|
Сказочник Тофаларии
(К 90-летию со дня рождения Николая Баканаева)
У разных народов разные обычаи и традиции. У тофаларов на свадьбе каждый
должен спеть свои лучшие песни, подарить молодоженам вдохновенное слово
-- тепло своего сердца. Принято у них считать: кто не поет, тот плохой
человек, и на третий день после свадьбы его мажут сажей... Таково
открыто отрицательное отношение к "беспесенному" человеку...
Наоборот, люди поющие, голосистые, знающие и любящие вокальное
искусство, пользуются у тофаларов глубоким уважением, а песенники,
народные певцы -- особенным почетом и славой. Таковым был в Алыгджере, в
стольном селении края, Николай Сергеевич Баканаев, известный сказитель (улэгэршэ)
и певец (ыршэ) Тофаларии, великий сын маленького народа, насчитывающего
всего 630 человек по переписи 1989 года.
Песня для тофалара что чистый горный воздух, светлый родник и высокое
солнце, без которых нет жизни. Валентин Распутин писал, что тофалары
поют всюду, поют, промышляя соболя, "песня помогает... она мечтает,
вспоминает и рассказывает", "без песни... было бы трудно" (Валентин
Распутин "Край возле самого неба"). Думается, совершенно прав Н.С.
Баканаев, говоря: "Не будь песен и сказаний, наше маленькое племя
вымерло бы давно". Тут же он приводит тофаларскую пословицу: без крыльев
птица не летает, без песен народ не живет.
... Я познакомился с Николаем Сергеевичем во время поездки в Тофаларию в
сентябре 1972 г. Он предстал передо мной человеком среднего роста, с
типично монгольскими чертами лица, светлый, с коротко остриженными
волосами, заметной сединой, чуть прихрамывал. Голос у него глуховатый,
мягкий, привлекательный, говорил не торопясь и очень четко -- свободно
владел русским языком, знал и бурятский, чем немало удивил меня (тофы
близко общались с нижнеудинскими и окинскими бурятами).
Николай Сергеевич Баканаев родился 20 сентября 1911 г. в стойбище
охотника и оленевода на берегу реки Ия, в двухстах километрах от
Алыгджера. Его отец Сергей Спиридонович, из рода Кара Чогду, и мать
Мария Михайловна, урожденная Тоболаева, жили дружно, в согласии. Николай
был в семье четвертым ребенком и четвертым сыном, позже, в 1915 года у
них родилась сестренка Роза. В семье Баканаевых стало семь человек.
Родители были старательными и добросовестными тружениками тайги,
кочевавшими в Саянах в поисках лучших пастбищ и охотничьих угодий.
Жизнь протекала как будто бы в приволье: сними свой чум, нехитрое
строение, покрытое летом берестой, а зимой -- теплыми оленьими и
сохатиными шкурами, и кочуй на новое место. Тайга кормила семью тофалара
-- вдоволь водились дикие животные и звери, росли ягодные и другие
съедобные растения. Но благополучие тофа зависело меньше всего от него
самого, а больше -- от природы: урожая и неурожая трав, ягод, орехов,
наличия и перекочевки животных, зверей...
В холодном и мрачном чуме теплее и ярче, чем огонь костра, грели людей,
светили надеждой, счастьем песни, сказки, былины, легенды. Мастером
устного художественного слова был дед Николая -- Спиридон Иванович
Баканаев, обладавший богатой памятью (он жил вместе с семьей сына,
заботливо водился с внуками и часто исполнял сказания о древних
богатырях, всегда побеждавших своих врагов). Маленький Коля слушал и
запоминал... Хорошим сказителем был Михаил Николаевич Тоболаев, дед
Николая Сергеевича по матери, человек умный и наблюдательный. Мальчику
повезло -- оба деда оказались рапсодами.
-- Так и шли зимние дни и вечера, -- говорил он. -- А мы, дети, любили
сказки, слушали их с упоением. Все играло и сверкало вокруг нас, краше
нашей земли на свете ничего нет. Добро побеждает зло -- как это здорово
рисуется в сказках! И думалось: слушаешь сказку -- становишься сильнее,
будто обретаешь крылья, и тоже, как героям этих произведений, хочется
делать в жизни только хорошее. Тофалары любят детей и, сколько помню,
всегда исполняют им сказки. Я тоже больше рассказываю их детям...
Коля Баканаев -- один из первых тофаларских мальчиков, который начал
учиться в специально организованной для детей его соплеменников школе
деревни Сасырка. После организации культбазы в Алыгджере семья
Баканаевых в 1927 г. переезжает туда на постоянное местожительство
(привыкшим кочевать по тайге это стало делом новым, незнакомым и даже
страшным). Коля продолжает здесь учебу, окончил четыре класса.
В декабре 1927 г. он становится комсомольцем, включается в общественную
жизнь, проводит занятия в ликбезе (школе по ликвидации безработности
населения), беседы и читки газет. Живой и общительный, превосходный
стрелок и охотник, в декабре 1930 г. на кыштале, съезде тофов, Николай
Сергеевич избирается председателем Тофаларского туземного Совета. Теперь
двадцатилетний охотник представляет всю Тофаларию, ее сын и ее верховный
руководитель, президент своей маленькой страны. Он знал каждый
тофаларский род, его историю, обычаи, нравы, помнил почти все события,
происшедшие за последние полвека в Саянских горах.
Николай Баканаев был делегатом первого краевого съезда Совета Восточной
Сибири (февраль 1931 г.), избирался членом исполнительного комитета
Восточно-Сибирского краевого Совета депутатов трудящихся. Выборы
председателя туземного Совета проводились тогда ежегодно -- Баканаев
четырежды подряд избирался на эту ответственную должность. Под его
руководством строились в Алыгджере больница, клуб, ветеринарный пункт,
жилые деревянные дома для переселения тофов из юрт-чумов, укрепляются
колхозы...
Позже Николай Сергеевич заведует Красным чумом, становится ветеринарным
фельдшером, секретарем Тофаларского районного отдела народного
образования. В годы Великой Отечественной войны обучает делу
следопыта-охотника подростков. В 1942-1944 гг. работает председателем
колхоза "Красный охотник". В послевоенное время -- проводник
геологоразведочных партий, бригадир оленеводов-пастухов, рядовой охотник
колхоза... Кем бы он ни работал, на протяжении всей своей жизни нес две
обязанности -- не расставался с охотничьим делом и с исполнительской
деятельностью сказителя.
2 января 1976 года Николай Сергеевич Баканаев скончался. Похоронен он в
селе Алыгджер.
У него не было высоких государственных наград и официально присвоенных
почетных званий, но были народное уважение, народный почет и народная
слава. Не каждому воздается такая честь. Это человек-легенда,
поэтический самородок, сверкающий ярко и светло, ибо он плоть от плоти
народа, его душа и совесть, голос и разум...
Произведения, записанные от него разными собирателями фольклора,
опубликованы в сборниках в Улан-Удэ, Иркутске, Кызыле (Тыва),
Улан-Баторе, Красноярске, Ленинграде.
Раднай Шерхунаев, доцент ИГУ |
|