Главная страница

Духа - самая южная народность на Земле,
содержащая
северных оленей

Вернуться к началу


Быт, хозяйство

Урц (чум)
В отличие от монголов,  Цаатаны живут не в круглых войлочных юртах, а в остроконечных шатрах — чумах (урц). Их чумы такие же, как встречались у большинства сибирских коренных народов. Грубо обработанные тонкие стволы деревьев ставят по окружности, а верхушки соединяют в остроконечный конус. Всю конструкцию покрывают грубым полотнищем (брезентом). Раньше урц покрывали покрышкой из шкур или бересты. Трудно себе представить, что в подобном шалаше можно перезимовать. Однако оленеводы живут в чумах под открытым небом круглый год. Покрышка, покрывающая урц, прижимается к каркасу обычными камнями, которые свешиваются на веревке от вершины чума. Внутри пол обычно выстилается оленьими шкурами или брезентом.

Годовой цикл
Оленеводы кочуют по определенным наследственным маршрутам между сезонными пастбищами. На эти перемещения в некоторой степени влияют условия охоты в районе, необходимость в новых пастбищах для оленей, отношение с природой и вселенной.
Весной Духа следуют за своими оленями вниз к краю большой равнины, оставаясь, однако, на ее границе, так как олени не едят траву.
Летом поднимаются со стадами выше лесной зоны, чтобы избежать гнуса.
Осень цаатаны проводят в светлых лесах, где олени в изобилии находят свою излюбленную пищу — лишайники и мох.
Зимой же и люди и олени озабочены исключительно тем, чтобы дожить до весны, останавливаются в речных распадках. Здесь теплее и можно найти пищу.

Западная группа живет более традиционно, маленькими группами 2-3 семьи, имея от 20 до 180 оленей на семью. Такое стойбище называется отагс. Семьи кочуют в Зуун тайга (Западная тайга) почти каждые 5 недель (около 10 перекочевок в год) от высокогорных летних стойбищ до зимних, в горные речные долины.
Восточная группа из Буруун тайга (Восточная тайга) объединена в менее традиционные кочевые формы. Они живут большими группами по 11 - 19 урц (чумов), большим стойбищем, и перекочевывают только 4-6 раз в год. Количество оленей, приходящихся на одну семью, здесь ниже, так как олени, находясь в больших стадах, подвержены большему риску эпидемий и испытывают недостаток частых перемещений на свежие пастбища.

Основные обязанности разделены так: мужчины охотятся, а женщины занимаются оленями, доят, ухаживают. В выпасе же оленей принимает участие вся семья.

Пища
Цаатаны питаются в основном оленьим молоком и продуктами, которые из него можно получить. Изо дня в день их рацион состоит из свежего и кислого молока, грубого сыра и сметаны; нет ни овощей, ни фруктов, только ягоды — летом и осенью. Каждую оленуху доят два раза в день, молоко кипятят и готовят сыр. Откинутый на марлю, он сушится под самой вершиной чума.
Очень редко — мясо или рыба. Во время кочевок они часто оказываются на берегах рек, кишащих лососями и хариусом. Но к рыбе привычки у них нет, хотя в отличие от монголов они употребляют в пищу рыбу. А вот за диким оленем они готовы предпринимать очень далекие экспедиции. Как им удается долгое время сидеть на спинах своих олешков — загадка. К тому же, передвигаются олешки весьма странным мелким шагом, неимоверно раскачиваясь из стороны в сторону.

Оружие
Вооружение Духа составляет обычно пара ружей — некоторые неизвестно как попали из гитлеровского вермахта, на них даже сохранились свастики. Стреляет Цаатан-охотник только когда на сто процентов уверен, что попадет. Нет боеприпасов. За патрон — один патрон! — Цаатан может отдать шкурку соболя. Патроны попадают сюда после долгих приключений из России. Они слишком мощны для стареньких ружей. И чтобы избежать разрыва ствола, половину пороха Цаатаны отсыпают.
Гораздо чаще цаатаны охотятся с помощью самострелов. За полчаса сооружают некое подобие арбалета, который связан с натянутой бечевкой. Стоит, скажем, дикому гусю задеть бечевку - его прошьет стрелой.

   Духа
  Прихубсугулье
  История
  Оленеводство
  Быт, хозяйство
  Род Ахту
  Верования
  Искусство
   Духа сегодня
  Галерея

Украинская газета «Сегодня» 12.02.2003г.
Журнал «Вокруг Света» №1, 1994 г. «Цаатаны — имеющие оленей». По материалам журнала «Stern»
www.baikal.irkutsk.ru/
Газета «Новости Монголии» №10, 2004 г.
Республиканская газета КМНС РС (Я)"Элкэн" №3(62) 2005 г.

Рейтинг@Mail.ru

© 2005-2010  Оленный народ
On-line museum
of East Siberian native peoples
All Rights Reserved. Все права защищены

   Rambler's Top100

 

etnografia@list.ru