поддержку и создал сайт «Помоги оленеводу».

На южных склонах Восточных Саян живут оленеводы-духа (цаатаны), на северных — тофалары, с восточной стороны — сойоты, с западной — тоджи (тувинцы-тоджинцы). Кроме того, на севере Иркутской области проживает группа катангских эвенков.

Андрей Манченко уверен, что исчезновение оленеводства будет означать гибель большинства коренных малочисленных народов, и всячески пытается исправить сложившуюся ситуацию.

Всем, кто помогает семьям оленеводов сохранить самобытную культуру и исконные традиции, Манченко вручает памятный диплом благотворителя. Эти люди становятся почетными членами сообщества «Оленный народ», их имена размещаются на специальной почетной странице сайта.

Помимо байкеров на крик о помощи уже отозвались художник Евгений Монохонов и другие иркутяне, в почетном списке также состоит американец Дэн Пламли, который поддерживал оленеводов в 90-е годы в рамках своего проекта. Теперь благодаря собранным средствам у тофалара Холямоева кроме брезента для покрытия чума появится новый котел — печки в юрте нет, еду тофалары готовят на костре, который горит посреди жилища.

Валерий Холямоев живет в тайге с братом Вячеславом и маленьким сыном Серафимом. Жена Валерия в основном находится в поселке Верхняя Гутара. Андрей Манченко рассказывает, что сейчас Холямоевы держат около 50 оленей, но их количество постоянно меняется, потому что волки не дремлют. Во время морозов оленеводы живут в зимовье, а ближе к лету на гольце в этих и летом заснеженных местах олени спасаются от комаров и мошки, и оленеводы вынуждены следовать за ними.

Летняя юрта Холямоевых до приобретения брезента была покрыта разными лохмотьями, и, когда шел дождь, со всех сторон сочилась вода. Теперь оленеводам будет комфортнее, особенно самому маленькому — Серафиму, который уже ходит в школу и поэтому зимой живет с мамой в поселке, а лето проводит с отцом, приобщается к древним традициям.

После посильной помощи, оказанной тофаларам, Манченко надеется, что найдутся люди, которые чем-нибудь пособят и другим оленеводам, например Шараевым — единственной семье, которая держит оленей в Окинском районе Бурятии.

По словам Манченко, в свое время оленей у сойотов забрали в колхозы, а затем и вовсе уничтожили, но в 1994 году американец Дэн Пламли купил на средства своего фонда сойотам оленей.

Пламли несколько лет поддерживал проект, но потом, решив, что все идет как нельзя лучше, передал стадо в дар администрации района. Таким образом, оленевод Баир Шараев лишился своих оленей, но обрел их вновь, когда из 150 животных осталось лишь девять.

Шараев возрождал утраченное стадо как мог, увеличил поголовье до 70, но олени по-прежнему ему не принадлежат. Андрей Манченко предлагает помочь Баиру купить своих собственных оленей.

Юлия Улыбина

 

 

«СМ Номер один»

Архив новостей

 
 
 

 
Рейтинг@Mail.ru

© 2005-2010  Оленный народ
On-line museum
of East Siberian native peoples
All Rights Reserved. Все права защищены

   Rambler's Top100

 

etnografia@list.ru