|
Тропой эвенка
Эвенки... Когда произносится это слово, перед глазами встает картина:
седая от снега тайга, низкое белое солнце, человек невысокого роста
крепкого телосложения с неизменными карабином и трубкой в зубах, легко
бегущий по заснеженному лесу, лай собак и дым, подымающийся из чума. Все
это так, по крайней мере так было раньше. Что же сейчас, как живут эти
люди? Современное общество в своем техногенном развитии подобно
экскаватору, который, совершая необходимые в общем действия, в своем
движении давит и уничтожает все на своем пути, не считаясь с нюансами
взаимоотношений биоритмов природы и общества. Машина техногенного
развития сминает тех, кто не подстроился под ее движение. Коренные
народы Восточной Сибири -- эвенки, тофалары и другие -- были вынуждены
подстраиваться под этот пресс, регрессируя в своем национальном
развитии, и лишь немногие выстояли и не сошли со своего пути, не забыли
обычаи и язык.
В Иркутской области сейчас зарегистрировано две национальные общины
эвенков. Это охотничье-промысловое хозяйство "Тутура" в Качугском районе
и Верхне-Хандинская эвенкийская община Казачинско-Ленского района.
Площадь, осваиваемая ими, составляет 781,1 тыс. га, что составляет 1,1 %
территории Иркутской области. Из них только "Тутура" имеет долгосрочную
лицензию на пользование объектами животного мира, отнесенным к объектам
охоты.
В период существования СССР коренные народы Севера в силу своих
традиционных национальных занятий -- охоты, рыболовства и оленеводства
-- были вовлечены в общий план развития охотничьего и сельского
хозяйства. С переходом на рыночные условия существования все народное
хозяйство страны, в том числе и охотничье, пережило тяжелейший кризис,
сопровождавшийся распадом государственных структур, таких как ГПХ, КЗПХ
и другие. Образование же различных АО, ЗАО и пр. позволило хоть как-то
решить проблему сохранения охотничьего хозяйства в целом и занятость
людей в отдаленных территориях в частности. Этому способствовали
приватизация госпредприятий, Закон "О животном мире", указ президента РФ
"О свободе торговли" и другие законодательные и правительственные
решения.
Конечно, было бы неправильно думать, что государство совсем не помогает
этим людям. Эвенки, как коренные народы Севера, имеют право на
определенные льготы, но они не всегда знают о них и могут ими
воспользоваться. Все это накладывает мрачные отпечатки на сегодняшнюю
картину их жизни. Да, можно сказать, что эвенки в силу удаленности их
территорий находятся практически на полном самообеспечении, нет
постоянной транспортной, телефонной связи с населенными пунктами, не
хватает товаров повседневной необходимости. Та техника, которая имеется,
часто нуждается в ремонте, а охрана угодий в силу непрофессионализма
людей, удаленности территорий и иногда разработки месторождений полезных
ископаемых затруднена. Получается еще один замкнутый круг. Где же выход?
Как решить проблему финансового обеспечения общин, занятости людей, чья
жизнь полностью связана с лесом и рекой? Мало внимания придается в
современном обществе проблеме развития таких общин. Эта культура, эти
обычаи, язык -- все это наш сибирский, неповторимый колорит, без
которого северный таежный край станет угрюмой безлюдной пустыней.
Отрадно то, что эвенки все-таки не остаются один на один со своей бедой,
им приходят на помощь общественные организации, фонды. Все они решают
по-своему эту проблему, делая свой вклад в сохранение национального
колорита Сибири.
Один из интересных моментов жизни эвенков -- их связь с лесом, рекой,
занятие оленеводством, все это у них в крови от предков. К нам в
Восточную Сибирь едут туристы. В первую очередь их интересует озеро
Байкал. Но в Сибири зимой традиционно меньше туристов. Чем же их можно
привлечь сюда? Можно с уверенностью сказать, что ввиду своеобразия
национального колорита организация туров для ознакомления с культурой
народов Сибири зимой была бы прекрасным альтернативным вариантом. Это
позволит поднять интерес общества к эвенкам и увеличить их занятость на
местах. Подобное уже давно практикуется, например в Красноярском крае и
Хакасии. Любителям настоящего мужского отдыха можно предложить охотничьи
и рыболовные туры с проводником- эвенком. Думается, что при правильном
подходе к делу иностранцы будут взахлеб рассказывать о своих поездках
дома.
Идея красива, но что надо сделать для ее воплощения в жизнь? Нужны в
первую очередь люди, которых это заинтересует, организации-туроператоры,
профессиональный подход и, конечно, консультации специалистов, особенно
по охотничьему и экологическому туризму, например на факультете
охотоведения ИрГСХА или в других учреждениях, работающих по этим
вопросам.
|
|