Цаатаны или Духа
Высоко в
горах северной Монголии на северо-западе от Рэнчинлхумбэ или Дархатской
котловины
на южных
склонах Восточного Саяна наряду с Дархатами и Урянхайцами
живет мало кому известный народ, ведущий отшельнический кочевой образ
жизни, кочуя вдоль границ Тувы и Бурятии.
Это Цаатаны - одна из самых малочисленных и самых южных на Земле
народностей, содержащая северных оленей. Их численность — не более 400
человек, и только 160-170 из них занимаются оленеводством. Обычаи и
традиции Цаатанов отличаются от всех традиций населяющих Монголию народов.
Главное различие в том, что образ жизни кочевников Цаатанов целиком
зависит от северных оленей. Олень для них это и средство передвижения по
труднопроходимой горной тайге, друг и помощник во всем, кроме
того, молоко северного оленя один из основных пищевых продуктов Цаатанов.
Они до сих пор продолжают вести кочевой образ
жизни и живут в тайге в традиционных жилищах – урц круглый год . Урц
похож на чум, который являлся жилищем почти всех коренных оленных народов.
«Цаа» означает «олень»; «цаатаны» — «те, кто владеют оленями». Так
называют их монголы. Сами цаатаны зовут себя – «народ северного оленя» -
«Духа» или «Суха». Как утверждает монгольский этнограф Бадамхатан,
посвятивший изучению их культуры многие годы, Духа считают себя
урянхайскими уйгурами, а свой язык - уйгурским.
Язык
Действительно язык их совсем не монгольский, а скорее тувинский.
Принадлежит он к тюркской ветви языков (уйгурской подгруппе). Цаатаны
сумели сохранить свой уникальный язык, на котором разговаривают между
собой, но только носителей языка осталось очень мало, и живут они все
порознь, каждый со своими детьми и внуками, а иногда и вовсе в
одиночестве, выпасая своих оленей. Молодежь язык почти не знает, поскольку
училась в монгольских школах. Под сильным влиянием монгольской культуры
язык Цаатанов сегодня постепенно уступает свои позиции.
Власти
много раз старались принудить Цаатанов перейти к оседлому образу жизни.
Так удобнее было бы их контролировать. Но эти попытки всякий раз вступали
в противоречие с неукротимым стремлением этого народа к вечному пути по
тайге. Снова и снова возвращались Цаатаны в свои холодные горы, откуда
власти время от времени выманивали их щедрыми посулами и обещаниями
хорошей жизни. В итоги многие семьи оставили кочевой образ жизни и
переселились на равнину, в маленький безрадостный поселок на берегу озера
Цааган-Нуур. Там они живут в пестро размалеванных деревянных домах. У них
есть магазин, в котором редко можно что-нибудь купить, и школа, уроки в
которой ведутся только на монгольском языке.
Происхождение
Духа предположительно являются смесью тюркских, монгольских и самоедских
народностей. В России есть родственные им народы, это тувинцы-тоджинцы
соседней Тувы, тофалары, проживающие в Иркутской области, и сойоты
Окинского района Бурятии. Все они, по словам Н.Л. Жуковской, близки по
языку, хозяйственным, культурным и прочим признакам. «Я думаю, что они
занимали одну территорию, пересеченную несколькими горными хребтами, и
расселились в развилках гор. И предположительно являлись одним
оленеводческим народом, разделение которого произошло с делением границ.
Так и образовались четыре родственные группы».
По мнению ученых, среди предков этих народов были самые разнообразные
этнические группы, в том числе совсем не тюркские, которые оставили свой
след в культуре и языке. В этом уверены профессор, доктор исторических
наук, заведующая отделом азиатских и тихоокеанских исследований Института
этнологии и антропологии Российской Академии наук Наталья Львовна
Жуковская и профессор, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник
ИМБиТ СО РАН, зав. кафедрой культурологии БГУ Любовь Лубсановна Абаева. И
действительно, достаточно одного взгляда, чтобы сделать вывод, что это не
монголы, а скорее родственники русских народов севера.
Земля Духа
Традиционные оленеводческие территории Духа расположены в Саянах, главным
образом в бассейнах Бий-Хем и Каа-Хем (истоков Енисея), в Монголии это
река Шишгид-Гол. Сегодня права на владение землей основаны на обычаях и
традициях Монголии. Никаких налогов за использование земель кочевники не
платят.
В период коммунистического режима земли Духа были разделены границей на
две части без какого-либо учета интересов народа. На них были
распространены и ограничения на охоту, которая является самым важным в их
жизни. Взамен не предлагалось никаких альтернативных путей для выживания
народа. Как и все, Духа были вовлечены в коллективизацию, что в
значительной степени нарушило их традиционную жизнь. Наконец, когда в
стране в начале 1990-ых годов наступил экономический кризис, они были
вновь предоставлены сами себе.
Это время было особенно трудным для домашнего оленеводства. Факт, что
оленеводство и сама культура Духа пережили все эти перипетии не является
ничем иным, как чудом. Ответ на вопрос, почему, несмотря на все трудности,
оленеводство все еще существует в Монголии, можно найти в словах Духа:
- «Мы – оленный народ и не хотим жить иначе», сказала опытный оленевод и
мать троих детей Ганбат Пансел (Ganbat Punsal) в сентябре 2000 года. Эти
простые слова точно характеризуют народ Духа и их культуру.