Этнография –
наука коварная
Известного ученого-монголоведа Владимира Свинина
Монголия недавно наградила новыми знаками признания: званием «Отличник
науки и культуры Монголии», Золотым знаком им. Ю. Цеденбала.
Исследователю вручили и диплом зарубежного академика Академии наук
Монголии. Владимир Свинин известен своими работами по изучению
исторического прошлого этой страны. Он также обучает местных
специалистов. Однако в настоящее время ученый занялся исследованием
истории, культуры и этнографии самого маленького народа Восточных Саян –
тофов.
– Несколько причин заставили меня согласиться с предложением областного
Центра народного творчества и досуга помочь им в редактировании
материалов экспедиций в Тофаларию. Во-первых, я уже редактировал
монографию о тофах Л.В. Мельниковой. Во-вторых, читал курс этнографии
охотничьих народов на охотоведческом факультете ИГСХА, знаком с
основными хозяйственными проблемами. В-третьих, тофы – соседи
нижнеудинских и тункинских бурят, северные соседи монголов. Надо
помнить, что граница России и Монголии до 20-х годов проходила через
Саяны. Это также сказывалось на культуре тофов. Такие же народы есть в
современной Монголии – в районе озера Хубсугул и на крайнем западе
Монголии. В замечательном памятнике – «Сокровенном сказании» монголов
XIII века есть рассказ о таком же племени на родине Чингисхана, имеется
и рассказ о покорении лесных народов сыном Чжочи, которые отданы ему
были Чингисханом в подданство. Язык тофов содержит много монголизмов.
Название «Тофалария» тоже с «бурятским следом». Распространенный
бурятский суффикс «Лар» говорит о том, что русские познакомились с
тофаларами через бурят, так как до прихода русских буряты собирали дань
с тофов. Название поселка и реки Гутара на бурятском означает тотемное
животное племени эхиритов – рыбу налим.
– Как развивалась жизнь тофов?
– В науке утвердилась схема: сначала род и племя – культуры охотников и
рыболовов; затем племя и союз племен – культуры кочевников, древние
государства и кочевые цивилизации – знаменитые гунны, тюрки, уйгуры,
кидане, и «бич божий» – империя Чингисхана, формирование этноса
монголов.
Наконец, формирование государств – это уже цивилизационный процесс.
Строительство городов, изобретение письменностей, формирование мировых
религий и научных знаний, зарождение земледелия, земледельческая
цивилизация. Культура тофов стоит в этой схеме у самого начала. Тофы
ничего этого «не проходили». У них не было городов и архитектурных
шедевров, не было скотоводства, не было письменности, но кочевые
общества были рядом. В «благословенный Китай», как свидетельствуют
летописи, тофы отправляли посольства в 647 году. Некоторые ученые
предполагают, что одомашнивание оленя у тофов происходило под влиянием
скотоводства у соседей, а лошадей они получали от бурят.
– Некоторые ученые считают – у тофаларов культура уже русская,
европейская...
– Такое мнение есть у части пожилых людей. Ряд ученых его поддерживает.
Я же смотрю оптимистически. Ученым надо «докапываться» до сути, собирать
все по крупицам. Этнография – наука коварная, вся культура состоит из
мелочей. Чем больше мелочей соберешь, тем богаче оказывается культура. В
1990–1991 гг. областной Центр народного творчества выслал к тофам на
неделю небольшой десант, чтобы определиться, как можно возродить
культуру тофов. Они выявили группу носителей культуры, на которых можно
было бы опереться, и решили провести массовый летний праздник «Аргамчи-ыры»
– что-то вроде нашего бурятского Сур-Харбана. Праздник стимулировал
интерес к культуре. Вчерашние немногословные собеседники вдруг
активизировались: они пели, плясали, рассказывали сказки и былички.
Форма очень активная и удачная для возрождения культурных традиций. И
русские люди с интересом втягиваются в местные культурные навыки. Если
говорить об ученых, то многие сотни людей с большим интересом изучают
обычаи тофов. Проявляют интерес и зарубежные ученые – немцы, датчане,
финны, венгры и американцы. Каждый находит что-то свое. Ведь европейская
культура и цивилизация очень рано прошла этап племенной и родовой, она
столкнулась с ним только во время Великих географических открытий.
Многие ранние страницы очень темны и неясны у греков, римлян, германцев,
французов – если будешь плохо знать родовой строй. И это еще одна
причина, почему я занимаюсь культурой тофалар. Я надеюсь, что
этнографические знания дадут ключ к пониманию многих сложных вопросов
мировой культуры и цивилизации.
– Исчезнет ли этнос тофов, может ли сейчас потеряться что-то
специфическое, что приведет к потере этнической памяти?
– Как видим, этнос тофов достаточно древний. О нем появляются сведения,
начиная с VII века. Некоторые социологи с удивлением замечают, что даже
в смешанных семьях дети называют себя тофами. Можно сказать, что
этническое сознание, менталитет тофов очень устойчивый. Насколько долго
это продержится – время покажет. Это в первую очередь зависит от
воспитания родителей, от школы и учреждений культуры – библиотек,
клубов, Центров культуры. Надо сказать, что задел у ученых очень
большой. Если освоить весь интеллектуальный багаж, культура тофов будет
жить вечно! Еще недавно в этнографической науке муссировалась тема –
потеря тофами своего языка. В тот самый момент, когда областной Центр
народного творчества и досуга издавал букварь, словарь, фольклорный
сборник сказок и песен В.И. Рассадина, а в школах и детских садах
Тофаларии начали изучать родной язык. Мы теперь, на самом деле, стоим у
обратного процесса. Это особенно показал летний праздник «Аргамчи-ыры»,
многие номера проходили на языке тофов: песни, сказки, пословицы. И
ведущая праздника говорила на тофаларском языке! Центр народного
творчества издал нотный сборник «Тофаларские народные песни» композитора
А. Стоянова. Этот сборник получился настоящим подарком для тофов и очень
популярен среди них. Областной центр готовит новые материалы по культуре
тофов, и все они будут способствовать возрождению их культуры.
– Какой путь прогрессивен? Что лучше: тофы-кочевники или оседлые жители?
– Для мировой цивилизации лучше всего развитая культура тофов – тогда
она будет обогащаться. Стирание, нивелирование культурных особенностей
обедняет культуру, вызывает протест молодежи против глобализма. Ученые
XIX века были потрясены обстановкой чума. Считалось, что такая жизнь
ведет к смертности людей. Настоятельно рекомендовали переход к
оседлости. Это процесс спорный. В 30-е годы началось строительство
культбазы: школы, библиотеки, больницы, магазина, органов власти. Вокруг
этого очага начали строить жилища семьи тофов. Переход к оседлой жизни
происходил болезненно. Женщины и дети жили оседло, мужчины-охотники
кочевали традиционными маршрутами – выражаясь современным языком,
работали вахтовым методом. Жили в чуме или брезентовой палатке. В
бытовом плане это неудобно. Но никакой альтернативы не придумано. Будем
надеяться на народное творчество и народную смекалку.
Михаил Рогов