Главная страница
 

Вернуться к началу

Тофы живут на северных склонах
Восточного Саяна


Детская колыбель

Люлька (бедик или петик), где находился ребенок с рождения, изготавливалась из бересты или дерева. По сообщению В.Н. Васильева, из бересты делали первую колыбель для новорожденного. Кусок бересты складывали в виде продолговатого блюда с крутыми стенками. Прямые борта скреплялись ивовым ободком. В изголовье помешалась дуга с ремешком. 
В коллекции МАЭ имеется тофаларская колыбель, выполненная из одного куска бересты, согнутого для придания колыбели формы продолговатого короба. Борт в изголовье  пологий, в ногах образуется прямой угол с дном. Верх борта по всей длине закреплен с помощью расщепленного вдоль и загнутого ствола дерева и тонкого корневища, продетого сквозь отверстия в бересте. В бортиках проделаны отверстия для закрепления дужки над изголовьем и ремешков, с помощью которых фиксировалось положение ребенка в колыбели, а также для подвешивания в чуме. Длина колыбели 68 см, ширина 32 см, высота бортиков 7-8 см.
В коллекции ИОКМ есть деревянная колыбель, привезенная из пос. Алыгджер в 1962 г. Колыбель выполнена из тонких березовых досок, скрепленных в два вертикальных ряда ремешками, продетыми в специальные отверстия. При помощи сыромятных ремешков дно прикреплено к бортику. В верхней части борта имеются отверстия для ремешков, при помощи которых колыбель крепилась на крюке внутри чума.

Обе колыбели предназначены для лежачего положения ребенка.

Конструкции колыбелей народов Сибири
Детская колыбель - петик. Длина 58,7 см, ширина 28 см, высота 12,3 см, береза, кожа, ткань, начало ХХ века, пос. Алыгджер, принадлежала И.С. Тулаевой. Сборы Г.М. Зайцевой, 1962 г.По своим конструкциям тофаларские колыбели близки к колыбелям многих народов Сибири. Л.В. Хомич, классифицируя колыбели народов Сибири как одно из наиболее устойчивых предметов материальной культуры, выделяет шесть основных типов.
К первой группе (тунгусо-маньчжурские народы, долганы, северные якуты, часть нганасан) относятся колыбели, состоящие из двух дугообразных согнутых досок, образующих борта, и прямого дна. Иногда в изголовье прикреплялась дуга для полога.
Ко второй группе (подавляющее большинство народов южной и юго-западной Сибири, буряты, якуты, айны) относятся колыбели прямоугольной формы, состоящие из двух бортов, соединенных поперечными планками, на которые устанавливалось дно. В головной части устанавливалась дуга, в ножной - поперечная дощечка с отверстием.
К третьей группе (ненцы, энцы, селькупы, кеты, часть нганасан, тувинцев-тоджинцев, тофаларов) относятся деревянные или берестяные колыбели овальной формы с невысокими бортиками, прямым дном и дугой в изголовье.
К четвертой группе (нивхи, ульчи, нанайцы, теленгиты) относятся выдолбленные из расколотой пополам колоды дерева, в ножной части помещалась поперечная дощечка с отверстием внизу.
К пятой группе (обские угры, селькупы) относятся деревянные или берестяные колыбели полуовальной формы, имеющие неподвижно прикрепленную спинку.
К шестой группе (многие народы Сибири) относятся колыбели, выполненные из одного куска бересты, сложенные в виде продолговатого короба с невысокими бортиками.

Вышеописанные  тофаларские колыбели принадлежат к третьей группе.

Крюк (ахтангаа)
1) Ахтангаа - длина 21 см, ширина 5,8 см, береза, вторая половина ХХ века, пос. Верхняя Гутара, принадлежал И.Н. Кусаеву. Сборы Л.В. Мельниковой, 1986 г. 
2) Ахтангаа - длина 21 см, ширина 7,5 см, береза, 1917 год, пос. Алыгджер, принадлежал Е.Н. Кангараевой. Сборы О.Б. Мартыновой, 1985 г. 
3) Ахтангаа - длина 27 см, ширина 2 и 7 см, береза, конец XIX - начало ХХ века, пос. Алыгджер, Сборы О.Б. Мартыновой, 1983 г.В чуме колыбель подвешивали к жердям при помощи фигурного деревянного крюка (ахтангаа). Такими же крюками пользовались кеты, ханты, нарымские селькупы. Этот крюк считался талисманом и передавался по наследству от матери к дочери.
Остается открытым ряд вопросов: как крепили карагасы крюки к жердям чума, как относилось старшее поколение, родители к фигурным крюкам, что собой символизировал крюк, кто изготавливал первый крюк, могли ли передавать его в другие семьи, в связи с чем крюк передавался (отдавался) другому человеку (инородцу)?
Нет также сведений о существовании ночных и дневных колыбелей. 

  Семья
  Свадебная обрядность
  Ребенок
   Детская колыбель

Мельникова Л.В. "Тофы". Иркутск. 1994 г.
Хомич Л.В. Колыбель у народов Сибири: К вопросу о типологии // Материальная и духовная культура народов Сибири. Сб. МАЭ. Л.: Наука. 1988 г. 
Катанов Н.Ф. Поездка к кароагасам в 1880 году // Зап. Русского геогр. о-ва. Отдел этнографии. СПб., 1891 г. Т.17. Вып.2.
Васильев В.Н. Краткий очерк быта карагасов // Этнографическое обозрение. М., 1910 г. Кн. LXXXIV - LXXXV. № 1-2.
"Тофалария: край возле самого неба".  Журнал Тайга № 3-4(5) 2003 г.
Рисунки художника В.А. Адова

Рейтинг@Mail.ru

© 2005-2010  Оленный народ
On-line museum
of East Siberian native peoples
All Rights Reserved. Все права защищены

   Rambler's Top100

 

etnografia@list.ru