Детская колыбель
Люлька (бедик или петик), где находился ребенок с рождения, изготавливалась из бересты или дерева. По сообщению В.Н. Васильева, из бересты делали первую колыбель для новорожденного. Кусок бересты складывали в виде продолговатого блюда с крутыми стенками. Прямые борта скреплялись ивовым ободком. В изголовье помешалась дуга с ремешком.
В коллекции МАЭ имеется тофаларская колыбель, выполненная из одного куска бересты, согнутого для придания колыбели формы продолговатого короба. Борт в изголовье пологий, в ногах образуется прямой угол с дном. Верх борта по всей длине закреплен с помощью расщепленного вдоль и загнутого ствола дерева и тонкого корневища, продетого сквозь отверстия в бересте. В бортиках проделаны отверстия для закрепления дужки над изголовьем и ремешков, с помощью которых фиксировалось положение ребенка в колыбели, а также для подвешивания в чуме. Длина колыбели 68 см, ширина 32 см, высота бортиков 7-8 см.
В коллекции ИОКМ есть деревянная колыбель,
привезенная из пос. Алыгджер в 1962 г. Колыбель выполнена из тонких березовых досок, скрепленных в два вертикальных ряда ремешками, продетыми в специальные отверстия. При помощи сыромятных ремешков дно прикреплено к бортику. В верхней части борта имеются отверстия для ремешков, при помощи которых колыбель крепилась на крюке внутри чума.
Обе колыбели предназначены для лежачего положения ребенка.
Конструкции колыбелей народов Сибири
По своим конструкциям тофаларские колыбели близки к колыбелям многих народов Сибири. Л.В. Хомич, классифицируя колыбели народов Сибири как одно из наиболее устойчивых предметов материальной культуры, выделяет шесть основных типов.
К первой группе (тунгусо-маньчжурские народы, долганы, северные якуты, часть нганасан) относятся колыбели, состоящие из двух дугообразных согнутых досок, образующих борта, и прямого дна. Иногда в изголовье прикреплялась дуга для полога.
Ко второй группе (подавляющее большинство народов южной и юго-западной Сибири, буряты, якуты, айны) относятся колыбели прямоугольной формы, состоящие из двух бортов, соединенных поперечными планками, на которые устанавливалось дно. В головной части устанавливалась дуга, в ножной - поперечная дощечка с отверстием.
К третьей группе (ненцы, энцы, селькупы, кеты, часть нганасан, тувинцев-тоджинцев, тофаларов) относятся деревянные или берестяные колыбели овальной формы с невысокими бортиками, прямым дном и дугой в изголовье.
К четвертой группе (нивхи, ульчи, нанайцы, теленгиты) относятся выдолбленные из расколотой пополам колоды дерева, в ножной части помещалась поперечная дощечка с отверстием внизу.
К пятой группе (обские угры, селькупы) относятся деревянные или берестяные колыбели полуовальной формы, имеющие неподвижно прикрепленную спинку.
К шестой группе (многие народы Сибири) относятся колыбели, выполненные из одного куска бересты, сложенные в виде продолговатого короба с невысокими бортиками.
Вышеописанные тофаларские колыбели принадлежат к третьей группе.
Крюк (ахтангаа)
В чуме колыбель подвешивали к жердям при помощи фигурного деревянного крюка (ахтангаа). Такими же крюками пользовались кеты, ханты, нарымские селькупы.
Этот крюк считался талисманом и передавался по наследству от
матери к дочери.
Остается открытым ряд вопросов: как крепили карагасы крюки к жердям чума, как относилось старшее поколение, родители к фигурным крюкам, что собой символизировал крюк, кто изготавливал первый крюк, могли ли передавать его в другие семьи, в связи с чем крюк передавался (отдавался) другому человеку (инородцу)?
Нет также сведений о существовании ночных и дневных колыбелей.