|
|
Главная страница | |
|
|
Тофы
живут на северных склонах
Восточного Саяна |
|
|
Кочевья
Зимой карагасы жили в долинах рек, летом перекочевывали в горы. Стойбище зимой состояло из двух-пяти, редко - шести-семи чумов, т.к. большое количество хозяйств в это время года не могло обеспечить достаточный промысел на ограниченной территории. Летом стойбища увеличивались до 10 и более чумов. Обычно стойбища находились на одном месте не более двух-трех недель.
Перекочевки совершали на 8-20 километров.
Летники
После
окончания весеннего промысла отдельные семьи
выходили из своих охотничьих угодий и,
сливаясь в одну группу из нескольких
семей, гнали оленьи стада ближе к Белогорью, в высокогорные речные долины
на места весенних стоянок где
имелся ягель, было прохладнее и меньше мошки. Там проходил отел оленей. Места эти обычно заранее
оговаривались на большом суглане. После отела кочевали дальше. В
Белогорье выходили к началу июня, к
этому времени телята уже крепко
становились на ноги. Перекочевывали
длинными караванами из связанных друг
за другом оленей. Такой караван
назывался аргиш.
На границе леса и тундровой зоны
ставился большой летник (чтобы рядом
были дрова и вода). Чумы располагались по
кругу, а в центре располагался загон для оленей. Обязательно сооружали
открытый лабаз-арангас, оленьи привязи:
тангуши, солбаки, паллар-неши, а так же специальные станки-кожемялки -
эрилгы,
на которых женщины выделывали шкуры. Летние стойбища стояли до конца
августа.
Современным примером могут служить летники в
верховьях р. Багай (левый приток р.
Мархой) семьи Сагановых; в верховьях р.
Холемы (левый приток р. Ужур); в долине
первого (от устья) левого притока р.
Няндорма; в долине р. Хатаги (левый приток
р. Уды), на левом его берегу и ряд других.
Традиционные
места летников
Л.В. Мельникова сообщает, что в ходе
полевых работ удалось выяснить, где на
рубеже веков и в начале XX в.
располагались традиционные
места летников для тофаларских групп:
алыгджерцев - в Белогорье (р. Дотот); нерхинцев
- в верховьях р. Джуглым (левый приток р. Уды); летники гутарской подгруппы
- в верховьях р. Уды и на ее притоках (р. Хатага, Няндорма, верховья Мархоев, верховья Гутары).
Причем население активно пользовалось: перевалом Мус-Даг-Дабан
(верховья р. Чело-Монго, правый приток р. Уды),
ведущим в северную Тоджу; долиной р. Хатаги,
ведущей на перевал Долгий через верховья основного Казыра в р. Сухой Ужур
(правый приток р.Гутары); рекой Сытляр-Атар (левый приток р. Хатаги),
ведущей на перевал в долину р. Большой Мархой, т.е. удалось выявить часть путей, соединяющих восточную группу с западной.
Однако никогда не использовалась во время перекочевок вершина р. Уды, где имеется низкий перевал оз.
Верхнего, ведущего в систему рек Казыров. Здесь мало ягеля и крутые спуски в р. Левый Казыр.
Таким образом, естественной природной границей кочевания на юго-западной территории
Тофаларии было устье р. Хатаги (левый приток р. Уды).
В 20-х числах августа летники начинали пустеть.
Сворачивались чумы, вьючились олени. Остовы чумов в высокогорных долинах укладывались на землю до следующего лета (иначе зимой сильные ветра разрушили бы их). В нижних долинах остовы не убирались.
Постепенно летники пустели. Чем ниже люди спускались в долины, тем меньше семей вместе ехало дальше. Каждая семья держала путь в свои родовые угодья.
"Долина чумов"
Долина р. Чело-Монго имеет протяженность около 20 км при ширине 1-1,5 км. Здесь проходит торная тропа, связывающая район пос. Верхняя Гутара с северной Тоджей (через перевал Мус-Даг-Дабан с верховьем р. Кижи-Хем).
Л.В. Мельникова сообщает, что на всем протяжении реки
экспедиция насчитала семь остовов чумов, расположенных на расстоянии один от другого в 1,5
- 2 км. Правда большая часть остовов в настоящее время упала.
Помимо чумов, примерно в 1 км от устья реки, на правом берегу рядом с тропой имеется большой загон, расположенный на широкой, немного заболоченной террасе. Сооружение овальной формы, размером 30x20 м.
Долина р. Чело-Монго изумительной красоты
- это район наивысших вершин Восточного Саяна. Из долины видны пики:
Грандиозный (2891 м), Триангуляторов (2881 м)
и Поднебесный (2924 м). Крутые обрывистые склоны отрогов Удинского хребта даже в летний период покрыты снегом. В нижнем течении реки встречается валунный нефрит темно-зеленого цвета. Завершает долину гигантский цирк.
Из всех долин, ведущих на перевал Удинского хребта, эта самая короткая, удобная, проходимая как на оленях, так и на лошадях. Вероятно, не случайно здесь имеется большое количество чумов. Во время обследования этого участка тайги,
участники экспедиции Л. Мельниковой назвали его
"Долиной чумов".
Затесы на деревьях По путям миграции тофов и рядом с летниками в прикорневых частях деревьев
делались большие и маленькие затесы, в основном
квадратной формы. Так в нижнем течении р. Чело-Монго
(Долине чумов) экспедицией Л.В.
Мельниковой на старых толстых лиственницах, кое-где уже мертвых,
встречены затесы подквадратной формы (30x30 см, 45x45 см.),
расположенные по одной стороне тропы на протяжении почти 15 км до места брода — перехода тропы на противоположный берег.
Такие затесы выполняли несколько функций: отмечали тропу, местонахождение лабазов с припасами, использовались для подсчета оленей, пристреливания ружей, а также как своеобразное средство для передачи информации от вперед ушедших. Для этого на затесах писали углем. Выше
описанная форма затесов отмечена
Мельниковой и в других местах. В основном
затесы сконцентрированы на летниках или в местах вынужденных остановок.
В редколесной долине левого приток р. Няндормы (левый приток р. Уды) на старом стойбище одиноко стоит большая толстая лиственница. Она является своеобразным ориентиром. В прикорневой части по кругу когда-то было сделано пять продольных затесов, высотой около 0,5 м каждый. В настоящее время два из них почти закрылись, только узкие щели да толстый корьевой нарост отмечают места затесов.
Когда-то здесь располагалось стойбище. Рядом с лиственницей сооружена привязь для доения матухи (тангуш)
и до сих пор среди деревьев стоят остовы двух чумов.
(Особенностью данного места является его близость к антропоморфному останцу, известному среди тофов под названием Каменной Шаманки). Подробнее о "Таежной записной книжке"
- здесь.
|
|
Загоны
В долинах, где проводили отел, рубили ограду загона. Деревья сваливали по намеченному кругу, обрубали сучки. Затем в нескольких местах ставили крестообразно толстые жерди (над сваленными стволами) и укладывали следующий ряд деревьев. Таким образом возводили изгородь высотой до 1, 5
- 2 м, чтобы олень ее не перепрыгнул.
Вход в загон оформляли плотно приставленными друг другу вертикальными жердями средней толщины. Одним концом жерди упирались в землю, другим - ложились на поперечную перекладину, поднятую над землей на 1, 5 м. |
|
|
В более позднее время, как говорят тофы, во времена колхоза, характер ограды загона изменился. Ее стали делать из бревен, концами уложенных одно на другое, выкладывая прямоугольник или круг. В настоящее время, когда на летнике находится
большое стадо, ставят несколько загонов, примыкающих один к другому, а частенько используют и старые, предварительно их подремонтировав. |
|
|
|
В узких горных долинах (верховья р. Багай,
Сухой Иден, Холема, Ужур, Малый Мархой —
бассейн р. Гутары) вместо загона ставилась поскотина, перегораживающая долину в узком месте. Выше, ближе к субальпийской зоне, ставился чум, который иногда огораживали невысокой оградой, чтобы олени не подходили близко, рубились привязи. Такие места богаты ягелем. Борта долин крутые и стаду предоставляется возможность передвигаться только от поскотины до перевала. Иногда на таких летниках ставили по одному загону для подсчета оленей во время осенней ревизии. |
Привязи На территории загонов укладывали или рубили несколько вариантов привязей. Одна из них — длинная жердь (5
- 6 м) с 3
- 4 сквозными отверстиями — солбак. К одному солбаку можно привязать 3
- 4 оленя. Для того, чтобы олени стояли на месте, солбак прижимался к земле при помощи маленьких крестообразно поставленных колышков.
Также к солбаку при помощи мунгуя привязывали оленят, когда
доили матух. Другой вариант оленьей привязи — пенек, приостренный в нижней части —
паллар-неш. На паллар-неш надевали петлю длинного ремня, к которому был привязан олень, так чтобы животное могло свободно передвигаться по кругу.
|
Рядом с загоном ставили еще одну привязь —
тангуш для доения матухи. Это своеобразные козлы, которые делались из толстого дерева (диаметр 0,2 м)
длиной 3
- 4м. Бревно ошкуривали. Один конец бревна вкапывали в землю, другой приподнимался при помощи двух врубленных стоек над землей от 0,5 до 1,5 м. Матуху привязывали либо к стойкам, либо к бревну во время доения. Каждая семья имела свой
тангуш, так как оленухи доились в одно время.
Кроме оленьих привязей существовала коновязь - сэргэ в виде
вкопанного в землю столба высотой 1,7 - 1,9 м. Установление сэргэ имело
символическое значение и символизировало "древо жизни", "мировое дерево",
объединяющее три мира. На столбе наносились три кольцевых канавки. Верхняя
предназначалась для привязывания лошадей верховных небожителей, средняя - для
лошадей обычных земных людей, нижняя - для лошадей представителей подземного
мира.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кочевья |
|
|
|
|
|
|
Мельникова Л.В. Отчет о
проведении полевых работ
комплексной разведывательной
экспедиции на территории
Тофаларии (Нижнеудинский р-он) в
1985 г. Иркутск 1986 г. Мельникова Л.В. Отчет о
проведении полевых работ
комплексной разведывательной
экспедиции на территории
Тофаларии (Нижнеудинский р-он) в
1986 г. Иркутск 1987 г. Мельникова Л.В. Тофы. Иркутск
1994 г. Рисунки художника В.А. Адова
|
|