Семья
Карагасские семьи были небольшими,
потому- что после женитьбы сын
выделялся в отдельное хозяйство.
Такое выделение
мотивировалось религиозными запретами между свекром и невесткой, вызывающими целый ряд затруднений при совместной жизни. Только в случае, если у свекра умерла жена, он
решался переехать в юрту к своему сыну и жить совместно с невесткою, ибо в тайге без женщины нет возможности вести хозяйство.
В таежных условиях без мужчины как и без женщины
хозяйство немыслимо,
поэтому в карагасской семье обязательно
было присутствие мужчины-промышленника
и женщины-хозяйки.
Главой семьи считался мужчина, а
все хозяйство в чуме и в семье вела
женщина. Она должна была
поддерживать огонь, приносить воду,
ухаживать за оленятами, штопать и
шить одежду, варить пищу, «поймать и
оседлать для мужа оленя; когда
съездит – расседлать и отпустить»
Хозяйству, лишившемуся промышленника,
приходилось или вливаться в другое хозяйство, обычно ближайшего сородича
(присоединившееся хозяйство утрачивало свою самостоятельность, что
считалось нежелательным), или
приходилось произвести некоторую перегруппировку ближайших сородичей с тем, чтобы дать распадающемуся хозяйству мужчину.
В этих случаях
выделяли какого-либо подростка, который
переходил жить в распадающееся хозяйство. Там он
становился хозяином. Вначале его отец "помогает" (покупает недостающую муку, мануфактуру и т.д.), но по мере того, как новый молодой хозяин
рос, помощь его отца делалась все меньше и, наконец, когда он
становился большим, отец окончательно
прекращал всякие заботы о его хозяйстве.
Средняя карагасская семья
колебалась в пределах 4 - 5
человек. По данным 1925 года наиболее
часто встречалась семья из пяти
человек,
состоящая из мужчины-бойца, женщины-хозяйки, одного ребенка до 7 лет,
одного ребенка от 7 до 14 лет и
подростка или старика. Бывали
семейства по 10 человек и больше (наибольшее
число 13), но это являлось максимальным числом для
карагасской семьи.
"...Карагас кочует всей семьей,
вследствие чего семейная жизнь в
сравнении с общественной, более развита.
Здесь в своей юрте в кругу родных он
делится своими радостями и горем.
Отчужденность юрты от других людей
заставляет семейство ближе и теснее
соединяться. Полное единогласие и
привязанность царит между членами семьи.
Хозяином, конечно, является старший, т.е.
отец или дед, все остальные относятся к
нему с уважением и некоторою
покорностью. Он заведует охотой,
выбирает место и распределяет куда и
кому следует идти за зверями".
"...С зарей все встают, мужчины
заготавливают оружие, женщины мясо или
чай, дети-подростки наблюдают за оленями.
За едой поговаривают о предстоящей
охоте, посоветуются и мужчины уходят на
промысел, а женщины остаются в юрте.
Женщины справляют все по хозяйству: доят
оленей, заготавливают дрова, варят мясо,
шьют кожаны, шапки и т.д. Дети идут
помогать мужчине или остаются дома.
Женщина в семье карагаса не приниженное существо, она пользуется совершенно такими же правами как и мужчина. Свободно заявляет она свои мнения, даже по поводу охоты и карагас выслушивает ее",
- писала газета "Сибирь" в XIX веке.
Но все же на женщин распространялись
некоторые правила поведения: на
стойбище женщина не имела права
появляться в центре круга
поставленных чумов. Только дети,
девушки и мужчины могли ходить в
центре стойбища. Стоило девушке
выйти замуж и она должна была ходить
по своим хозяйственным делам только
позади чумов. При входе в чум свекра
или свекрови невестка должна была
встать и разговаривать с ними
только в том случае, если они с ней
заговаривали. Женщинам (даже
маленьким девочкам) запрещалось
подходить к "зашаманенному" коню. Если на каком-либо седле хоть
раз сидела женщина, то таким седлом
посвященного коня седлать было нельзя. Также женщине запрещалось
переступать через ружья и прочие мужские вещи.
Примечание. Все слова в
кавычках представляют собой
подлинные выражения карагасов.