|
Вспоминая праздники предков
В Ербогачене впервые после Октябрьской революции состоялся национальный
эвенкийский праздник Арчалдын. Все желающие прошли обряд очищения,
отведали национальные блюда, а также приняли участие в старинных и
некогда популярных состязаниях.
Вспоминать старые, добрые традиции оказалось лучше всего в ветреный
осенний день, на каменистом берегу Нижней Тунгуски, во дворе Дома-музея
писателя Вячеслава Шишкова.
Изначально Арчалдын (по-русски означает «встреча») планировали провести
в начале августа в рамках Международного дня аборигена. Но из-за
технических накладок Арчалдын пришлось перенести на сентябрь, что на
самом деле ближе к традициям. В старину этот праздник устраивали перед
сезоном большой охоты.
Наши современники знают о «встрече» лишь понаслышке, ведь последний раз
на катангской земле его отмечали еще до революции. У русских поселенцев
он назывался ярмаркой, а у эвенков проходил под своим настоящим именем —
Арчалдын.
Основной обрядовый комплекс именуется загадочным словом Хинкэлэвон
(буквально: «мы зазывали удачу», от эвенкийского хинкэ — удача) состоит
из трех священнодействий. Первое: прохождение через чичипкан — ворота из
склоненных друг к другу лиственниц. Путь через них сопровождается
окуриванием дымом багульника. По словам Нины Вейсаловой, главной
районной специалистки по эвенкийскому вопросу, данным обрядом люди
достигали очищения, оставляя за чичипканом все, что их отягощало.
Далее собравшиеся кормили Энэкен-Того, бабушку-огонь. Самые догадливые
принесли лакомства для огненного духа с собой, а у кого ничего не было,
тех организаторы снабдили кусочками сала, которое Энэкен-Того любит
больше всего. Промежуточный ритуал — ублажение огня, а через него
задабривание могучих сил природы, способных помешать охотнику во время
промысла. Ну и, наконец, подвязывание разноцветных ленточек на
лиственницу. Таким образом эвенки обращались к Хэвэки (хозяину
Вселенной) и Энэкен-Буга (хозяину зверей) с просьбой об оказании помощи.
После старинных обрядов хозяева и гости соревновались в прыжках через
нарты. Среди мужчин лучший результат показал Юрий Вакорин, среди женщин
не было равных Аде Поляковой. В метании маута (эвенкийское лассо) более
меткими оказались Сергей Даниленко и Валерий Бояршин.
Арчалдын пролетел незаметно. Несмотря на жуткий холод, народ расходился
по домам неохотно. Не стесняясь, люди признавались, что где-то в душе
затеплился маленький огонек, позволяющий надеяться, что дома и на охоте
все будет хорошо.
Справка «Копейки»
23 декабря 1994 года Генеральная Ассамблея ООН в связи с провозглашением
1994—2004 годов Международным десятилетием коренных народов мира
постановила отмечать 9 августа как День борьбы за права аборигенов
планеты. В 2005 году ООН приняла решение о проведении второго
десятилетия коренных народов мира — «Партнерство во имя действий и
достоинства». Генеральная Ассамблея призвала мировое сообщество оказать
финансовую поддержку осуществлению идей данной программы, в том числе
путем внесения взносов в фонд десятилетия. ООН обратилась к
правительствам всех государств с призывом принять участие в обсуждении и
принятии Декларации ООН о правах коренных народов. Также было предложено
оставить 9 августа праздником единения и солидарности аборигенных
народов, поддержки их борьбы за свои права и земли. В РФ официально
коренными малочисленными народами считаются 50 этносов, чье население не
превышает 50 тысяч человек. В Иркутской области из малочисленных народов
проживают эвенки (Казачинско-Ленский, Катангский, Качугский районы) и
тофы (Нижнеудинский), которые заняты в традиционных отраслях —
оленеводстве, охотпромысле и рыболовстве.
Сергей Петров |
|