|
|
Главная страница | |
|
|
Тофы
живут на северных склонах
Восточного Саяна |
|
|
Погребальная
обрядность
О
погребальном обряде карагасов известно
немного. Соединив некоторые отрывочные
сведения, можно составить некоторую
обобщенную схему погребального обряда,
касающуюся действий с умершим до
момента погребения, на рубеже XIX-XX
веков.
Более ранних сведений по этому вопросу в
литературе почти нет, кроме краткого упоминания
Иоганном Георги в 1799 году. Он пишет следующее: «...Теперь
карагасы покойников своих хоронят. В прежния времена оставляли их для
истления на голой земле, положа головою к востоку или клали на сделанный
из колышков костер... причем покрывали их всегда хворостом; сожигали же
токмо тех, которых отменно почитали». Также почти нет сведений,
позволяющих судить о влиянии
христианства на погребальный обряд, кроме наличия
шестиконечных крестов у некоторых воздушных
захоронений.
Суеверия Н.Ф.
Катанов сообщал, что предвестниками смерти
у карагасов считались следующие приметы:
убийство на охоте белой белки, свист в
чуме, потеря своего перстня, а также, если в сновидениях человек
срубал живое дерево, отдавал свой
перстень другому, стрелял, но не убивал
белку или соболя, убивал человека или
видел "урянхайца, монгола или бурята".
Схема погребального обряда
В момент погребения на умершего
надевали одежду, соответствующую сезону.
Специальной одежды не шили. Умершего
оставляли в чуме, клали на войлок или
шкуру головой на восток (к выходу из чума).
Руки и ноги связывали веревкой. Похороны
совершались на третий день после смерти.
Непосредственно перед похоронами
умершего развязывали.
В похоронах
участвовали только мужчины. Умершего на
шкуре вытаскивали из чума и клали в
приготовленный сруб головой на восток.
Если хоронили по христианскому обычаю,
то головой ориентировали на запад.
Погребальные
сооружения строились с учетом времена
года. Летом копали могилу глубиной до 1, 5
м. Внутри помещали небольшой сруб в
два-три венца (колго).
Зимой умершего укладывали
непосредственно на землю, сооружая
вокруг из досок (плах) ящик-сруб с
крышкой, либо ставили сруб на два пня или
четыре столба.
В могилу
умершему складывали различные личные
вещи, которые, по мнению карагасов,
были необходимы для кочевой жизни в
загробном мире (вещи иногда ломали).
По сообщению П. Преловского, к бедрам
подвешивали ганзу, огниво и нож; в голову
клали седла, в правую руку - плеть, а в
левую бутылку с вином или пустую.
По сообщению Н.Ф. Катанова, в ногах
умершего складывали: нож, топор, чайную
чашку, горшок, чай, табак, седло, ставили
бутылку водки. Денег не бросали.
По сообщению В.Н. Васильева в набор
провизии входили: три заварки чая, три
кусочка лепешки и небольшое количество
табака.
Затем умершего покрывали корой, сруб
сверху придавливали бревнами. На
месте погребения через шесть-семь дней
совершали тризну, забивая ездового
оленя, принадлежавшего умершему; мясо
съедали а шкуру вместе с головой и
ногами вешали на толстую горизонтальную
ветвь дерева головой на запад, оленя
также могли оставить рядом с могилой на
съедение диким зверям.
После похорон в чуме
наводили чистоту, подметали пол, окуривали травами.
Шаман во
время погребения не камлал, но
присутствовал.
Как
выбирались места для захоронений точно
неизвестно. Так, П. Преловский сообщал,
что хоронили "на высотах гор", а Н.А.
Алексеев указывал, что "обычно
хоронили в глухом, недоступном для людей
месте, где-нибудь в лесной чаще" в
стороне от стойбищ. Мельникова
Л.В. сообщает, что при опросе жителей
поселков Алыгджер и Верхняя Гутара было
отмечено, что умершего хоронили там, где
он умер.
Но вероятно, одним из традиционных
моментов во всех случаях являлось захоронение в устьях
или в приустьевых участках рек. Реки в похоронной обрядности
карагасов
понимались как пути, связывающие миры
живущих и мертвых, как дорогу в иной мир.
Поэтому умерших также ориентировали
ногами вниз по реке.
Спустя некоторое
время после погребения умершего отпевали на суглане.
Вероятнее всего это делалось для
того, чтобы не платить за него ясак.
Духовная сторона
обряда
К сожалению, ничего не известно о
духовной стороне погребального
обряда: представлениях о душе, о
загробной жизни, шаманских камланиях
после погребения умершего, о
магической цифре «три» - три заварки
чая, три кусочка лепешки и т.д., то есть
имеются в виду космогонические
представления.
Отдельные сообщения, полученные от
информаторов Е.Г. Киштеевой, Н.И.
Адамова в 1976 г. (пос. Алыгджер), были
опубликованы Н.А. Алексеевым. "Тофалары
"чувствовали", как умерший в
течение десяти дней ходит вокруг того
места, где умер. Поэтому на могиле они
оставляли для него пищу и водку.
Покойник беспокоил людей в том случае,
если при похоронах был нарушен какой-нибудь
обычай или не было удовлетворено
какое-либо его желание (неизвестно как
беспокоил). Если вскоре
после смерти одного человека умирал
другой, тофалары объясняли это тем,
что его увел с собой первый.
Через десять дней после смерти, по
тофаларским поверьям, покойник
отправлялся в подземный мир (чиралты),
мир Эрлик-хана. Это путешествие
умерший мог совершить верхом на олене.
Поэтому если у умершего был верховой
олень, его убивали, и покойник ехал на
нем в мир Эрлик-хана. Дорога туда имела
ряд препятствий. Они касались только
умершего. Например, покойник должен
был перейти через пропасть по канату
толщиной в волос. В этом месте духи
переводили оленя на ту сторону
пропасти по безопасной дороге. По
канату мог пройти только человек, не
имеющий больших грехов. По дороге к
Эрлик-хану человек должен был также
пройти через собачью деревню, куда
переселялись после смерти собаки. И
если он при жизни обижал собак, бил их,
то обязан был прихватить для них кость.
Человек в мире Эрлик-хана, считали
тофалары, живет со своими умершими
родственниками и занимается тем же,
чем занимался на земле. Поэтому
покойника снабжали всем необходимым:
оружием, орудиями труда, посудой и т.п.".
Кроме захоронения в срубе (колго),
существовали захоронения в колоде.
Так обычно хоронили детей и шаманов.
Детское
погребение
Умерших детей хоронили в дупле дерева
или колоде, буквально возвращая в "породившее"
его лоно. Колода – часть толстого
круглого дерева, выбранного продольно
насквозь. С торцов закрывалась
поперечными досками. Дерево символ
настолько многозначный… Дерево –
космическая ось; дерево, дающее жизнь;
дерево рода суть разные ипостаси
одной идеи Центра. В фольклоре всех
тюркоязычных народов Сибири дерево
вскармливает (рождает) детей, оно
является символом жизни и залогом
благополучия членов рода.
Погребение шамана
Известно, что в колоде хоронили не
только детей, но и шаманов. Умершего
головой направляли на запад. Личные
вещи в колоду не клали. Шубу и бубен на
длинных шестах подвешивали со стороны
головы. При посещении могилы шамана
люди должны были сообщить, откуда они
приехали. Тот, кто приезжал с востока,
говорил: "Я приехал спереди", кто
приезжал с запада, – "Я приехал
сзади", кто приезжал с юга, – "Я
приехал со стороны", кто приезжал с
севера, – "Я приехал изнутри".
По
сообщениям коренного населения,
родственники не посещали мест
захоронения своих близких. Если же
проходилось проезжать мимо
захоронения всегда поминали умершего,
"чтоб удача была в дороге". В 1983 г. каюр
экспедиции ИОКМ В.П. Болхоев, тоф по
национальности, житель пос. Нерха,
положил на могилу к кресту несколько папирос и коробок спичек со словами:
"Пусть покурит".
Наиболее полно описаны
захоронения в полевых материалах
экспедиций ИОКМ в 1962, 1983-86 годы, а также
в описаниях Б. Чудинова и
Н.Ф.
Катанова.
На основе собранных
материалов, по погребальному
обряду тофов известно следующее:
Существовало два типа погребений: воздушные и грунтовые. По
погребальным конструкциям воздушные захоронения делятся на два
варианта — в срубе и в колоде. Вероятно, наиболее распространенным
вариантом погребальной конструкции воздушных захоронений были срубы,
помещенные на два пня с крестообразным перекрытием бревен,
поставленных поперек продольных сторон срубов. Все воздушные
погребальные конструкции выполнялись топором и слаживались в пазы без
применения гвоздей. Характерной
особенностью являются припуски с
торцевых сторон (независимо от вида
погребальной камеры — сруб или колода).
Кости скелета во всех обследованных
могилах отсутствуют.
Высота столбов-опор, на которые
помещались сооружения, колеблется от
0,3 до 0,8 м. Внутренние размеры камер (для
взрослых) в среднем фиксируются 1,8 х 0,6
х 0,4 м. Высотой сруб зачастую
выкладывался в два венца. У ряда
воздушных захоронений зафиксировано
наличие шестиконечных крестов.
Места захоронений расположены вдоль
рек, в устье или на приустьевых
участках, в стороне от стойбищ.
Следовательно, реки в похоронной
обрядности понимались как пути,
связывающие миры живущих и мертвых,
как дорогу в иной мир.
Умершие ориентированы головой на
запад, ногами вниз по реке. Половой
признак, вероятно, не влиял на тип
могильного сооружения и характер
инвентаря, за исключением сугубо
женских и мужских предметов.
Ориентация головой умершего на
запад и наличие шестиконечного креста
с торцевой стороны срубов отдельных
воздушных захоронений говорят о
проникновении и влиянии христианских
обычаев в начале XX в. на традиционную
похоронную обрядность тофов. Но
ориентация умершего головой на запад,
может является и наиболее древним
устойчивым действием, основанным на
движении солнца (его умирании в СЗЗ
секторе), с которым связан мотив ухода
из жизни, или качественный переход
человека в страну предков.
В первой половине XX века, с переводом
населения на оседлость, под
влиянием русских,
происходит
трансформация погребального обряда,
касающаяся типа захоронений.
Некоторых умерших уже хоронят в землю. Возможно, это
отразилось и на шаманских погребениях.
Вместо колоды умерших шаманов теперь
хоронят в землю, сохраняя
традиционное размещение ритуальных
вещей на шестах. К середине XX века, умерших хоронят в
основном в землю, ставя на могилу
крест или памятник. Рядом с поселками
возникают кладбища.
Полевые материалы ИОКМ по
конструкции погребальных сооружений
являются наиболее полными, но и они не
позволяют сделать вывода о причинах
их разновариантности.
Погребальная обрядность тофов,
включающая типы и варианты
захоронений, имеет некоторые аналоги
с деталями погребальных конструкций
ряда северных народов: ненцев, энцев,
эвенков, эвенов, якутов.
Исполнение тризны с привязыванием
или убийством оленя на могиле
умершего характерно для эвенков и удских тунгусов.
Погребения шаманов в колоде с
размещением одежды и принадлежностей
около могилы известны у всех народов
сопредельных территорий юга и севера
Сибири.
Л.В. Мельникова отмечает, что
наибольший интерес из выявленных
воздушных захоронений представляет
конструкция обнаруженная в
1985 году на притоке р. Сытляр-Атар.
Среди народов сопредельных
территорий она встречается в двух
вариантах: наземная и воздушная.
Первый вариант зафиксирован у
енисейских ненцев, энцев, вадеевских
нганасан, обских хантов. Воздушный - у
юкагиров, забайкальских орочен,
ессейско-чирингдинских эвенков,
тунгусов Вилюйского округа,
забайкальских эвенков.
В данном случае подтверждается
вывод И.С. Гурвича, что "распространение
схожих форм погребальной обрядности ,
в особенности специфических, дают
некоторые данные для суждения о
древних исторических связях между
народами Сибири".
Также полевые материалы ИОКМ, не опровергают
предположения Г.Н. Грачевой, что,
возможно, так называемая рамочная
конструкция погребального сооружения
возникла на юге Сибири, а затем
распространилась на Север.
|
|
|
Мельникова Л.В. "Тофы".
Иркутск. 1994 г.
Катанов Н.Ф. Поездка к
карагасам в 1880 году // Зап. Русского
геогр. о-ва. Отдел этнографии. СПб.,
1891 г. Т.17. Вып.2.
Катанов Н.Ф. О погребальных
обрядах у тюркских племен с древнейших
времен и до наших дней. // Изв. Оо-ва
археологии, истории и этнографии при
Казанском ун-те. 1894 г. Т.12.
Вып.2.
Преловский П. Нижнеудинские
карагасы.// Зап. и тр. Ирк. губернского
статистического к-та. Иркутск. 1868 г.
Вып.4.
Васильев В.Н. Краткий очерк
быта карагасов.// Этнографическое
обозрение. М., 1910 г. Кн. LXXXIV - LXXXV. №1-2.
Алексеев Н.А. Ранние формы
религии тюркоязычных народов Сибири.
Новосибирск. Наука. 1980 г.
Львова Э.Л., Октябрьская И.В.,
Сагалаев А.М., Усманова М.С. Традиционное
мировоззрение тюрков Южной Сибири.
Новосибирск. Наука. 1988г.
Туголуков В.А. Похоронная
обрядность. Эвенки и эвены. //Семейная
обрядность народов Сибири. М.: Наука. 1980 г.
Грачева Г.Н. Конструкция
погребальных сооружений у некоторых
сибирских народностей. // Полевые
исследования ин-та этнографии 1975 г.
Гурвич И.С. Похоронная
обрядность. // Семейная обрядность
народов Сибири. М.: Наука. 1980 г.
Иоганн Готлиб Георги "Описание всех обитающих в
Российском государстве народов и их
житейских обрядов, обыкновений, одежды,
жилищ, вероисповеданий и прочих
достопамятностей". Часть третья, о
народахь самоядских, манджурских и
восточных сибирских... В Санкт-Петербурге,
при Императорской Академии наук, 1799 года. Рисунок художника Е.В. Монохонова
|
|