|
|
Главная страница | |
|
|
Тофы
живут на северных склонах
Восточного Саяна |
|
|
Одежда
В конце XVIII века академик Санкт-Петербургской
академии наук Иоганн Георги пожалуй впервые описал как одевались карагасы
в те далекие времена: "...Одеяние делают себе из разных звериных кож на Семоядский вкус. Вместо чулков обвертывают ноги жимолостною корою. Зимой
носят теплые шапки; летом же ходят мужчины простоволосы, а женщины
покрывают голову летними шляпками, нарочито пригожо из тростнику
выплетенными..."
Удивительно причудливый вид карагаса возникает перед глазами, после этих
строк.
Спустя 100 лет (1885 г.) в газете "Сибирь" об одежде
карагас были опубликованы следующие сведения: "Одежда - длинный кожан из
козьих шкур, у некоторых по краям обшитый черным плисом, такие же козьи
штаны, на ногах пимы, также из козьей шкуры шерстью вниз, на голове шапка
со смушками. Нижнее белье им почти не знакомо, но если случается, что
карагас купит рубаху, то он носит ее до тех пор, пока она совершенно не
развалится на теле".
С течением времени одежда претерпела различные
изменения. Влияние соседних племен, а главное русского населения вносило
свои коррективы во внешний вид карагасов.
|
|
В старые времена одежду (штаны, шапки, шубы, рукавицы,
обувь) карагасы шили преимущественно из шкур животных, она была очень
проста и примитивна, но удобна в использовании. Вся одежда шилась
распашной. В основном это были кожаны из шкур, в которых ходили зимой и
летом.
Кожан (тон) - халат из выделанной шкуры оленей, кабарги с мехом внутрь -
зимний или без меха - летний.
Вплоть до конца XIX века кожан и штаны были и единственным нательным
бельем. Спали в тех же кожанах. Нижнего белья у карагасов не было и
верхнюю одежду надевали прямо на голое тело. |
Мужская одежда
|
|
Мужская рубаха (доно иргиши) - короткая до колен. Украшалась по вороту,
рукавам, полочкам и подолу, в основном черными матерчатыми полосками и
иногда мехом белки. С правой стороны подвешивали кошелек с кисетом (уунгушек)
и трубкой (ганза). Кошелек украшался кисточками, стеклянными цветными
бусинами и медными бляхами. Кисет представлял собой небольших размеров
мешочек прямоугольной формы, который использовался не только под
табак, но и для других мужских мелочей.
Многие мужчины летом носили кафтан с суживающимися внизу рукавами,
сшитый из сукна или ткани. Штаны предпочитали из кабарожьей кожи, они
очень удобны на промысле, т. к. не рвутся и служат удивительно долго.
|
|
- Мужской головной убор
Летом на голове мужчины носили суконные картузы. Зимой - меховые
шапки, которые шились из белки, рыси, выдры, зайца. Круглая,
конусовидная основа, к нижнему краю которой подшивалась широкая
полоса - отворот. При холодной погоде отворот опускали на уши и
затылок. К нижним углам пришивались веревочки, чтобы ветер не
распахивал шапку. При теплой погоде отворот поднимали, то есть
получалась своеобразная "ушанка".
-
- Женская одежда
Женская одежда (доно эпши гиши) - длинная до пят, сзади на талии
присбореная.
- Зимняя украшалась мехом кабарги, летняя - матерчатая
(праздничная - из китайского шелка) обшивалась полосками, красными,
черными лентами (чаще это был геометрический орнамент по груди от
плеча до пояса и далее прямые линии по подолу одежды). Наличие в
орнаменте ткани свастики, по предположению Д.А. Болдырева-Казарина,
является влиянием алтайцев, кочевников Барабинских степей, частью
саратов, таджиков (эти орнаментальные мотивы встречались довольно
часто в Восточной Сибири и в русском орнаменте). Поверх платья
надевали большой платок с кистями который одним концом накидывался
через плечо, другим – под мышкой, и завязывался на груди ближе к
талии.
Н. Ленкова в книге "Костюм народов Прибайкалья" описывает женский
тофаларский костюм так: "Обычно это прямое платье на кокетке или с
отрезной талией. Праздничное платье могло быть с файбарой на кокетке или
цветной лентой. Существовали некоторые различия в женском платье.
Шелковые, простые платья для молодых женщин и для девушек шили узкими и
длинными, а для женщин более солидного возраста – шире и короче. Покрой
этой одежды очень прост: в виде рубахи на кокетке со складками от
кокетки и по шву рукава. Рукав заужен или рубашечный. Простые платья
шили из купленных у русских бязи, ситца или кумача.
В качестве украшения на платье могла быть обшивка красной лентой по
воротнику или мехом белки по обшлагу рукава. Кроме этой одежды, девочки
и женщины носили юбки со складками длиною до щиколотки, сверху надевали
тонкий халатик с поясом. Халат мог быть короче платья или юбки.
Оторачивали рукава платьев, кожаны, шапочки, жилеты мехом соболя".
Женский головной убор
Женщины покрывали голову круглый год. Летом основной головной убор у них
был платок, повязанный вокруг головы концами с затылка по лбу без узла. В
праздничные дни на голову надевали нарядные цветные платки с кистями,
завезенные от русских. Кроме красивых платков голова тофаларки украшалась
лентами из черных ниток-мулине, вплетенными в косы монетками.
Зимой носили шапки из оленьих шкур мехом наружу или из шкуры морды
кабарги вместе с ушами. Такая шапка имитировала морду животного.
Пояс
Карагасы независимо от пола, одежду подпоясывали своеобразным поясом
- куском материи 1,5-2 метра. Пояс мог быть из шелка или атласа.
Преобладали цвета красный, синий, зеленый, но не белый. Лишь на охоту
надевался кожаный пояс. Летом поясом подвязывались концами с одной
стороны, а зимой концами с двух сторон. По-видимому, пояс имел какой-то
особый смысл для карагасов. Чтобы иметь пояс, карагас мог уйти далеко от
своего жилища: в Туву, Бурятию или даже в Монголию. За пояс на спине
затыкали нож в ножнах ручкой в правую сторону так,
чтобы удобно было брать нож правой рукой.
Обувь
Летом на ногах носили ичиги, зимой - меховые унты (итых, итык), сшитые из
камуса оленя, изюбра или сохатого, Шили их мехом внутрь с загибом на
верхней части, где перевязывали их веревочкой из замши. Помимо уличной
обуви была домашняя, с короткими голяшками, сшитая из шкуры оленя, также
как и унты, мехом внутрь (ун-итык).
Детская одежда
Детская одежда по покрою мало чем отличалась от взрослой, только больше
украшалась. На детскую одежду нашивались украшения в области груди и на
спине (по лопаткам). Косточки или камешки нанизывали на сыромятные
ремешки, которые затем пришивали, чередуя короткий с длинным. Таким
образом, украшались подол и рукава.
Детские шапочки шились из меха осеннего аная (олененка). Украшались
соболиными клыками, суставами кабарги, сохатого, оленя, кастарминскими
камешками.
Детская обувь (хааш-уруух-итык) выполнялась по принципу взрослой.
Украшения
Украшения, которые использовали тофы, были либо покупные (у окинских
бурят), либо делались из природного материала -
кабаржиные суставчики, копытца, кастарминские камешки, изюбриные клыки.
Покупались стеклянные бусы (нинги), браслеты (бога), которые носили в
основном пожилые люди и кольца (чюстюк).
Девочек и женщин украшали бусами, серьгами (сорга), которые делали из
бусин, и серебряными накосниками. Мужчины носили
кольца, иногда серебряные, чаще - оловянные. Потерять или отдать свой
перстень другому считалось очень плохой приметой (предвестником
смерти).
Волосы
Молодые тофы стригли волосы в кружок, старики вообще не стриглись.
Девочки и девушки (до замужества) носили несколько кос, с правой и левой
стороны одинаковое количество: 2,4,6 и даже 8,10. В концы кос вплетались
разноцветные ленты.
Женщины носили две косы.
Сумочки для рукоделия
|
|
|
В каждой семье имелись женские и мужские сумочки для рукоделия (унчжиек).
Известно два типа женских сумочек:
Первый тип наиболее простой. Основу сумочки представлял
конусовидный (острым концом вниз) или прямоугольной формы мешочек,
выполненный из шкурки мехом наружу. Для этой цели употреблялись либо
уши, либо кожа с головы животного. К верхней части пришивали кусок
материи, который при помощи завязки фиксировал сумочку в закрытом
положении.
Второй тип сумочек более сложный. Такая сумочка выполнялась из
шкуры животного (мехом наружу). Верхняя закрывающая часть нашивалась
из плотной материи типа брезента. При помощи одной или двух пар
сыромятных ремешков верх сумочки фиксировался в закрытом положении.
Край между меховым низом и матерчатым верхом обычно украшался
ровдужной бахромой. Дно делалось плоским.
Внутри сумочек хранили самые необходимые предметы: металлический
наперсток (сууг-сук) в кожаном футляре, стальные иголки в
роговом игольнике.
Кроме того существовали еще сумочки для пуговиц, иголок и ниток -
каапчак.
Во время работы использовали игольницу (цижнек, иннекаба) -
небольшую круглую продолговатой формы подушечку для втыкания иголок.
Подушечка выполнялась из свалянной шерсти, обшитой кусочком материи.
Если у хозяйки имелись бисер или стеклярус, то на мягкую игольницу
накручивались нитки с бисером (стеклярусом).
Мужские сумочки для рукоделия, то есть для тех предметов, при
помощи которых можно было починить порвавшуюся одежду, выполнялись
проще, в виде небольших кошельков или мешочков с завязками.
|
|
Хотя женские и мужские предметы одежды отличались друг от друга, но
застежка везде шилась на одну сторону.
При раскрое одежды вместо сантиметра пользовались оленьей жилкой.
Кроили ножницами. Сшивали жильными нитками (для этого использовали
жилы с ног оленя). Предварительно жилы сушили на воздухе, тонко драли,
затем скручивали (катая рукой на обнаженном бедре и смачивая слюной).
Шили стальной иглой. Шилом служили клыки самца кабарги. Для рукоделия
также широко использовался подшейный волос оленя. Несколько
волосков, собранных в жгут, прокладывали по основе и прихватывали
потайным швом к верху. А для изготовления ниток, веревок использовался
конский волос. Он брался только из гривы. Женщины прекрасно умели
выделывать шкуры животных, тонировать их, продымляя над кострами и
придавая тем красивый оттенок и прочность. Шкуры использовались очень
рационально. Например, центральная часть шкуры оленя шла на
изготовление верхней одежды, шкура же, снятая с ног оленя,
употреблялась на пошив обуви, камусов.
Для хранения зимних вещей строили лабаз (арангас), там и оставляли
их до следующего сезона.
Начало XX века
В начале XX века с появлением госторгов и кооперации у карагасов
становятся распространенными вещи из городской продукции: суконные
пиджаки, бараньи полушубки, шаровары суконные и из бумажного трико,
готовые шапки и т. п. На появившихся культбазах кооперация всем
переходящим на оседлость охотникам и их семьям бесплатно выдавала нижнее
и постельное белье.
В 1925 году профессор Петри составил список важнейших и интересовавших
карагасов товаров, продававшихся в карагасском кооперативе. Этот список
был основан на десятилетнем опыте работы кооперации.
Вот часть этого списка:
"Сукно шинельное, серое, солдатское для зимних штанов и
однорядок (верхняя долгополая одежда-халат). Сукно употребляется
исключительно для зимней и осенней одежды - ц. 4 р.
Бязь для рубах мужских и женских от 50 до 70 коп.
Ситцы для женщин, красные, цветные, зеленые; обязательно ярких
тонов и "большетравые", т. е. с крупными цветами в обойном стиле. Шьют
из него холодаи (сарафаны) и за последнее время кофты. Цена от 45 к. до
60 к.
Ситцы для мужчин идут белые в полоску и черные в клеточку (цена
та же). Употребляются на рубахи.
Сатин носят мужчины, выбирают покрепче, цена от 70 к. до 1 р.
Употребляют на рубахи (крой похож на русскую косоворотку),
Мадеполам употребляют в небольшом количестве для шаманства.
Все наши бумажные ткани отличаются большой непрактичностью в условиях
тайги: быстро рвутся, весьма маркие и истлевают на теле от отсутствия
стирки. Зато чрезвычайно практична китайская бумажная кустарная ткань -
далемба, которая приходит в Карагасию через Монголию и окинских
бурят. За далембу платят по 1 руб.50 коп. за аршин (плата пушниной);
"дорогой да шибко крепкий он", - мотивируют карагасы непроизводительный
расход. Заброска прочных хотя бы грубых бумажных тканей в тайгу -
очередная задача кооперации.
Трико бумажное (черное преимущественно; серое в полоску менее
желательно) употребляют мужчины для летних штанов или зимних рубах (от
60 к. до 1 р.).
Платки головные (16-вершковые) берут женщины; любят яркие цвета с
широким узором или чисто красные (55 к.).
Полушалки теплые берут женщины для зимы (от 2 р, до 4 р. 50 к.)
Кумач красного цвета берут тоже охотно - на рубахи и юбки. (ц.
55-60 к.).
В общем количество взятой мануфактуры за 1925 год чрезвычайно мало: на хозяйство в среднем
вышло ситцу и проч. легких бумажных тканей - 21,5 аршина, трико бумажного
-
9,5 арш., сукна - 2,4 арш; нет ничего удивительного в том, что карагасы
выглядели очень оборванными. Не надо, впрочем, забывать, что праздничные
одежды шьются один раз на много лет, что зимой карагасы носят меховые
одежды своего изготовления, очень прочные и долговечные и что
потребностью пофрантить карагасы не отличаются. Несколько компенсируется
малое количество закупленной мануфактуры приобретением готовых (сшитых)
вещей - рубах, шаровар, пиджаков, сарафанов.
Мелкая галантерея требуется в виде:
а) дешевых стеклянных пуговиц (4 к. дюжина,)
б) наперстков,
в) ниток только № 10 и № 20; тонкие нитки не берут;
г) иголок № № 1,0, 00, 000 мелкие иголки не берут; настаивают, чтобы
им доставляли иглы с трехгранным острием (гранаты);
д) частых гребней (от паразитов) и гребней для держания волос
(девушки). Если к этим мелочам прибавить спички и мыло, т. е. сложить
вместе все мелочи, то мы получим, что в среднем в год карагасское
хозяйство затрачивает на них 6 р. 23 к.
Шапки предпочитают "татарки" - верх из черного солдатского сукна,
подбиты мягкой овчиной, узкая опушка из собачины, ценою от 60 к., но
берут и с ушами (особенно любят из нерпичьего меха с козырьком) от 3 р
до 3 р. 50 к.
Фуражки носят летом (от 1 р. 50 к. до 1 р. 80 к.); предпочитают
черные.
За 1925 год было куплено всего 57 шапок и 5 картузов. Шапки носят только
мужчины.
Полушубки черные (от 25 до 30 р.) и желтые (от 20-25 р.) берут
карагасы очень охотно. Взяв, обычно огорчаются, т. к. наши полушубки
боятся воды, дождя и мокрого снегу. Карагасы предпочитают покупать
овчинные шубы у окинских бурят, чрезвычайно, теплые и не боящиеся
таежных условий. Окинская шуба стоит 60 рублей, покупается, как правило,
за хорошего соболя - цена чрезвычайно высокая для карагас. Следует
указать, что карагасы нуждаются в овчинах; продукция оленей с каждым
годом падает, а зимняя одежда шьется из оленьих шкур. Карагасы заменяют
постепенно оленью шкуру овчиной русской и бурятской выделки. Русская
овчина хотя и дешевле, но много хуже: она холоднее, боится мочи, быстрее
сваливается и легче рвется. Бурятская же имеет все достоинства; даже ее
более высокая цена компенсируется ее большей носкостью. Но лучше всего
было бы доставлять карагасам сырые овчины. Карагаски сами своим способом
их сомнут и продымят по тому же методу, каким они обрабатывают оленьи
шкуры, и получат дешево тот материал, который им нужен. Верхней одежды
из овчины было куплено в 1925 году очень мало - 5 полушубков и 24 шубы -
на семейство и по полодежды не пришлось. В целом карагасы очень
нуждаются в одежде. Только 20,6 % карагасских хозяйств сочло возможным
показать, что одежды хватает. Лучше всех обеспеченными одеждой оказались
гутаринские карагасы.
Кожа поставляется кооперацией исключительно чирочная (1 р. фунт)
хорошо идут ичиги (от 3 р. до 5 р. пара) и чирки (от 1 р. 50 к. до 2 р.
50 к. пара). Небольшое количество унтов куплено карагасами у окинских
бурят. Своей кожи совершенно не хватает для производства обуви. Вот
почему только 14,4 % карагас могло показать, что они обеспечены обувью в
достаточной степени. Но особенно карагасы нуждаются в сыромятной коже.
Кооперация ее не поставляет. Восточные карагасы ее приобретают у
окинских бурят (хорошей кустарной выделки): западные же, которым далеко
добывать ее на Оке и которые непосредственно в контакт с окинскими
бурятами не приходят, чрезвычайно в ней нуждаются. В лучшем случае они
перекупают ее у членов восточной группы: цифры говорят о том же: в то
время, как восточные карагасы приобрели 35,5 сыромятных кож, западные
достали только 3,5, гутаринские же - ни одной. "Кожу сыромятную шибко
надо, достать негде" - жаловались западные карагасы. Приходится им вместо
нее употреблять чирочную кожу, более дорогую и менее подходящую для
производства ремней, сбруи и т. п. изделий. "Сыромять негде взять",
-
жаловался Н. Саганов, - "или режем чирочную кожу или свою делаем". Среднюю
нуждаемость в коже надо считать по 3 кожи на хозяйство, т. к. только те
хозяйства показали мне, что у них кожи хватило, которые приобрели не
менее трех кож за год".
В советское время традиционную одежду тофов заменяла продукция
местных магазинов. В итоге почти все, от мала до велика, мужчины и
женщины носили телогрейки и резиновые и кирзовые сапоги.
На сегодняшний день традиционная одежда практически вышла из
употребления. По данным социологического опроса 1985 года, она имелась
только у 6,2 % населения.
|
|
|
|
|
|
|
|
Одежда |
|
|
|
|
Мельникова Л.В. "Тофы".
Иркутск. 1994 г. Мельникова Л.В. Отчет о
проведении полевых работ
комплексной разведывательной экспедиции на территории Тофаларии
(Нижнеудинский р-он) в 1986 г.
Иркутск 1987 г. Болдырев-Казарин. Д.А. Из очерков по
истории русского искусства в Сибири".
Г. Иркутск, Гублит. 1923 г.. Потапов Л.Л. Пережитки
культа медведя у алтайских тюрок //
Этнограф-исследователь. 1928 г. № 2, 3. Петри Б.Э. Карагасский
суглан. Иркутск. 1926 г. Петри Б.Э. Промыслы
карагас. Иркутск. 1928 г. Петри Б.Э. Бюджет карагасского
хозяйства. Иркутск. 1928 г. Ленкова Н. Костюм народов
Прибайкалья. Иркутск. 2001 г. Газета "Сибирь" №48, стр.10, ст.I, 1885 г. Штубендорф Ю. О карагасах.
// Этнографический сборник. 1858 г. Иоганн Готлиб Георги. Описание всех обитающих в Российском государстве народов и их житейских обрядов, обыкновений, одежды, жилищ, вероисповеданий и прочих достопамятностей.
// Часть третия, о народах семоядских, манджурских и восточных сибирских...
В Санкт-Петербурге, при Императорской академии наук, 1799 года. Рисунки художника В.А. Адова
|
|