Проблема карагасов в начале ХХ века оказалась
злободневной для ученых и общественности Сибири.
Вопрос о выхолащивании тайги, огромных долгах государству неоднократно
поднимался этнографом В.Н. Васильевым, профессором К.Н. Миротворцевым
и др.
Иркутское генерал-губернаторство закупало муку для
помощи отдельным семьям, выделяло деньги, а в 1914 году даже отменяло
ясак. Но эти меры не могли поправить общего сложившегося положения. Вслед за
тем, в 1914-1916 гг., Департамент земледелия организует Саянскую
экспедицию под руководством квалифицированного охотоведа Д.К. Соловьева.
Возникает проект организации заповедника, с целью воспроизводства и сохранения
популяции соболя. Но две революции 1917 г. и переворот в Сибири 1918 г.
все затормозили.
Красноярский этнограф И.А. Евсенин в 1919 г. публикует
небольшую брошюру о карагасах с целью привлечь внимание Сибирского
временного правительства к нуждам карагасов. После восстановления
советской власти Евсенин еще раз в 1922 г. пытается привлечь внимание к
наболевшим проблемам в статье «К вопросу о сохранении сибирских
инородцев: Очередная задача национальной политики в отношении
карагасов».
Наконец, и власти Восточно-Сибирского края заинтересовались проблемой
коренных народов своего региона. В апреле 1925 г. при губисполкоме был
организован Комитет содействия народностям северных окраин (Комитет
Севера), его
председателем был назначен Б.Э. Петри. С 1925 г. Комитет организовал работу комплексных
научных экспедиций среди малых народов.
На территории Карагасии такую
экспедицию возглавил профессор ИГУ Б.Э.
Петри.
Летом 1925 г. участники экспедиции были уже у
карагас. Здесь Петри впервые реализовал свою методику «сплошного
обследования»: «Изо дня в день, обследуя хозяйство за хозяйством,
экспедиция движется по намеченному маршруту и заканчивает работы только
тогда, когда обследовано последнее хозяйство, учтен последний кирпич
выпитого чая, освидетельствован последний ребенок, записана последняя
убитая белка».
Главный
вывод Петри после обследования карагасов
заключался в срочном изыскании мер для
постепенного перевода их на новую
форму хозяйства — скотоводческую.
Исходным моментом для этого явилось то,
что около потребиловок уже осели
малооленные и безоленные карагасы. "Скотоводческая форма хозяйства", -
писал Б.Э. Петри, - "ближе всех подходит
к укладу жизни карагас и является
единственно возможным видом сельского
хозяйства в условиях высокогорной
тайги, где земледелие почти невозможно
и где по соседству имеется хлеборобная Катарбейская волость, соединенная
зимним санным путем по льду р. Уды с
будущей карагасской культбазой".
Вторую поездку к тофам Петри совершил в декабре 1925
г. и присутствовал на суглане. Возвращаясь с карагасского суглана, Петри пишет:
- «Напутствие «помни обещания» и сейчас укором звучит у меня в ушах. Не
пора ли закончить, хотя бы по отношению к карагасам, период исследования
и приступить к реальному содействию... ». Вернувшись из экспедиции,
профессор Петри сразу представил государственным органам свою программу
по переустройству и улучшению жизни карагасов. В этом проявилось искреннее
желание профессора Петри помочь карагасам в их тяжелом положении.
Дальнейшая жизнь коренного населения
определилась предложенной программой
Б.Э. Петри.
План Петри
На территории карагасского охотхозяйства Петри предлагал создать культбазы.
Одну в местности Алыгджер (слияние рек Кара-Бурень и Уда), другую в устье р. Нерхи,
третью, для западной группы карагас, в местности Ичень (верховья р.
Джуглым).
Места эти карагасы знали хорошо, так как в
зимний период туда на подножный корм выгонялись табуны лошадей. Места для строительства выбирались исходя из
ряда условий:
— центральные места относительно
карагасских промысловых участков;
— на какой-либо крупной реке, по
которой в зимний период можно будет
производить заброску продуктов;
— близко к Белогорью (места летних
кочевий);
— изолированность от русских
участков;
— наличие земельного фонда.
Далее профессор Петри предлагал на новых культбазах построить фермы-коммуны,
где постепенно будут «оседать» тофы.
Первоначально фермы будут получать
денежную субсидию от государства. Люди
здесь будут заниматься скотоводством.
«После 10 лет они выделятся в
самостоятельное хозяйство, получат
надел, избу и скот в виде компенсации за
труд... ». При фермах появятся
подсобные статьи доходов — сбор орехов,
ягод, лекарственных растений,
сенокошение. Здесь может быть
организован соболиный или маралий
питомник, т.е. организованные фермы
перейдут постепенно с обеспечения
государства на хозрасчет.
На культбазах обязательно должны
быть:
— управление охотхозяйством (во
главе с управляющим);
— уполномоченный по туземным делам;
— туземный совет (во главе с
секретарем туземного исполнительного
комитета);
— кооператив;
— хлебный магазин;
— школа;
— медпункт;
— общественная пекарня;
— жилища для осевшего населения.
Культбазы, по замыслу
Б.Э. Петри, должны были развиваться
целиком на самообеспечении. Дотацию,
которую необходимо было внести
первоначально, он считал как уплату
старых долгов государства малым
народам.
Кооперация на
культбазах мыслилась Петри как сдача
результатов промысла в туземный
кооператив. Вместе с тем, Петри
оговаривался, что, насаждая новое,
нужно строго учитывать все уже
сложившиеся бытовые черты карагасского народа.
Кулътбазы
Как уже упоминалось, места для построения кулътбаз определил сам
профессор Петри. Самая большая
культбаза, по его замыслу, должна была
находиться подальше от русских
поселков и заимок, но в то же время на
пересечении главных кочевых троп
коренного населения. Такое место
было выбрано в широкой долине, где
сливаются вместе две крупные реки
Тофаларии, Кара-Бурень и Уда.
Эта местность конными тропами была связан с Тулуном, Нижнеудинском и
Бирюсинскими приисками. Предварительно из долины р. Уды по
всему ее течению до Нижнеудинска были
выселены все заимщики (с 8 заимок, которые стояли в устьях крупных
притоков). В 1927 году здесь началось
строительство. Культбаза