|
|
Главная страница | |
|
|
Тофы
живут на северных склонах
Восточного Саяна |
|
|
Предметы
домашнего обихода
Предметы домашнего обихода, посуда для пищи и для ее хранения,
трубки, лыжи, остовы седел - все было из самого разного материала. Это было
дерево, кожа, береста, волосяные нитки, различные органы диких и домашних
животных. Особенностью тофаларской материальной культуры является отсутствие
орнамента на предметах быта, широко применяемого народами, живущими по
соседству в северной Туве, Эвенкии и Бурятии.
|
|
Глубокие круглые чашки аяк использовались для жидкой пищи и
замешивания теста. Их
изготавливали путем долбления из
больших наростов (кап) на стволах лиственниц и
берез. Особо ценился нарост на корне березы. Подобные
предметы с различными вариантами известны в быту тувинцев, алтайцев, шорцев. |
Тофаларская берестяная посуда не блещет разнообразием форм.
Небольшими коробочками томук (чумашек - заимствование у русских)
квадратной формы с прямыми стенками пользовались для доения оленухи. В берестяных ведерках (со)
конусовидной формы различной величины и туесах хранили жидкие и сыпучие
продукты (молоко, ягоду, соль). Такая посуда изготавливалась из двух слоев бересты. Слои
прошивались сухожильными нитками, дно — волосяными. Ведерки имели ручки,
сплетенные из конских волос или пеньки.
Аналоги берестяной посуды широкие. Ею пользовались все народы Сибири.
В обиходе также были и сумки округлой формы, сплетенные из жильных ниток. Верхняя часть выполнена из неширокой
замшевой полосы, к которой прикреплено несколько пар сыромятных ремешков и
один непарный. По рассказам коренного населения, такую сумку использовали под
выкопанные корни сараны. Сумку носили через плечо, держа за длинный ремень.
Аналогичные плетеные сумки использовались в хозяйстве хакасами и тувинцами.
Наиболее распространены были в конце XIX — начале XX в. мешки, сумки и сумочки
различной величины и формы из кожи домашнего оленя и диких животных.
Под хранение посуды шили мешки из толстой прочной кожи с завязками в верхней
части. Такие мешки имели
конусовидную или прямоугольную форму. Мех с кожи иногда не убирали. С целью
плотного закрытия мешка верхнюю часть делали матерчатой.
Для хранения муки использовали мешки, специально сшитые из хорошо выделанной
кожи, близкие к овальной форме, с завязками в верхней части. Применялись также мешки из цельной
шкуры животного, снятой с передней части туловища. Передние ноги и голова отрезались. Отверстия, образовавшиеся после
отрезания ног и головы, закрывались круглыми заплатками, пришитыми жильными
нитками.
Отрезанная голова имитировалась ровдужной бахромой. Подобные мешки В.П.
Дьяконова считает наиболее архаичными видами.
Таким образом, все типы посуды, используемой тофами в
обиходе, имеют широкие аналогии среди этносов сопредельных территорий, в
основе хозяйства которых были охота, скотоводство, собирательство (тувинцы,
хакасы, шорцы, алтайцы). Походный образ жизни требовал применения облегченных
(по весу) емкостей из тех материалов, которые всегда были «под рукой» и в
достаточном количестве.
Из сухого кедрового дерева вырезали ножны для охотничьих
ножей, а также дудки-манки (мургу) на осеннего тонного изюбря.
Изготовленная с помощью ножа и топора продукция карагасов имела некоторое
товарное значение. Например, берестяные "свечи", их поставляли на прииски для
работы в забое и многое другое.
Некоторые вещи карагасы изготавливали сами, некоторые покупали или выменивали
у тувинцев и бурят, которые в свою очередь, часть изготавливали сами, а часть
завозили через десятые-двадцатые руки из далекого
красочного Китая и Монголии. Такая привозная продукция
очень ценилась. Б.Э. Петри в начале ХХ века пишет:
"... Я застал карагас с определенно сложившимся вкусом к "китайской экзотике",
если можно так назвать вычурные предметы, привозимые с давних времен из
"Серединной Империи" через Монголию и Бурятию. С ними вместе пришли и
сделались предметами первой необходимости: кирпичный чай - зеленый и черный,
табак "дунза" и превосходная по прочности кустарная китайская бумажная ткань "далемба".
Весьма пригодились карагасу и те предметы, которые он сам не мог сделать, но
которые в изобилии производили соседи буряты: войлоки, овчинные шубы, таежные
ножи, седла оправленные серебром, и т. п".
Но в дальнейшем прежняя приверженность ко всему
китайскому или к тому, что карагасы видят у окинских бурят, стала постепенно
заменяться стремлением приобрести предметы русской продукции. Русские внесли
много новых предметов и продуктов обихода - хлеб (муку), алкоголь, дешевый
листовой табак, почти сменивший дунзу, новое огнестрельное оружие, ткани -
дешевые ситцы и сукна и т. п.
В ходу у карагас становится эмалированная посуда, русские деревянные дешевые
чашки, даже стеклянная и фарфоровая посуда. Постепенно среди кухонных
принадлежностей появляются ножи русской работы. Наконец нововведение - мыло,
печатками и душистое, начали употреблять только для мытья лица и рук в
исключительных случаях, таких как поездка в гости, приезд русских и т. п.
Кусочек мыла очень берегли. Его протыкали в середине и подвешивали на
волосяном шнурке в женской половине чума. Точно также в XX веке стали в большом ходу в
хозяйстве спички и даже при курении, хотя сидя в юрте, карагасы закуривали
трубку от костра.
Вот, что пишет об этом профессор Петри в 1925 году, обследовав каждое
карагасское хозяйство:
"...Инвентарем карагасы бедны вообще, что отчасти следует объяснить кочевым
образом жизни и слабыми средствами передвижения, которые допускают только
минимум вещей, к тому же легких по весу. Тем не менее только 10% карагас
показало, что оно удовлетворено инвентарем. Остальные охотно пополнили бы его,
если бы то позволила им их покупательная способность. К тому же и средства,
затраченные на пополнение инвентаря, крайне незначительны -7 р. 77 к. на
хозяйство в среднем в год. Карагасы употребляют в своем обиходе следующие
предметы домашнего обихода из разряда скобяного товара:
"Котлы"- оцинкованные ведра. Ведра железные для воды. Медные котлы. Медные
чайники. Эмалированная посуда: кружки, чайники, поварешки. Подковы и гвозди к
ним (куют лошадей, когда ездят в Белогорье). Гвозди исключительно мелкие для
ящиков и седел и, кроме того, обойные гвозди для прибивания к лыжам камасов
(чтобы не пришивать).
Топоры предпочитают долотчатые массивные, но не тяжелые (любят кондратовские),
из плотничьих всегда выбирают не очень широкие.
Ножницы берут мелкие для шитья и ножницы для стрижки овец, которыми режут
шкуры. Ножи требуют большие, охотничьи кузнечной работы, но употребляют и
маленькие складышки для снятия шкурки с белки. Подпилки - исключительно
трехгранные. Веревка пеньковая исключительно тонкая - идет для юрт (обвязка) и
поводов.
Фарфоровая посуда - чашка с блюдцами, чайники (Сиб-фарфор) стали входить только
в последнее время в употребление. Из-за хрупкости малопрактичны". |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Посуда |
|
|
|
Мельникова Л.В. "Тофы".
Иркутск. 1994 г.
Петри Б.Э. Бюджет карагасского
хозяйства. Иркутск. 1928 г Мельникова Л.В. Отчет о
провидении полевых работ
комплексной разведывательной
экспедиции Иркутского
государственного объединенного
музея на территории Тофаларии в 1984 г.
(Нижнеудинский р-он). Иркутск. 1985 г. Дьякова В.П. Посуда народов
Южной Сибири в собраниях МАЭ //
Материальная и духовная культура
народов Сибири. Сб. МАЭ. Л.: Наука. 1988.
Т. XLII. Соловьев Д.К. Саянский
промыслово-охотничий район и
соболиный промысел в нем: отчет
Саянской экспедиции департамента
земледелия, работавшей в 1914-1916 гг.
под начальством старшего
специалиста по промысловой охоте Д.К.
Соловьева. Пг. 1920 г.
Этнографические очерки "Народы Сибири". 1956 г. Рисунки художника В.А. Адова
|
|