С приходом Советской власти в Сибирь полностью изменилась
и жизнь карагасов. Сначала, в некотором смысле, изменения эти были в лучшую сторону.
Начала развиваться кооперация, возникли фактории в тайге для
снабжения карагас всем необходимым.
Постановлением ЦИК и СНК от 29 сентября 1925 года, малые племена и
народы освобождались от всех прямых общегосударственных налогов. Карагасы были освобождены от всех повинностей и выплат.
Были выдворены из
Карагасии карагасники, которые спаивали и подрывали бюджет карагасского
народа. С суглана был изгнан священник и даже
женщины, наравне с мужчинами стали принимать участие в выборах в местную
власть. Впервые было проведено полное медицинское обследование всего
народа.
20 декабря 1925 году на зимнем суглане в урочище «Гладкий мыс» были
образованы местные органы Советской власти.
В виде общественной руководящей организации образован Тофаларский Национальный
Сельский Совет (Карагасский Сельсовет или Родовой совет). Сельсовет расположился в Усть-Нерхе
и состоял из семи человек и одного кандидата.
Так начался новый исторический период в жизни карагасов, в короткое время
полностью изменивший ее во всех сферах - экономической, социальной, культурной. На смену
родовой хозяйственной организации пришла так называемая социалистическая форма
хозяйствования; с кочевого образа жизни - перевод на оседлость; изменение таких
консервативных форм обрядности, как похоронная; постепенное уничтожение
языка. Целенаправленно жестокими мерами был уничтожен
институт шаманства, сами же шаманы были отстранены от общественной жизни
и лишены всех гражданских и
избирательных прав.
Советская власть всячески стремилась вовлечь карагасов в строительство
нового социалистического общества. Карагасы были переименованы в
тофаларов, с этих пор прежнее название они
стали считать обидным. Карагасия естественно
получила новое официальное название - Тофалария.
Карагасы вынуждены были отказаться от привычного образа жизни.
Государство создало условия для перехода этого народа к оседлости. Было построено три
поныне существующих поселка: Алыгджер,
Нерха, Верхняя Гутара. Это
было началом осуществления плана
профессора Б.Э. Петри, главная цель которого заключалась в строительстве культбаз
для оседлой жизни карагасов и постепенном переводе их на новую форму хозяйства –
скотоводческую. Дальнейшая жизнь коренного населения определялась предложенной
Б.Э. Петри программой. Появились школы, больницы и другие объекты соцкультбыта.
В то же время началось насильственное обучение русскому языку с запретом
говорить на родном. Конечно, тофы не стали жить в поселках "безвыездно" —
пастухи оставались при оленьих стадах, охотники надолго покидали поселок, когда
в охотничий сезон расходились по своим угодьям, порой весьма далеко от дома. Тем
не менее, значительная часть тофаларов стала оседлой.
Начав с программы перевода кочевого населения на оседлость,
государственная машина очень быстро уничтожила те основы хозяйства,
которые складывались исторически, не дав взамен других жизненных
экономических форм.
В результате возникла страшная, извращенная экономическая ситуация, при
которой оседлое население должно было заниматься такими формами хозяйства,
которые требовали кочевого образа жизни (охота и оленеводство).
Когда по всей стране начали создаваться колхозы, таковые появились и в
Тофаларии. Было обобществлено все имущество тофов, включая даже личные
вещи.
Таежные угодья были разделены на отдельные участки, которые выдавали
либо забирали руководящие органы. Так прошла насильственная
коллективизация. И в 1932 году протестом тофов против абсолютной
коллективизации, когда обобществлены были не только олени, и лошади, но
и все имущество, вплоть до последней курительной трубки, стало уничтожение 75% родившихся
оленят. Сопротивление населения было остановлено жестокими мерами. Отел
следующего года проходил под непосредственным
наблюдением районной администрации. Обобществив оленей, власти произвели
перепрофилирование маточного (товарного) оленеводства на
транспортное. Потеряв из личного хозяйства оленей, тофы перестали
изготавливать себе традиционные виды одежды, обуви и сумок для различных
нужд. Очень быстро из традиционного рациона ушли мясо, молоко,
кисломолочные продукты. На смену им пришли консервы, капуста, картошка,
макаронные изделия. Однако и они появлялись эпизодически, так как
завозилось зимниками, а позднее авиацией. Вместо теплой меховой и
кожаной одежды появились на все случаи жизни резиновые сапоги,
телогрейки и шапки-ушанки.
При существовавшей
системе и уравнительной оплате труда, когда колхозник еженедельно
авансировался 50 рублями, ему хватало лишь на бутылку спиртного, а
чаще - на пару флаконов одеколона, пяток пачек чая да десяток буханок
хлеба. Позже, тофам-колхозникам, вновь
разрешили иметь в личном пользовании до 200 голов оленей, но средств для
возобновления личных стад у них не было.
В новых
условиях пытались разводить коров, однако в Тофаларии, где
почти нет выпасов для скота, это оказалось невозможным.
Чтобы решить проблему сенокосных участков, даже
принималось решение взорвать пороги на р. Уде в 8 км. от пос. Алыгджер, но к
счастью этого не произошло. Так что домашнего скота тофы практически не держали, молока не было,
мяса, яиц - тоже. Всю пищу составляли уже упомянутые консервы, хлеб, картошка и чай.
Как и следовало ожидать, дела в колхозах шли неважно и они в Тофаларии,
где традиционными занятиями всегда были оленеводство и охота,
естественно не прижились. И тофы, лишенные
своих исконных занятий, фактически оказались на содержании государства.
Без оленей, так как ни одна семья уже была не в
состоянии содержать любое количество оленей в условиях оседлой жизни и личного
хозяйства. На месте развалившихся колхозов создается коопзверопрмхоз (он действует
в Тофаларии по сей день), экономической
основой которого вновь становятся традиционные формы хозяйства: охота,
оленеводство, сбор кедровой шишки. Правда, состояние нового хозяйства со старыми
проблемами оставляло желать лучшего.
Тем не менее жизнь в Тофаларии продолжалась. В
1949 году в поселках появляется звуковое кино - сначала в Верхней
Гутаре, затем в Алыгджере. Тофаларский райисполком принял решение об
организации трех «Красных Чумов», работники которых должны были
привозить в тайгу прессу и переводить ее на тофаларский язык, а также
ставить спектакли в оленеводческих бригадах. «Красные чумы» были в
Алыгджере, Нерхе и Верхней Гутаре. В 1952 г. газета
«Восточно-Сибирская правда» за 23 и 30 августа бодро сообщала, что
трудящиеся села Верхняя Гутара слушают радио, пос. Нерха
телефонизирован, что в Тофаларии есть изба-читальня. В
Тофаларии действительно была изба-читальня, но
находилась она в крошечном пос.
Андреевск, входившем в состав
Покровского сельского совета, который просуществовал только до
1950 г.
В 1953 году в Тофаларию
впервые прилетел самолет. С этого времени частично проблема с
продовольствием была решена, хотя снабжение и по сей день является самым
больным вопросом в Тофаларии. В 1963 году Алыгджере в домах появился
свет заработала электростанция. Но расход превысил доход и через два
месяца она закрылась. В 1965 году в поселке Верхняя Гутара появилось
радио, правда через 13 лет после того, как об этом было сообщено в
прессе.
До середины 60-х гг. взрослое мужское и женское
население уходило в зимний период на охоту. И только небольшое количество
людей (пастухов и телятников) за мизерную плату занималось оленьими
стадами.
Совершенно естественным
выглядит факт управления русскими различными организациями
(экономическими, общественными, культурными, партийными). Более грамотное
русское население легче справлялось с работой, тем более что любая
отчетность велась на русском языке. Более активное русское население
заняло основные места работы в поселках: магазин, контора, райпо, детские
учреждения, библиотека, фельдшерский пункт, пекарня, контора сельского
совета, бухгалтерия, почта, аэропорт.
Влияние государства проявилось и в уничтожении национального устного
языка. Маленькие тофы, уже с ясельного возраста отданные в круглосуточные
комбинаты, слышали только русскую речь.
Включение территории Тофаларии в государственную экономическую сферу влияния
повлекло за собой уродливые социально-экономические формы хозяйства и
выхолащивание национальной культуры. Насаждалось новое, чуждое, без учета
и без понимания традиционности. Все, что складывалось на протяжении веков,
теперь отрицалось, считалось зазорным, нечистым.
Дома, сложенные из лиственницы, должны были заменить «холодный, дымный
чум». Однако до середины 60-х гг. почти около каждого дома стояли остовы
чумов, в которых жило пожилое население, не воспринимающее дом с его
«удобствами». Как уже говорилось, в магазины завозилась одежда промышленного производства, не
приспособленная для таежных условий. А для того чтобы сшить необходимую
теплую меховую одежду, теперь нужно было купить шкуру выбракованного
оленя.
Об изменении характера пищи говорилось выше. Менялось постепенно отношение
к тайге. Живая, рождающая, кормящая тайга с введением планового хозяйства
все больше воспринималась как поставщик сырья. Одновременно произошла
трансформация и такого понятия, как «чистота». Чистота в быту и хозяйстве
переселенцев не стыковалась с понятием «чистоты» таежного коренного
населения. Возведенное исторически в философское, оно одновременно
являлось необходимым житейским правилом — «не нарушай чистоты природы —
воды, костра, кочевья, перевала, священного места и т.д.».
Добиваясь выполнения главной задачи — бесперебойного поступления пушнины,
государство попыталось хоть как-то залатать образовавшиеся «дыры» в
экономике маленьких хозяйств. Вот тогда и появились так называемые льготы
коренному населению. Однако на протяжении всей истории XX в. в поселках
так и не сформировались обслуживающая и полная медицинская сферы услуг.
Слишком большими были затраты на их содержание. Куда проще казалось
несколько раз в году завезти узких специалистов — парикмахеров, врачей и
др.
На фоне сложившейся ситуации уродливо выглядят «льготы коренному
населению». Прежде всего они касаются оплаты яслей и детских садов,
интерната, поступления в техникумы или ВУЗы без сдачи вступительных
экзаменов, права первой очереди при перелетах на местной авиалинии. В
разные годы список либо расширялся, либо сокращался в зависимости от
платежеспособности хозяйств.
Заработная плата колхозников, как уже отмечалось выше, была мизерной.
Несвоевременные расчеты государства за выполненную работу привели к
появлению долговых списков в магазинах.
Приехавшее русское население, стараясь поддержать себя, завело огороды,
стало держать домашнюю птицу (куриц), попыталось содержать коров. Но тофы, не
обладающие навыками огородничества, не восприняли эту форму хозяйства.
Ко всему сказанному следует добавить огромную отрицательную роль спиртных
напитков, которые либо изготавливались на месте, либо завозились в больших
количествах. Другими словами, продолжалось спаивание коренного населения.
Пьянство, и без того бич тофаларского народа в условиях оседлой жизни,
захлестнуло большую часть трудоспособного населения. В этой связи
вводилось ограничение продажи спиртного, но заметных результатов это не
дало.
Итог экспериментов над коренным населением не заставил себя долго ждать. Тофаларский народ стал терять
навыки традиционного хозяйствования, совершенствования приемов
рационального землепользования и интерес к таежным угодьям. Многовековая
культура этого народа – старинная одежда, украшения, утварь для самих
тофа безвозвратно утрачена. Результатом всего этого явилось то, что
нынешнее поколение мало что знает о своей культуре, своем языке.
Таким образом, Тофалария, так и не получившая статуса
национального округа, не имеющая закрепленных границ, по сути была и
остается государственной колониальной территорией, специализирующейся на
поставке пушнины по минимальным ценам.