Главная страница
 

Вернуться к началу

Тофы живут на северных склонах
Восточного Саяна


Карагасы в XVII-XX веках

Древнейшие неолитические памятники на территории Тофаларии принадлежали охотникам и собирателям. По названиям рек можно предположить, что дотюркским населением этого района были самодийские, кетские и, вероятно, тунгусские племена. На рубеже первого тысячелетия н.э. у них появилось оленеводство. Происхождение же карагасской этнической группы и начало формирования хозяйства, в основу которого легли охота и оленеводство, относятся к VI-VIII вв. н.э. Но и в дальнейшем, ведя кочевой образ жизни, карагасы не могли не подвергаться влиянию соседних племен. Большое сходство в материальной и духовной культуре с тюрками Южной Сибири и самоедоязычным населением Северной Сибири, вероятно, говорит о достаточной гибкости в культурной преемственности. Интересно, что по языку карагасы - тюрки, а по образу жизни, способам хозяйствования они ближе к народам Севера.

Например, самые распространенные предметы быта имеют аналоги с предметами материальной культуры тувинцев-тоджинцев, алтайцев, шорцев. Они близки даже по названиям. Духовная культура и религиозные представления тофаларов во многом схожи с большинством культур сибирских народов-шаманистов. Аналогичные религиозные обряды тофов имеются у тувинцев-тоджинцев, эвенков, отдельных групп бурят. Существует аналог и шаманскому костюму карагасов (тофаларов) - это костюм тувинцев. По мнению С.И. Вайнштейна  "почти полное сходство шаманства восточных тувинцев с карагасским, а также существенные элементы сходства с шаманством самодийских народов, в том числе расселенных на Крайнем Севере (нганасаны), объясняются участием самоедоязычных групп в этногенезе восточных тувинцев, а также ближайшим этническим родством последних с карагасами".

Кроме того, такая консервативная сторона духовной жизни, как погребальный обряд, погребальные конструкции, схожи в основном с обрядами северных этнических групп: эвенков, ненцев, якутов. Мельникова Л.В. предполагает, что тяготение в погребальном обряде к северу возможно и есть тот отголосок малоизученной этнической истории карагасов, отголосок давних влияний самоедоязычных и палеоазиатских групп, когда карагасы территориально находились в непосредственной близости к ним.

Гипотезы происхождения
Вопрос о происхождении карагасов сложный и до сих пор остается открытым. Это был долгий этнический процесс, протекавший в течение многих веков в Саянах и на сопредельной территории Южной Сибири.

Очевидно, в конце I-го тысячелетия до н.э. в этот регион продвинулись самодийские группы, а не позднее середины I-го тысячелетия н.э. кетоязычные племена (кетское влияние прослеживается в родовом составе карагасов, топонимике и др). 
Решающее влияние на завершающем этапе генезиса карагасов оказали тюркские племена Туба (впервые этот этноним упоминается в китайских хрониках середины I-го тысячелетия в форме Дубó). По-видимому первыми были тюркизированы кетские и лишь затем самодийские родоплеменные группы, участвовавшие в этногенезе карагасов.

В XIII веке в Саяны проникли и монгольские группы, которые довольно быстро были ассимилированы в местной тюркоязычной среде, но все же несомненно оказавшие свое влияние на формирование местных этносов. С.И. Вайнштейн и Н. Бичурин считали, например, что сложение карагасов в отдельный этнос с общетюркским языком завершилось только к XIX веку.

И. Георги писал "…Каракассы принадлежат к небольшим остаткам красноярских народов Семоядского племени. Статься может, что во время воинственных беспокойствий собрались из беглецов, по крайней мере не упоминается об них... в истории о завоевании Сибири. Язык их Семоядское наречие и при том не столько испорченное, как у многих других остатков Семоядского племени". 

М. Кастрен считал тофов  отатарившимися самоедами или  смешавшимися с самоедами качинцами. По его мнению на это указывает появление у карагас новых родов: Ирге, Тарак, Йогды и Богожи (Богоше). Причем род Богожи считался чужим, переселившимся вместе с родами Тулай и Чептей из Тункинского района.
Кастрен на основании изучения языково-этнографического материала по северным самодийским и саяно-алтайским группам выдвинул гипотезу саянского происхождения самодийских групп. Советский этнограф, лингвист Г.Н. Прокофьев, сопоставляя языки, материальную культуру и этнонимы различных самодийских групп, подтвердил гипотезу Кастрена.

Д.А. Клеменец отмечал, что "карагасы говорят тюркским языком, но у них сохранились еще слова какого-то древнего языка, вероятно из какого-нибудь самоедского наречия, обличающее их нетюркское происхождение. Олень, например, у сибирских тюрков енисейской губернии называется ак-ких - белая коза. Для них олень не домашнее животное, а дикое. Карагас, знавший оленя с незапамятных времен, называл его нетюркским словом - эби. У енисейских тюрков (качинцев, бельтир, сагаев, кизыльцев, койбалов) не осталось следов поклонения медведю, карагасы до сих пор, убив медведя, хоронят с почестями его голову. У всех тюрков медведь называется - аба, у карагасов - ирезэ".

В. Радлов считал, что тофы находятся в близком родстве с сойотами или якутами. 

Н. Козьмин считал тофов чистыми тюрками. 

Л.Н. Гумилев относил их к южносибирским лесным народам.

Н. Катанов и Н. Аристов приняли тофов за представителей одного с урянхайцами племени. Во-первых, потому что оба эти племени называют себя одинаково – туба, а во-вторых, потому что наречия их очень схожи. Считается, что карагасы обособились от северо-восточных тувинцев-тоджинцев после 1757 года, когда с падением Джунгарии Тува была покорена маньчжурской (дайцинской) династией Китая. Тогда значительная часть их осталась на территории русского государства, на своих кочевьях в Восточных Саянах, где они были известны под названием карагасы. Родственная и длительная культурно-историческая связь тувинцев-тоджинцев и карагасов оказалась разорванной почти на два столетия. Один из родов (Чептей) Катанов относил к выходцам из Монголии.

Профессор Б.Э. Петри в свою очередь подтвердил наличие в языке карагас тюрко-татарского и самоедского языков.

Однако все ученые почти единодушно считали, что карагасы - это осколок некогда существовавшего большого народа и когда-то занимавшего огромную территорию - от верховьев Енисея до Тунки.

В середине XX века новые гипотезы
С.И. Вайнштейн, М.Г. Левин и Ю.Г. Рычков на основе антропологических и этнографических данных высказали предположение о близости тувинцев-тоджинцев, тофов и западных эвенков, объединенных одним катангским типом байкальской расы. 

О близком родстве саянских народов также свидетельствовал Б.О. Долгих, проведя исследования по фиксации сбора ясака среди народов Сибири. Он подчеркивает, что в XVII веке карагасы не представляли какого-либо единства. Они образовывали самостоятельные роды, один из которых (Югдинский) вошел даже в состав тувинцев-тоджинцев. 

В.И. Рассадин, изучая язык тофов, наметил основные этапы его исторического развития. Он считает, что первоначальным ядром предков тофов являлись какие-то кетоязычные роды, перенявшие язык древних тюрков. Позднее к ним примкнули самоедоязычные. Тюркский язык у них очевидно сложился до XIII века, возможно, в VI – VIII веках, во времена тюркского каганата при господстве тюрков-тукюэ. Затем тофы попали под влияние уйгурского каганата, государства кыргызов, монгольской империи. А в XVII веке русские застали тофов данниками западно-бурятских князцов. С XVII века тофаларский язык испытывает мощное влияние русского языка. Кроме того, В.И. Рассадиным и В.М. Неделяевым в языке тофов были обнаружены целые пласты лексических заимствований из древнего и современного монгольского языка, тунгусских языков, а так же какие-то древние рудименты более древних языков, следов которых не обнаружено в говорах других народов Центральной и Северной Азии.

Группа исследователей Э. Львова, И. Октябрьская, А. Сагалаева и М. Усманова как бы подводят черту под предположениями исследователей первой половины XX века: «Тюркоязычные народы Южной Сибири: алтайцы, хакасы, тувинцы, шорцы и тофалары составляют коренное население Саяно-Алтайской историко-этнографической области. Эти народы близки по происхождению, культуре и этнической истории, их языки входят в восточно-хуннскую ветвь тюркских языков…» 

Также существует версия, что тофалары, тувинцы-тоджинцы, окинские сойоты и монгольские цаатаны (духа) являются осколками некогда единого реликтового саянского этноса, основой хозяйства которого была охота и оленеводство.

  Карагасы
  Гипотезы происхождения

  Дубо
  Внешность и характер
  Язык
  Роды и группы
  Землевладение
  Соседи карагасов 
  Ясак
  Суглан
  Шуленга
  Статистика численности
  Хроника событий
  Хроника исследований
  Эпидемии
  Алкоголь
  Тофы сегодня

Мельникова Л.В. "Тофы". Иркутск. 1994 г.
Вайнштейн С.И. Энциклопедия народы России. 1994 г. стр. 335-337.
Вайнштейн С.И.  Тувинское шаманство. М.: Наука, 1964 г. стр.16.
Газета "Сибирь" №48, стр.10, ст.I, 1885 г. 
Известия Восточно-Сибирского отдела Императорского Русскаго Географическаго Общества. Том XX, №1, 1889 г. "Предварительныя сведения об экскурсии Д. А. Клеменца в Ачинский и Канский округа (Ачинск 22 сентября 1888 г.).
Георги Иоганн "Описание всех обитающих в Российском государстве народов и их житейских обрядов, обыкновений, одежды, жилищ, вероисповеданий и прочих достопамятностей". Часть третья, о народахь самоядских, манджурских и восточных сибирских. В Санкт-Петербурге, при Императорской Академии наук, 1799 года.
Миротворцев К.Н. Карагасы: Статистико-экономический очерк. Иркутск, 1921 г.
Радлов В. Из Сибири: Страницы дневника. М.: Наука, 1989 г.
Катанов Н.Ф. Поездка к карагасам в 1880 году // Зап. Русского геогр., о-ва. Отдел этнографии. СПб., 1891 г. Т.17. вып.2.
Этнографические очерки "Народы Сибири". 1956 г.
Вайнштейн С.И. Проблема происхождения оленеводства в Евразии. Роль саянского очага в распространении оленеводства в Евразии// Советская этнография. 1971 г. №5.
Рычков Ю.Г. Материалы по антропологии западных тунгусов // Антропологический сборник. М., 1961 г. 
Рассадин В.И. Этапы истории тофаларов по языковым данным // Мат. конференции "Этногенез народов Северной Азии". Новосибирск, 1969 г. Вып.1.
Львова Э.Л., Октябрьская И.В., Сагалаев А.М., Усманова М.С. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Новосибирск: Наука. 1988 г.

Рейтинг@Mail.ru

© 2005-2010  Оленный народ
On-line museum
of East Siberian native peoples
All Rights Reserved. Все права защищены

   Rambler's Top100

 

etnografia@list.ru