Главная страница

28.06.07

 

Тофы заслуживают свою культуру

В Улан-Удэ, в издательстве Бурятского научного центра, вышла уникальная книга «Хозяйство, быт и культура тофаларов», написанная профессиональным этнографом, кандидатом исторических наук, научным сотрудником Бурятского института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН Игорем Рассадиным.

Династия Рассадиных хорошо известна в науке. Отец Игоря, доктор филологических наук Валентин Иванович Рассадин, владеющий бурятским, монгольским, якутским, тувинским, хакасским, эвенкийским и тофаларским языками, подарил маленькому народу, живущему в Нижне-удинском районе, грамматику тофаларского языка, букварь для самых маленьких и тофаларско-русский и русско-тофаларский словарь. Все книги изданы в местных издательствах, но при финансовой поддержке Иркутской областной администрации.

Автор же рецензируемой книги, Игорь Рассадин, скрупулёзно исследовал всю имеющуюся литературу (230 наименований), написанную о тофах за 220 лет. Перед многчисленными авторами у него есть несомненное преимущество: речь тофов он впитал в себя с молоком матери. Мать у него – тофаларка. Он увидел и описал жизнь тофов без прикрас — правдиво и объективно.

На меня труд Игоря Рассадина произвёл хорошее впечатление и вызвал встречные вопросы и раздумья. Сейчас в этнографии обсуждается проблема развития культуры и этноса маленького народа. Что с ним происходит? Исчезает ли он; стираются ли специфические культурные особенности; идёт ли усиленная ассимиляция? Ведь есть немало международных примеров одиноких носителей экзотического языка. И каждое новое поколение язык возрождает. Я уверен, что вклад Рассадиных со временем станет востребованным, окажет положительное влияние на самобытную культуру тофов. Тем более что компьютерная среда, цифровые диктофоны и видеокамеры делают возможным обучение языку на расстоянии.

Почему среди тофов не нашлось таких самородков, как М. Хангалов и П.П. Баторов, Ц. Жамцарано у бурят? Нет своих поэтов, писателей, учёных, какие есть у говорящих на родственных тюркских языках якутов, тувинцев, хакасов. Но ресурсы языка тофов, в том числе в технике стихосложения, есть. Тюркские языки вообще очень богаты в поэтическом плане.

Мы недавно отметили очередной юбилей прославленного русского поэта, склоняемся перед его талантом, говорим, что только с Пушкина начался современный литературный язык. И совсем не задумывается над тем, почему такая роль не выпала на долю исконно русских людей – Ломоносова, Державина, Карамзина? Почему такая роль выпала на русского всего лишь в третьем поколении (прадед великого поэта Ганнибал был женат на немке)? Вот и на Игоря Рассадина я смотрю с надеждой: не сменить ли ему научную тогу на ремесло поэта и писателя, чтобы реформировать и улучшить язык и письменность тофов, как это сделали чукотский писатель Ю. Рытхэу и тувинский президент Тока? Кто знает, возможно, у него получится. Говорят же, что пути Господни неисповедимы!

В. В. Свинин, доцент, член Союза журналистов России

 

 

"Восточно-Сибирская правда"

Архив новостей

 
 
 

 
Рейтинг@Mail.ru

© 2005-2010  Оленный народ
On-line museum
of East Siberian native peoples
All Rights Reserved. Все права защищены

   Rambler's Top100

 

etnografia@list.ru