Главная страница

05.03.08

 

Жизнь эвенков Катанги

Об эвенках, как и о других северных народах, большинство из нас знает очень мало. Любой встречный на улице вспомнит, наверное, лишь знаменитую песню Кола Бельды «Мы поедим, мы помчимся», а ребенок назовет мультфильм про белого медведя Умку, - хоть речь там идет не про людей, а животных, все же сказка повествует о жизни на Севере. Это связано, прежде всего, с тем, что проживают эвенки очень далеко от больших и малых городов Иркутской области. Между тем, у эвенков Приангарья богатейшая древняя культура, и сохранение ее напрямую зависит от решения социальных и экономических проблем эвенкийского населения.
Об этом рассказывает председатель национального консультативного совета эвенков Катанги, руководитель эвенкийского нацинально-культурного центра, консультант в администрации Катанги по вопросам коренных малочисленных народов Нина Вейсалова.

- Катангский район единственный в Иркутской области, где компактно проживает самое большое количество эвенкийского населения (547 человек). В целом эвенки населяют восемь районов Иркутской области, преимущественно северных. Наша общественная организация была создана в Катангском районе по инициативе схода эвенков в целях сохранения, изучения и популяризации эвенкийской культуры. Деятельность нашего центра состоит из нескольких направлений. Например, у нас проходят занятия по изучению эвенкийского языка для детей и взрослых, не владеющих этим языком. Обширна и программа культурных мероприятий.

День аборигена
Сегодня приятно отметить, что впервые за 15 лет на Катанге был возрожден большой национальный праздник «День охотника и оленевода». За финансовой помощью для его проведения мы обратились в администрацию области, и благодаря региональным властям «День охотника и оленевода» теперь отмечается ежегодно. Это праздник единения эвенков, которые раз в год приезжают в райцентр на оленях. Все оленеводы Катангского района, а у нас на территории 16 населенных сел и деревень собираются на этот древний праздник, который когда - то для эвенков Катанги был самым главным событием. В его программу входят спортивные состязания, гонки на оленьих упряжках, концерт, распродажа декоративного творчества эвенков, демонстрация национальной кухни и т. д. Современные условия жизни диктуют и особые правила сохранения традиционной культуры. Учитывая возрастающий с каждым годом интерес к экзотике, особенно туристов, приезжающих в Приангарье полюбоваться на «жемчужину» мирового природного наследия – озеро Байкал, наш центр включил в программу мероприятий проведение Дня аборигена. В Катангском районе такой праздник пройдет впервые. Он запланирован на август. Официальное название праздника – Международный день коренных народов мира. Он широко отмечается во всех регионах России, а в Иркутской области, к сожалению, о нем забыли. Это будет праздник души, культуры, бубнов, на котором все эвенки смогут пообщаться друг с другом. Площадь нашего района огромная – 139 тыс. кв. км, поэтому встречаемся мы очень редко, а такие праздники сплачивают людей, дают возможность поделиться опытом в решении различных бытовых и социальных проблем.

Наверное, самым грандиозным и знаковым мероприятием, должен стать первый Съезд малочисленных коренных народов Приангарья, который мы планируем провести осенью нынешнего года в Иркутске. Но, пройдет он лишь в том случае, если удастся решить финансовые проблемы. Сейчас очень дорог проезд из мест постоянного жительства эвенков до областного центра.

Земельный вопрос
Культура не может успешно развиваться без стабильной экономической ситуации на территории. Поэтому деятельность нашего центра имеет не только культурное, историческое направление, но также нацелена и на решение социальных проблем. О них шла речь на прошедшей в марте 2007 года второй районной конференция эвенков. Она была организована эвенкийским национально-культурным центром совместно с советом эвенков района и местными органами власти. На конференции обсуждались социально-экономические, национальные, культурные проблемы эвенков Катанги. Одна из серьезных проблем – ситуация с родовыми угодьями: наша земля, которая является государственной собственностью, отдается в аренду приезжим предпринимателям, таким образом, эвенки лишаются возможности охотиться и рыбачить. Как известно, у бизнесменов главная цель – скупить пушнину, а не решить экономические проблемы местного населения.

Между тем, отсутствие земли у эвенкийских охотников и рыбаков это лишение возможности вести традиционный образ жизни, а значит и права на жизнь. Ведь доход эвенков напрямую связан с таежным промыслом. К сожалению, наша родная земля сейчас находится в руках коммерсантов, которые в основном защищают интересы областных бизнесменов. Для решения этой главной на сегодняшний день социально-экономической проблемы эвенков, мы предлагаем вернуть землю в собственность государства и отдать ее эвенкийскому населению в безвозмездное пользование. К сожалению, в областной администрации сейчас уже нет департамента по делам севера, который действовал до прошлого года. С этим ведомством было очень удобно работать, они знали всю наши специфику, наши трудности, помогали нам. Сейчас департамент расформировали, и теперь для решения наших вопросов нужно обращаться в несколько разных структур, а это более затратно по времени, и менее эффективно по результату. Однако, стоит отметить, что нам всегда активно помогают два областных департамента – по социальной защите населения Иркутской области и национальной политике. Если говорить о поддержке государства, то хочется сказать и о социально-экономической программе развития коренных малочисленных народов до 2011 года, которая реализуется в Иркутской области. Конечно, по этой программе к нам поступают небольшие денежные средства, но без них крайне трудно будет выживать.

Мастера эвенкийской земли
Наверное, самое главное в нашем центре – это творческий потенциал. При нашей организации работают два фольклорных коллектива. Это детский хореографический ансамбль и взрослый коллектив с поэтическим названием «Хэглэн», что с эвенкийского означает «самая яркая звезда на небе», или созвездие большой медведицы. Это очень символично для эвенкийских охотников, которые, ориентируясь по этой звезде, находят в тайге путь домой. Ансамбль «Хэглэн» является участником многих областных смотров, в том числе фестивалей «Дружба народов» и «Сияние России».

Костюмы для выступлений шьются по нашим собственным эскизам. У эвенков очень нарядная национальная одежда. Путешествующие этнографы отмечали, что из всех костюмов, эвенкийский – самый нарядный и щеголеватый, потому-что он весь расшит бисером. На груди эвенки носят «холме». Это фартук, который закрывает грудь. Он богато расшит бисером, и в основном имеет белый, голубой, красный, зеленый цвет. Холме украшает орнамент, символизирующий гагару, которая для эвенков считается священной птицей, а также оберегом и защитой рода. На фартук накидывается зипун - подобие халата, его фалды тоже богато расшиты бисером. Эвенкийские рукодельницы старались украшать костюмы большим количеством вышивки, и одежда каждого рода отличалась своим особым орнаментом. Например, у Катангских эвенков преобладают геометрические узоры и растительные цветочные мотивы. Традиционный цвет эвенкийского костюма – бежевый. Это цвет земли, песка, потому - что сшит он из росдуги. Это кожа оленя, которую крайне трудоемко выделывать, в основном этим занимаются женщины. Готовый материал напоминает замшу, которую красят в натуральные цвета, чаще корой дерева. Летний головной убор у эвенков – расшитая бисером надлобная повязка - «вербекэ», а зимой носится меховая шапка из головы оленя, с украшенными орнаментом дырочками для глаз.Нам бы хотелось, что бы все эвенки в повседневной жизни носили национальные костюмы, но такую одежду у нас принято одевать только на праздниках. Конечно кочующие эвенки, которые живут в стойбище, постоянно носят национальные костюмы, а в деревнях, такие наряды у нас одевают только по большим праздникам. Поэтому, в эвенкийском культурном центре мы стараемся популяризировать наш традиционный костюм.

В целом, людей так называемых творческих профессий – художников, писателей, музыкантов, мастеров декоративного искусства у нас очень мало. Как вы помните, долгое время государство не уделяло внимания развитию и сохранению самобытной эвенкийской культуры. Вот, сейчас говорят, - вы забыли свои традиции, обычаи. Но, ведь люди не виноваты – это была целенаправленная политика государства. Мои родители помнят, как их вывезли из тайги, и заставляли жить в поселке, вести оседлый образ жизни. Разрывали родителей с детьми, одних оставляли в тайге, других определяли в интернат, где запрещали разговаривать на эвенкийском языке, только на русском, считалось, что таким образом они «приобщаются к цивилизованной культуре». А кто сказал, что нам нужна культура других народов? Ведь нам было хорошо в тайге, мы были счастливы в мире прекрасной природы, которая была для нас и мудрым учителем, и вдохновением, с которой были связаны все наши традиции и обычаи. Поэтому сегодня с грустью можно сказать, что среднее поколение, к сожалению, оказалось оторванным от своих корней – от традиционных ремесел, культуры, обрядов, таежных промыслов. Такая государственная политика оказалась хуже кнута. А вот старшее поколение еще помнит свою историю и традиции. Например, еще живы те люди, которые помнят, как эвенкийскую жилу делать из спины лося, как шкуры обрабатывать, как шить шапки. Молодежь наша тоже очень восприимчива к эвенкийской национальной культуре, они живо интересуются особенностями песенного фольклора, видами декоративного творчества.

Впрочем, у тоталитарного советского режима были и свои плюсы. Так жесткая государственная политика всеобщего изучения русского языка и искоренения безграмотности, способствовала появлению на нашей земле – талантливых «художников» слова, таких как великий поэт Алексей Нимтушкин. В прошлом году, к сожалению, его не стало. Но, в целом у государственной политики было больше минусов, чем плюсов. И главная проблема в том, что эвенки с одной стороны оторвались от тайги и забыли свои традиции, а с другой стороны не приобщились к чужой культуре. Поэтому, большинство из них ощущают дискомфорт и полный душевный разлад. Мы же в центре стараемся сохранить эвенкийскую культуру, в том числе благодаря старшему поколению, и молодых пытаемся привлечь, чтобы и они знали и любили свои песни, сказки, обряды и таежные промыслы.

Алена Байбородина

 

 

«Культура Приангарья»

Архив новостей

 
 
 

 
Рейтинг@Mail.ru

© 2005-2010  Оленный народ
On-line museum
of East Siberian native peoples
All Rights Reserved. Все права защищены

   Rambler's Top100

 

etnografia@list.ru