Образцы собраны с разных мест (р. Дотот
и его притоков Ешке и Тайя). Рисунки
сопровождаются надписями, из которых
следует, что в каждом орнаменте
содержится символичное изображение
солярных знаков - месяца (ай) и солнца,
звезды (солтес), рогов оленя, гуся (гас),
глухаря (борика), коня (am), особого
цветка (?) и геометрический орнамент (джараглы,
в пер. Б.Э. Петри - "красивое"). Если
бы представленные образцы орнамента в
коллекции принадлежали карагасам, то
отдельные части рисунков, несомненно,
использовались бы для украшения и
других бытовых коллекций. В конце XX в. появились новые черты,
которые определяются как
нетрадиционное в традиционном, то есть
нетрадиционный способ украшения на
традиционно выполненной вещи. Этот
факт отмечается в оформлении ножен
охотничьего ножа, выполненных во второй
половине XX века. Традиционной является
форма и нетипичным украшение ножен. Распространенным было украшение детской одежды (соболиными клыками; суставами кабарги, сохатого, оленя; кастарминскими камешками), а также праздничная одежда взрослого населения. Украшения, которые использовали тофы, были либо покупные (у окинских бурят), либо делались из природного материала.(стеклянные серьги (сорга), бусы (нинги), браслеты (бога) и кольца (чюстюк). Стоит также упомянуть и о фигурном крюке (ахтанга), на который подвешивалась детская колыбель. Крюки эти также имели орнаментальную форму.
|
|
Энциклопедия "Народы России". С.И. Вайнштейн, стр. 335-337. 1994 г. Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы. М.: Наука. 1974 г. |
|