|
Тофы заслуживают свою культуру
В Улан-Удэ, в издательстве Бурятского научного центра, вышла уникальная
книга «Хозяйство, быт и культура тофаларов», написанная профессиональным
этнографом, кандидатом исторических наук, научным сотрудником Бурятского
института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН Игорем
Рассадиным.
Династия Рассадиных хорошо известна в науке. Отец Игоря, доктор
филологических наук Валентин Иванович Рассадин, владеющий бурятским,
монгольским, якутским, тувинским, хакасским, эвенкийским и тофаларским
языками, подарил маленькому народу, живущему в Нижне-удинском районе,
грамматику тофаларского языка, букварь для самых маленьких и
тофаларско-русский и русско-тофаларский словарь. Все книги изданы в
местных издательствах, но при финансовой поддержке Иркутской областной
администрации.
Автор же рецензируемой книги, Игорь Рассадин, скрупулёзно исследовал всю
имеющуюся литературу (230 наименований), написанную о тофах за 220 лет.
Перед многчисленными авторами у него есть несомненное преимущество: речь
тофов он впитал в себя с молоком матери. Мать у него – тофаларка. Он
увидел и описал жизнь тофов без прикрас — правдиво и объективно.
На меня труд Игоря Рассадина произвёл хорошее впечатление и вызвал
встречные вопросы и раздумья. Сейчас в этнографии обсуждается проблема
развития культуры и этноса маленького народа. Что с ним происходит?
Исчезает ли он; стираются ли специфические культурные особенности; идёт
ли усиленная ассимиляция? Ведь есть немало международных примеров
одиноких носителей экзотического языка. И каждое новое поколение язык
возрождает. Я уверен, что вклад Рассадиных со временем станет
востребованным, окажет положительное влияние на самобытную культуру
тофов. Тем более что компьютерная среда, цифровые диктофоны и
видеокамеры делают возможным обучение языку на расстоянии.
Почему среди тофов не нашлось таких самородков, как М. Хангалов и П.П.
Баторов, Ц. Жамцарано у бурят? Нет своих поэтов, писателей, учёных,
какие есть у говорящих на родственных тюркских языках якутов, тувинцев,
хакасов. Но ресурсы языка тофов, в том числе в технике стихосложения,
есть. Тюркские языки вообще очень богаты в поэтическом плане.
Мы недавно отметили очередной юбилей прославленного русского поэта,
склоняемся перед его талантом, говорим, что только с Пушкина начался
современный литературный язык. И совсем не задумывается над тем, почему
такая роль не выпала на долю исконно русских людей – Ломоносова,
Державина, Карамзина? Почему такая роль выпала на русского всего лишь в
третьем поколении (прадед великого поэта Ганнибал был женат на немке)?
Вот и на Игоря Рассадина я смотрю с надеждой: не сменить ли ему научную
тогу на ремесло поэта и писателя, чтобы реформировать и улучшить язык и
письменность тофов, как это сделали чукотский писатель Ю. Рытхэу и
тувинский президент Тока? Кто знает, возможно, у него получится. Говорят
же, что пути Господни неисповедимы!
В. В. Свинин, доцент, член Союза журналистов России |
|