Главная страница

Духа - самая южная народность на Земле,
содержащая
северных оленей

Вернуться к началу


Цаатаны или Духа

Высоко в горах северной Монголии на северо-западе от Рэнчинлхумбэ или Дархатской котловины на южных склонах Восточного Саяна наряду с Дархатами и Урянхайцами живет мало кому известный народ, ведущий отшельнический кочевой образ жизни, кочуя вдоль границ Тувы и Бурятии. Это Цаатаны - одна из самых малочисленных и самых южных на Земле народностей, содержащая северных оленей. Их численность — не более 400 человек, и только 160-170 из них занимаются оленеводством. Обычаи и традиции Цаатанов отличаются от всех традиций населяющих Монголию народов. Главное различие в том, что образ жизни кочевников Цаатанов целиком зависит от северных оленей. Олень для них это и средство передвижения по труднопроходимой горной тайге, друг и помощник во всем, кроме того, молоко северного оленя один из основных пищевых продуктов Цаатанов. Они до сих пор продолжают вести кочевой образ жизни и живут в  тайге в традиционных жилищах – урц круглый год . Урц похож на чум, который являлся жилищем почти всех коренных оленных народов.
«Цаа» означает «олень»; «цаатаны» — «те, кто владеют оленями». Так называют их монголы. Сами цаатаны зовут себя – «народ северного оленя» - «Духа» или «Суха». Как утверждает монгольский этнограф Бадамхатан, посвятивший изучению их культуры многие годы, Духа считают себя урянхайскими уйгурами, а свой язык - уйгурским. 

Язык
Действительно язык их совсем не монгольский, а скорее тувинский. Принадлежит он к тюркской ветви языков (уйгурской подгруппе). Цаатаны сумели сохранить свой уникальный язык, на котором разговаривают между собой, но только носителей языка осталось очень мало, и живут они все порознь, каждый со своими детьми и внуками, а иногда и вовсе в одиночестве, выпасая своих оленей. Молодежь язык почти не знает, поскольку училась в монгольских школах. Под сильным влиянием монгольской культуры язык Цаатанов сегодня постепенно уступает свои позиции.

Власти много раз старались принудить Цаатанов перейти к оседлому образу жизни. Так удобнее было бы их контролировать. Но эти попытки всякий раз вступали в противоречие с неукротимым стремлением этого народа к вечному пути по тайге. Снова и снова возвращались Цаатаны в свои холодные горы, откуда власти время от времени выманивали их щедрыми посулами и обещаниями хорошей жизни. В итоги многие семьи оставили кочевой образ жизни и переселились на равнину, в маленький безрадостный поселок на берегу озера Цааган-Нуур. Там они живут в пестро размалеванных деревянных домах. У них есть магазин, в котором редко можно что-нибудь купить, и школа, уроки в которой ведутся только на монгольском языке. 

Происхождение
Духа предположительно являются смесью тюркских, монгольских и самоедских народностей. В России есть родственные им народы, это тувинцы-тоджинцы соседней Тувы, тофалары, проживающие в Иркутской области, и сойоты Окинского района Бурятии. Все они, по словам Н.Л. Жуковской, близки по языку, хозяйственным, культурным и прочим признакам.  «Я думаю, что они занимали одну территорию, пересеченную несколькими горными хребтами, и расселились в развилках гор. И предположительно являлись одним оленеводческим народом, разделение которого произошло с делением границ. Так и образовались четыре родственные группы».
По мнению ученых, среди предков этих народов были самые разнообразные этнические группы, в том числе совсем не тюркские, которые оставили свой след в культуре и языке. В этом уверены профессор, доктор исторических наук, заведующая отделом азиатских и тихоокеанских исследований Института этнологии и антропологии Российской Академии наук Наталья Львовна Жуковская и профессор, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ИМБиТ СО РАН, зав. кафедрой культурологии БГУ Любовь Лубсановна Абаева. И действительно, достаточно одного взгляда, чтобы сделать вывод, что это не монголы, а скорее родственники русских народов севера.

Земля Духа
Традиционные оленеводческие территории Духа расположены в Саянах, главным образом в бассейнах Бий-Хем и Каа-Хем (истоков Енисея), в Монголии это река Шишгид-Гол. Сегодня права на владение землей основаны на обычаях и традициях Монголии. Никаких налогов за использование земель кочевники не платят.

В период коммунистического режима земли Духа были разделены границей на две части без какого-либо учета интересов народа. На них были распространены и ограничения на охоту, которая является самым важным в их жизни. Взамен не предлагалось никаких альтернативных путей для выживания народа. Как и все, Духа были вовлечены в коллективизацию, что в значительной степени нарушило их традиционную жизнь. Наконец, когда в стране в начале 1990-ых годов наступил экономический кризис, они были вновь предоставлены сами себе.
Это время было особенно трудным для домашнего оленеводства. Факт, что оленеводство и сама культура Духа пережили все эти перипетии не является ничем иным, как чудом. Ответ на вопрос, почему, несмотря на все трудности, оленеводство все еще существует в Монголии, можно найти в словах Духа:
- «Мы – оленный народ и не хотим жить иначе», сказала опытный оленевод и мать троих детей Ганбат Пансел (Ganbat Punsal) в сентябре 2000 года. Эти простые слова точно характеризуют народ Духа и их культуру.

   Духа
  Прихубсугулье
  История
  Оленеводство
  Быт, хозяйство
  Род Ахту
  Верования
   Духа сегодня
  Галерея

Украинская газета «Сегодня» 12.02.2003г.
Журнал «Вокруг Света» №1, 1994 г. «Цаатаны — имеющие оленей». По материалам журнала «Stern»
www.baikal.irkutsk.ru/
Республиканская газета КМНС РС (Я)"Элкэн" №3(62) 2005 г.

Рейтинг@Mail.ru

© 2005-2010  Оленный народ
On-line museum
of East Siberian native peoples
All Rights Reserved. Все права защищены

   Rambler's Top100

 

etnografia@list.ru