|
Американский этнограф обеспокоен дальнейшей судьбой оленеводов Тоджи
В Университете Индиана с успехом прошла защита диссертации американского
этнографа Брайана Донахо "Саянские перекрестки: история и различные
восприятия собственности у народов Южной Сибири - тоджинцев и тофалар",
исследователю в соответствии с принятыми в США научными стандартами
присвоена ученая степень доктора философии по социальной антропологии
Брайан Донахо прожил в Туве в общей сложности три года с 1997 года. В
основном в отдаленном и недоступном районе Тувы - Тодже (Тожу). Здесь в
ходе своих полевых экспедиций он собирал материалы для будущей
диссертации - ученый жил в тайге вместе с оленеводами шесть месяцев, и
еще четыре месяца - с их семьями в селениях Хам-Сыраа, Адыр-Кежиг, Ий и
Тоора-Хем. Доктор Донахо прекрасно владеет тувинским языком, и все свои
исследования проводил самостоятельно, непосредственно общаясь с людьми
на месте. "Мне повезло, что я ни слова не знал на русском, когда приехал
в Туву. Раньше я какое-то время жил в Турции и знание тюркского помогло
мне быстро освоить тувинский язык", - так обычно "оправдывается" ученый,
встречая очередного изумленного его знанием тувинского языка человека.
В диссертации доктор Брайан Донахо прослеживает сравнительные изменения
в развитии двух самых малочисленных и забытых в постсоветское время
народов России: тожу в Республике Тыва и тофа в Иркутской области,
родственных между собой оленеводов и охотников.
Несмотря на общность этнических корней, южносибирские оленеводы (кроме
тоджинцев-тыва тожу и тофаларов-тофа к ним относятся также духа в
северо-западной Монголии и сойоты в Республике Бурятия) оказались в
разных исторических условиях в силу известных геополитических перемен. В
результате тожу сумели сохранить свои оленеводческие традиции и родной
язык, тогда как тофалары почти полностью утеряли и практику
оленеводства, и знание языка предков.
Cегодня, по мнению многих отечественных и зарубежных исследователей, все
южносибирские оленеводческие народы в той или иной степени столкнулись с
угрозой потери их привычного уклада жизни и культуры (а следовательно и
с угрозой исчезновения с лица земли как народов). Это в первую очередь
обусловлено переходом страны к условиям рыночной экономики,
приватизацией земли, развитием добычи полезных ископаемых и туризма,
глобальным потеплением климата и ассимиляцией доминирующими соседними
культурами.
Брайан Донахо считает, что эти серьезные проблемы не обошли и тожу-тыва.
По наблюдению ученого, крайне важные для тожу ресурсы диких животных -
главный источник животного белка и дохода от продажи пушнины -
истощаются в последнее время браконьерами для контрабандной торговли
органами животных на "черном рынке". В числе других угроз - разрушение
среды их обитания добывающей промышленностью (в случае тожу - добычей
золота и лесозаготовками) и соблазн получения легкой прибыли от
охотничьего туризма для клиентов-иностранцев. Донахо считает, что
противостоять этим угрозам можно, предоставляя кочевникам-оленеводам
необходимые гарантии того, что они смогут продолжать заниматься охотой в
целях жизнеобеспечения, что их земли будут защищены законом от
дальнейшего использования в промышленных целях и приватизации, что охота
некоренных жителей на территории Тоджинского района будет запрещена.
Ученые бьют тревогу, что исчезновение оленеводства и связанных с ним
культур приведет к сокращению невосстановимого биологического
разнообразия и утрате уникального культурного наследия.
Малочисленным этническим группам оленеводческих народов Южной Сибири, их
проблемам, долгое время остававшимся вне внимания общественности и их
бедственному положению в настоящее время посвящен один из последних
номеров журнала Cultural Survival (Культурное выживание), ежеквартально
издаваемого в Кембридже. Брайан Донахо был приглашен в качестве
редактора этого специального выпуска, в который наряду со статьями его
коллег вошли так же результаты его исследований в Тоджинском районе
Тувы.
|
|