Цаатаны сегодня
Развитие ситуации после 1998 года показало, что спад
поголовья оленей закончился, и сейчас снова наблюдается ее подъем. Точные
причины этой тенденции не ясны. Несмотря на увеличение поголовья, ситуация
для оленеводов все ещё остается очень тяжелой. Количество людей, занятых в
отрасли, продолжает сокращаться. С 1998 года четыре или пять семей
потеряли всех своих оленей, и еще в два раза большее семей находятся под
угрозой также потерять своих животных.
Сегодня в Монголии около 400 Цаатанов, и примерно 160-180 из них
занимаются оленеводством (около 35-40 семей). По данным на 2005 год у Духа
около 650 -700 оленей. Проживают оленеводы в
трех сомонах (районах) — Баян-Дзурх, Улаан-Уул и Ринчинлхумбэ,
кочуя вслед за своими оленями по высокогорным пастбищам, также, как их
предки делали в течение тысячи лет.
-Без оленя мы - не Духа, - говорит представитель племени по имени Батулга.
Более десятилетия Духа отстаивают свои права, право на свою жизнь,
противопоставляя себя развивающейся цивилизации: горнодобывающей
промышленности, золотодобыче, вырубке лесов и т.д.
«У нас есть некоторые успехи в нашей трудной борьбе, но мы только что
начали», - говорит Батулга.
«Мы очень благодарны всем, кто помогает нам, народу Духа, с гордостью
продолжать идти своим путем».
Духа упорно остаются приверженцами своего образа жизни,
сохраняя самобытные традиции и в XXI веке. Блага цивилизации - спутниковую
связь, телевидение и прочее - монгольский кочевник отторгает, может
довольствоваться малым и быть при этом счастливым. Хотя жизнь в горах
очень тяжелая. Оленеводов косят болезни. Медицинская помощь отсутствует.
Врачу, чтобы добраться до отдаленных стойбищ, может потребоваться иногда
около четырех дней. Даже женитьба здесь большая проблема. Невесту или
жениха найти можно лишь внутри семьи. А вне племени очень трудно: местные
монголы относятся к Духа, как европейцы к цыганам. - «Нас считают
неспособными к порядочной жизни, необузданными, грязными и дикими», -
говорят Цаатаны.
- «Моей дочери сейчас 24 года. Я волнуюсь, будет ли у нее своя семья, свой
семейный очаг. У нас очень мало мужчин. Ведь моя дочь не может ездить по
тайге в поисках мужа. Возможно, она вынуждена будет просто родить ребенка,
который будет ей поддержкой в будущем», - вздыхает старая шаманка Ценд из
Восточной тайги (Буруун тайга).
Влияние современной цивилизации все больше отрицательно сказывается на
детях. Отшельнический образ жизни Цаатанов все менее привлекателен для
молодежи. Оленеводы отмечают, что их дети-школьники беднее, чем другие
учащиеся и все более и более чувствуют себя ущербными в среде хорошо и
современно одетых монгольских школьников. Дети Духа когда-то гордясь своим
происхождением, и удовлетворенные тем, что у них было, теперь хотят более
новых, более дорогостоящих вещей и в этой связи все больше стремятся в
город, пытаясь уйти от тяжелой жизни в горах, наивно полагая, что в городе
или поселке их ждет красивая и беззаботная жизнь.
«Три сотни Цаатанов уже ушли из тайги, потому что это очень трудная
жизнь. Но мы хотим остаться здесь и продолжать наш образ жизни, традиции и
культуру. Мы никогда не оставим нашу тайгу!», - говорит Оуинбадан (Ouynbadan),
женщина около 30 лет, преподаватель традиционного тувинского языка –
родного языка Цаатанов.
Права на землю
Как и всюду, в Монголии права на пастбищные земли Духа основаны на обычаях
и традициях. Использование, основанное на традициях, - нормальный и
общепринятый законодательный принцип в стране, где примерно половина
населения ведет кочевой образ жизни, постоянно перемещаясь со своими
стадами. Никаких налогов и сборов за пользование пастбищами не взимается.
Обычная или общая законодательная практика такова, что пользователи
пастбищных земель имеют приоритет, который может перейти к другим в случае
прекращения использования. Такой порядок согласуется и с практикой,
сложившейся в других оленеводческих регионах, среди которых территории
саамского оленеводства в Норвегии, Швеции и Финляндии.
Тем не менее, перед Цаатанами остро стоит проблема
сохранения своего образа жизни и культуры, так как на их исконных землях
активно ведется государственная разведка минеральных ресурсов,
золотодобыча, вырубаются леса. Экология леса при этом, как правило,
игнорируется. И без того небольшая площадь монгольских лесов сокращается,
их состояние ухудшается в связи с хищнической эксплуатацией. Правда
недавно был введен запрет на экспорт леса и на ведение большей части
лесозаготовок для удовлетворения нужд местного пользования, однако
незаконные рубки по-прежнему продолжаются. Правительство Монголии в
сотрудничестве с иностранными финансовыми организациями только приступает
к внедрению практики управления лесами силами местных сообществ. Охраной
лесных экосистем и их видов занимается несколько организаций. Одной из них
является Монгольское Общество Охраны Тайги, созданное в июне 2001 года в
Улан-Баторе.
Кроме того, большой проблемой становится коммерческая охота, значительно
сокращающая таежные ресурсы. Китайские охотники добывают в этих горах в
больших количествах бурых медведей ради желчи и кабаргу ради мускусной
струи. Духа все труднее и труднее добывать себе пропитание в тайге. Чтобы
прокормить себя и свои семьи в суровых таежных условиях Духа вынуждены
откочевывать все дальше и дальше в горы.
Этот маленький народ мешает многим и потому их ставят в невыносимые
условия, надеясь, что они уйдут из тайги. К примеру, власти под маской
защиты природы запрещают Духа, угрожая штрафами или арестом собирать
сброшенные оленям рога в тайге. То есть делать то, что непосредственно
связанно с их традиционным образом жизни, очевидно, нарушая их права.
Монгольское правительство неоднократно пыталось и пытается перевести
оленеводов на оседлую жизнь. Но все заканчивалось тем, что Цаатаны
оставляли построенные для них деревянные домики и уходили в тайгу в свои
привычные чумы.
Народ Духа - молодая группа. Статистические данные в
2001 году показывают, что приблизительно 40 % оленеводческих семей – это
дети и молодые люди до 17-летнего возраста, из которых 70 % - это молодые
представительницы женского пола. С другой стороны существует недостаток не
состоящих в браке взрослых женщин - примерно 1:4.
Учитывая текущую ситуацию будет наблюдаться отток молодых людей для поиска
работы в других отраслях. Но альтернативной занятости для тех, кто хочет
оставить оленеводство, практически нет. Содержание рогатого скота, одна из
основных промышленностей в районе уже переполнена. Рыболовецкие ресурсы в
озере Цааган Нуур исчерпаны. Единственная отрасль, которая имеет
перспективное будущее, - это туризм. Однако чтобы создать рабочие места
должна быть создана сначала специальная система образования и подготовка
специалистов.
Образование
Оленеводы Духа испытывают некоторые трудности в возможности получения
образования в сравнении с другим населением. Недостаток в деньгах мешает
их детям учиться в школах, но и те дети, которые все же посещают школу, не
имеют возможности изучать свой родной язык, так как он не включен в
школьную программу, и все предметы в школе ведутся только на монгольском
языке. На детей оказывается влияние чуждой им идеологии через активную
пропаганду монгольских преподавателей и учащихся в школе-интернат, где они
живут в течение многих месяцев, оторванные от семей и
тайги. Ассимилирующее влияние монгольского языка на детей, где никто не
говорит на родном тувинском языке, тоже дает свои плоды. Оленеводы
признают, что когда они разговаривают со своими детьми на тувинском языке,
дети говорят только на монгольском.
Лучше всего система образования функционировала в период между 1960-80 гг.
В то время до 80 % детей Цаатанов получили как минимум 8-летнее
образование. Среди взрослого населения, около 50 % также получили 8-летнее
образование. С 1980 по 1990 годы количество Духа, получивших 8-летнее
образование, снизилось до 64 %, в 1990-ых годах этот уровень упал еще ниже
- около 55 %. Сегодня среди всего народа Духа имеется только 2-3 человека,
получивших 10 летнее образование, и 3-4 человека, которые получили
какое-либо дальнейшее образование в значительной степени при помощи
различных неправительственных организаций из Улан-Батора, таких как
Монгольский Фонд Оленеводов, который очень активно приглашает молодежь
Духа для обучения в школы и колледжи.
Сами же Цаатаны считают, что длительный процесс обучения в итоге может
привести к тому, что молодежь утратит связь с кочевой жизнью и не вернется
к оленеводству. С другой стороны, очевидно, что народу Духа необходимы
образованные специалисты.
Монгольский Фонд Оленеводов (MRF) и его лидер Сухбаатар (Sukhbaatar) и
прежний руководитель Баттулга Солной (Battulga Solnoi) в сотрудничестве с
международными организациями построили новую школу в Цааган Нууре. Старая
школа сгорела дотла в 1991 году. Это была как раз та школа, которую
посещали дети оленеводов. В настоящее время Фонд MRF ищет средства для
нового школьного интерната, так как старый находится в аварийном состоянии
(2001 г.).
Туризм
Одной из ключевых проблем для Духа является, как ни странно, экотуризм. О
Цаатанах и шаманах несколько лет назад был снят цикл документальных
фильмов канала "Discovery". После такой рекламы, сюда устремились туристы
из многих стран для того, чтобы познакомиться с сохранившимися здесь
традициями шаманизма и увидеть последних кочевых оленеводов. Кроме того,
что сама суровая кочевая жизнь Духа очень привлекательна для иностранных
туристов, туризм наносит еще и вред высокогорной тундре и тайге, где
кочуют оленеводы. С каждым годом туристов становится все больше и больше и
они порой очень бесцеремонно вторгаются в жизнь народа. Порой туристы
живут с семьями Духа в течение всей осени или даже зимы, в тот период,
когда семьи должны сосредоточиться на выживании, сборе, охоте, и заботе о
своих оленях.
Один из оленеводов Западной Тайги рассказал случай, когда он был вынужден
потребовать чтобы неожиданно прилетевший вертолет с туристами немедленно
покинул его стойбище (отаг), так как они были заняты насущными проблемами
подготовки к зиме.
В течение лета 2002 года, 160 туристов, исследователей и фотографов
посетили Духа в тайге. В сравнении с 2001 годом количество туристов
увеличилось больше чем на треть. Такими темпами скоро туристы могут
превзойти численностью Духа.
Жизнь очень быстро меняется вокруг, поэтому, чтобы выжить оленеводы должны
найти свое место в современной рыночной экономике. Ясно, что туризм нужно
организовывать, но фактически со стороны турфирм не происходит ни каких
попыток сделать его обоюдовыгодным и для оленеводов. На сегодняшний день
Цаатаны не получают никакой реальной выгоды от туризма.
Наравне с туристами по сети международных исследовательских программ в
тайгу приезжает много студентов, все это заранее не координируется ни с
региональным губернатором, ни с оленеводами. Был даже случай когда
неопытный студент-ветеринар проводил испытания неизвестных препаратов на
оленях без каких-либо разрешений от правительства или местных властей.
«Прошлым летом я был в тайге дважды с туристами. Жизнь Духа действительно
поражает даже меня», - рассказывает Явзандулам (Javzandulam) тур-оператор
из Улан-Батора.
«Туристы часто спрашивают меня, почему эти люди живут в такой трудной
ситуации. Они считают, что Духа должны иметь право жить в современном
обществе, в современной культуре с современным образом жизни. Но я
отвечаю, что Духа также имеют право жить так, как хотят, согласно
собственной культуре и традициям».
Помощь, изучение
В течение десятилетий эта местность на границе с Сибирью была закрыта для
чужеземцев. В 70-е горды ХХ века побывал здесь один-единственный европеец
— ветеринарный врач из ГДР. Он тогда сумел найти вакцину против опасного
вируса, поражающего оленьи стада. Цаатаны его до сих пор помнят и чтут как
героя. Ведь олень — не просто полезное животное, позволившее выжить
кочевникам. Он дал им имя. Олень составляет все содержание жизни Цаатанов.
Сегодня ученые, исследователи со всего мира, всячески пытаются помочь
этому вымирающему племени.
Основатель Фонда Спасения Тайги (SOS-Taiga Foundation), итальянский
этнограф Давид Веллаталла (David Vellatalla) и его друзья вот уже три года
работают над проектом по спасению Цаатанов. Из-за постоянного
кровосмешения народу грозит вымирание. Такая же участь ждет и основных
"кормильцев" Цаатанов - северных оленей. Итальянский ученый намерен
организовать всеобщий медосмотр и при необходимости лечение. Затем купить
в соседней Туве тысячу оленей (?) - чтобы «освежить» кровь их сородичей из
хубсугульского стада.
Весной 2005 года среди Цаатанов проживала двадцатичетырехлетняя швейцарка.
Белокурая выпускница швейцарского университета поселилась в стойбище на
краю земли, чтобы не только изучить быт северного народа, но и помочь
людям вымирающего племени выжить и сохранить свою самобытность. Она
выучила монгольский язык и легко общалась с людьми. Живя среди них, она
снискала большое уважение оленеводов. Девушка считает, чтобы спасти племя,
надо спасти стадо. Швейцарские энтузиасты решили, что для обновления и
оздоровления стада, нужно привезти здоровых, крепких оленей из Лапландии.
Этот проект они в ближайшие годы намерены воплотить в жизнь.
Биолог Кирк Олсон (Kirk Olson) из Нью-Йорка и антрополог Хамид Сардар (Hamid
Sardar), который провел три года среди Духа, изучая их кочевой быт и
культуру, считают, что основной причиной сокращения оленьих стад Духа
является тяжелое социальное положение народа, которое сложилось в
результате правления, а затем и последствий краха прежней коммунистической
системы в Монголии.
50 лет коммунистического режима, когда все олени были обобществлены и
содержались на государственных "фермах", привело к тому, что молодежь Духа
не знает, как сохранить сегодня свои небольшие стада. Утрачены вековые
знания ухода за оленями, передававшиеся из поколения в поколение.
Ученые также отмечают, что стада по непонятным причинам часто не имеют
достаточного количества оленух, чтобы поддерживать необходимое число
оленей.
Сегодня многие пастухи Духа передвигаются ближе к поселкам, чтобы получить
образование и медицинское обслуживание. В результате, удаляясь от тайги,
их олени не могут получить надлежащую пищу, которая им необходима, так как
для этого нужно кочевать далеко в горы, на хорошие пастбища.
Но самое большое беспокойство у ученых сегодня вызывает коммерческое
освоение тайги. Оно является серьезной угрозой охотничьим угодьям Духа.
Повышающийся интерес коммерческой охоты на северного оленя, лосей,
медведей и других таежных животных, приводит к тому, что Духа вынуждены в
поисках пропитания для своих семей уходить все дальше и дальше. По их
рассказам, иногда в поисках зверя, им приходится даже пересекать
российскую границу и заходить в соседнюю Туву, а это большой риск.
«Кочевник исчезает вместе с живой природой. Без добытого в тайге мяса
Духа, не имея никакого выбора, будут вынуждены есть своих собственных
драгоценных животных - оленей», - говорит Сардар. Охотники рассказывали
ему, что многие животные уже практически не встречаются в пределах из
земель. Например, горных баранов не видели здесь уже лет 15, то есть с
того периода, когда в тайгу Духа пришли китайские охотники. Кроме того,
волки основной добычей, которой были таежные животные, также вынуждены
искать теперь альтернативную добычу, все чаще нападая на домашние оленьи
стада.
«Большинство же семейств Духа, с которыми мы говорили в тайге, жаловалось
именно на волков. Для самих Духа именно волк является основной причиной
несчастий с оленьими стадами», – рассказывает Кирк Олсон.
А если в этих местах найдут золото, то добавится еще одна угроза
существованию Духа. Сердар выяснил, что все права на добычу полезных
ископаемых в этих краях уже проданы правительством политически мощным
компаниям. К сожалению, для развивающейся страны подобно Монголии, тайга,
прежде всего, является неиспользованным источником дохода, чем местом
сохранения культуры и этносов.
Сегодня все эти факторы превышают репродуктивные возможности оленьих стад
и нарушают сложившийся веками баланс существования кочевников в суровых
природных условиях. Если положение не изменится, считают ученые, то
выживание кочевого народа Духа остается сомнительным.
«Выживание Духа и их оленей будет напрямую зависеть от усилий сохранения
тайги и диких животных, которые живут здесь», - говорит Олсон.
Сегодня положение монгольской тайги, достаточно серьезно рассматривается
на международном уровне. Защитники природы выступают против того, чтобы
тайга использовалась как сырьевой ресурс государства, так как подобное
освоение приведет к исчезновению уникального кочевого народа Духа.
Кирк Олсон и Хамид Сардар активно выступают за создание в пределах
охотничьих угодий Духа, на территории около 70,000 квадратных километров,
природного и этнического заповедника (парка) живой природы в тайге, в
приграничных горах России и Монголии. Такой заповедник поможет защитить
народ Духа от воздействия горнодобывающей промышленности, коммерческой
охоты и даст им возможность сохранить свой жизненный уклад, древнюю
культуру и традиции.
Другие предполагаемые причины сокращения оленьих стад Духа не являются
ключевыми факторами. Олсон говорит: «Если сравнивать с другими северными
оленьими стадами Азии и Северной Америки, то эта замкнутая система
оленеводства хотя и имеет низкое генетическое разнообразие, тем не менее
не имеет достаточно высокую смертность, какую можно было бы ожидать при
пониженном иммунитете».
Зимой 2005 года Олсон и Сардар вновь посетили Духа, чтобы выяснить причину
снижения поголовья оленей.
«Фактически, нами были осмотрены все взрослые матухи в стойбище. Образцы
крови, которые были взяты в стаде, были проанализированы независимыми
канадскими учеными и в результате популярная теория о слабом иммунитете и
повышенной восприимчивости к болезням (как результат кровосмешения) оленей
Духа поставлена под сомнение».
Уже предпринимались некоторые шаги импортировать оленей из Скандинавии и
других районов, чтобы дать оленьему стаду Духа новые свежие силы. Но
Олсон, однако, предостерегает от такого шага, говоря, что низкое
генетическое разнообразие - в данном случае, это естественная часть
процесса формирования типичных черт монгольских оленей. Ездовые олени Духа
очень выносливые и имеют развитые и сильные задние ноги, так что люди
могут ехать верхом на них большие расстояния через горы и тайгу. Эти
специфические генетические особенности могут быть утрачены, если стадо
оленей Духа будет пополняться путем скрещивания с другой разновидностью
оленей. Пример тому, скрещивание диких быков северного оленя с оленухами
из стада Духа. В результате приплод получается агрессивный и имеет слабые
задние конечности. Такой олень уже не отвечает потребностям оленеводов и
не может являться помощником в промысле и передвижении по тайге. Обычно
такого оленя немного подрастив, забивают на мясо.
Проект «Тотем»
Большую работу по сохранению народа Духа проводит Проект Сохранения
Тотемических Народов «Тотем», созданный в 1999 году американцем Дэном
Пламли. Этот проект создан для того, чтобы гарантировать выживание и
устойчивость традиционных и кочевых культур, образ жизни которых и
духовность неразрывно связаны с тотемическими животными. Проект сегодня
оказывает материальную поддержку Духа, помогает народу отстаивать свои
права и традиционный образ жизни.
Впервые Дэн Пламли приехал к Цаатанам в 1997 году. У них оставалось тогда
около 600 оленей. Необходимо было срочно обновить кровь в стаде
монгольских оленей. Помочь в этом могли только Тувинцы-тоджинцы, имевшие
большое поголовье домашних оленей. Из Монголии Дэн едет в Туву. Но и у
Тувинцев-тоджинцев положение оказалось ненамного лучшим, их стадо,
насчитывавшее когда-то более 10 тысяч голов, сократилось до 1200. Пламли
тогда закупил 80 оленей, для пополнения стада Духа.
С тех пор Пламли успешно осуществляет различные проекты, направленные на
помощь и поддержку оленеводов, находя деньги через свою организацию.
«Духа или другие кочевники - это не глупый и архаичный народ», - говорит
Пламли. - «Удивительно, что эта культура еще жива. Духа настоящие
хранители земли, их глубокие знания природы, растений, погодных явлений и
животных, которые они накапливали столетиями могут быть очень полезны и
могут многому научить современный мир. Но если мы будем мешать им, то
потеряем их навсегда, а эта культура нужна и важна всем людям, поэтому я
посвятил этому делу свою жизнь».
Как только организация была создана, в июле 1999 г.
Пламли удалось с помощью пожертвований 120 американских граждан, оказать
первую прямую помощь народу Духа - две тонны необходимого продовольствия.
Эта гуманитарная помощь была очень необходима семьями Духа после долгой
зимы. Тогда же были осуществлены первые культурные обмены представителей
Духа и индейцами племени Махок (Могавк)
Парк Мира
В апреле 2003 года 13 мужчин Духа были арестованы, так как во время тумана
они по ошибке пересекли горную лесную границу между Монголией и Тувой. В
течение 3 000 лет вся эта территория была свободна от каких-либо границ,
где свободно перемещались кочевники. Арестованные мужчины были увезены из
родной тайги, от своих оленьих стад и семей за сотни километров в
Улан-Батор где провели два месяца, потом были оштрафованы и отпущены
домой.
Проект «Тотем» ищет финансирование, чтобы осуществить свой проект создания
Саянского Парка Мира, который получил официальную поддержку от российского
и монгольского правительств. Духа хотят иметь возможность навещать своих
родственников, многие из которых находятся в России по другую сторону
границы, пересекающей Саяны. Парк Мира откроет границы для кочевых
народов, это обеспечит весьма необходимое общение идентичных культур и
объединит народы для экологической защиты Саянских гор на местных,
региональных, и национальных уровнях, кроме того, это будет способствовать
экономическому, торговому, культурному развитию, развитию экотуризма в
этом регионе.
По этому поводу в стойбища оленеводов выезжала Монгольская Национальная
Комиссия по правам человека, но пока Духа не получили никаких результатов
по этому вопросу и признания за ними каких-либо прав. Духа не имеют даже
статуса национального меньшинства.
Кочевая школа
Летом 2005 года Проект «Тотем» для осуществления своего проекта кочевой
школы пригласили уроженку Духа госпожу Ойумбаадам для обучения детей
Восточной Тайги непосредственно в стойбищах их родному тувинскому языку.
Если все пройдет успешно госпожа Ойумбаадам также проведет уроки кочевой
школы и в Западной Тайге.
Международный обмен
Также Проект «Тотем» продолжает свою работу по международному обмену между
индейским народом племени Махок (Mohawk) и саянскими народами: Духа,
Бурятами, Сойотами, Тувинцами-тоджинцами и Тофаларами.
Проект способствует межэтническому диалогу и культурному обмену,
поддерживая международные и отношения среди коренных народов в российской
Сибири и Монголии. И такой диалог уже начат с коренным народом Бурятии -
Сойотами и Тувинцами-тоджинцами из Тувы.
Производство и продажа изделий из рога и кожи
Чтобы обеспечить необходимый дополнительный доход семьям оленеводов,
Проект «Тотем» всячески поддерживает, и стимулируют новые экономические
инициативы народа. Оленеводов снабдили специальными инструментами для
резьбы по кости, чтобы развивать интерес к национальным ремеслам. В
результате оленеводы уже производят и продают замечательные самобытные
поделки из оленьего рога, статуэтки животных и сумки из оленьей кожи
нахлынувшим туристам.
Кроме того, продукция из оленьих рогов, сумки из оленьей кожи, различные
украшения выполненные оленеводами Духа вызвали большой интерес и спрос на
международном рынке сувенирных изделий. С помощью Проекта «Тотем» вся
продукция и сувениры, изготовленные Духа в период 2004 года были
распроданы по хорошей цене на международном аукционе December Craft Bazaar
of Cultural Survival, Inc в Кембридже, Штат Массачусетс. В Цааган Нууре
при содействии Проекта был создан кооператив национальных ремесел -
«Корпорация Цаачин (Tsaachin)», в чей состав вошли многие семьи Духа.
Встреча с правительством
При содействии Проекта делегация из шести представителей народа Духа в
июне 2003 года впервые (за всю историю Монголии) встречалась с
правительством Монголии, где подняла проблемы своей культуры, проблемы
выживания, встретившись лицом к лицу с Президентской Администрацией
Монголии, Парламентом, Министерством Сельского хозяйства, Министерством
Образования, и Комиссией по правам человека. Встреча делегации Духа с
Монгольским правительством сегодня открыла дверь для всех 16 этнических
меньшинств Монголии.
«Это удивительная возможность и честь рассказать, наконец, о наших
проблемах и правах непосредственно Монгольскому правительству», - говорит
госпожа Ойунбадам, представительница Духа, преподаватель национального
языка. – «Я высказалась в пользу острой необходимости восстановления
нашего языка и возможности обучения ему наших детей».
После совещания в Доме Правительства, госпожа Ойунбадам была приглашена
встретиться непосредственно с Монгольским министром просвещения, и он
пообещал внести программу изучения национального языка Духа в бюджет
следующего 2004 года.
С этого периода был начат диалог по поиску путей решения проблем
сохранения культуры народа, обучения языкам, медицинской программы для
кочевников и правильного развития этнического туризма. Правительством было
обещано рассмотреть возможность дважды в год открывать границу с Тувой и
Бурятией, чтобы вновь соединить оленеводческие народы, тем самым дать
возможность сотрудничать на социальном, культурном и экономическом уровне.
И оказывать дальнейшую помощь и финансирование кооперативу национальных
ремесел, который был первоначально создан с помощью Проекта «Тотем».
Тогда же было проведено полное медицинское обследование делегации
оленеводов в Государственной Больнице № 3, полностью оплаченное
Монгольским правительством.
Тем не менее, эта встреча совсем не освящались в национальной прессе
Монголии.
Обследование и медицинская помощь
В 2005 году в рамках проекта «Тотем» было проведено медицинское
обследование Цаатанов (Духа) и выявлен недостаток в витамине А и С. Раньше
они получали витамины из сырой печени добытых животных, теперь с общим
сокращением охотничьего промысла Духа испытывают недостаток в витаминах.
Результат этого - цинга и болезни глаз. В этом же году все 37 кочевых
семей Духа были обеспечены мультивитаминными препаратами на целый год
(около 40 килограммов мультивитаминов и почти 10 кг. витамина C). Витамины
были расфасованы в пластиковые бутылки в необходимых количествах и розданы
каждой семье. Такой способ гарантировал, что каждый ребенок в каждой семье
получит годовую норму. Таким образом, при помощи специальной пробки,
бутылки ограничили доступ детей к оставленным без присмотра витаминам и
были более транспортабельны для кочевых семей.
Ветеринарная помощь
Культура и выживание Духа напрямую зависят от здоровья их оленей. В
прошлом здоровьем оленей Духа занималась государственная ветеринарная
служба. Сегодня этим занимается Проект «Тотем» и трое исследователей
добровольцев, посещающих Духа во время личных отпусков.
Это - Мьягмар Нансалмаа (Myagmar Nansalmaa), ветеринар из монгольской
государственной Ветеринарной Лаборатории Улаан-Батора, Джерри Хэйг в
прошлом президент американского Колледжа Зоологической Медицины и
Ветеринарии в Университете Саскачеван (Канада) и Морган Кеей биолог дикой
природы из г. Валуне, штат Колорадо (США) в настоящее время занимаются
исследованием проблем здоровья северного оленя.
Исследователи пришли к выводу, что существенную часть монгольских оленей
мучают Brucella Suis бактерии, которые вызывают серьезную форму
бруцеллеза.
Эта инфекционная болезнь поражает репродуктивную систему оленей и приводит
к тому, что процент рождения мертвого приплода очень высок. «Наши
первоначальные результаты показали, что бруцеллез серьезная проблема и
распространен он здесь гораздо больше, чем мы ожидали», - рассказывает
Хэйг.
Также, как считают ученые, большой проблемой является межродственное
скрещивание оленей.
«Северные олени у наших предков были здоровы», - говорит оленевод
Байяндалэй, у него 97 оленей – это одно из самых больших стад в тайге. -
«Сегодня у меня есть только одно желание, чтобы правительство
импортировало северного оленя из Сибири, Скандинавии или Канады. Если не
самих оленей, то хотя бы их сперму».
«Искусственное оплодотворение - ключ к восстановлению количества и
генетического качества стада», - говорит Хэйг. Поэтому, получив согласие
оленеводов в 2005 году, специалисты начали программу искусственного
оплодотворения, взяв сперму оленей в Канаде.
«Духа представляют собой одну из последних кочевых культур на Земле», -
говорит Нансалмаа. - «Я сделаю все что смогу, для сохранения стада, но без
решения проблемы межродственного скрещивания, здоровье стада будет под
угрозой. Оно приводит к уродству костей, уязвимости к болезням, хромоте и
часто к фатальным последствиям. Волки могут легко настичь и убить такого
оленя, когда он отстанет от стада.
Власти призывают оленеводов перейти на оседлый образ жизни или двигаться,
ближе к поселкам. Но оставаться на одном месте губительно для оленей, им
необходимо постоянное движение. Для оленей в долине нет необходимых кормов
и болезни других животных, если передадутся домашним оленям, убьют их
окончательно, к тому же более жаркая температура летом делает животных
уязвимыми для насекомых и паразитов, которые ослабляют оленей к
наступлению зимы.
Ветеринар надеется, что кочевники не поддадутся искушению и не покинут
своих кочевых мест. Но некоторые из них все же сдаются и спускаются в
долины к поселку, где за плату позируют со своими оленями перед камерами
туристов.
Нансалмаа и ее коллеги, используя данные, собранные во время полевых
сезонов, составили перечень антибиотиков и вакцин, необходимых для стада.
Основываясь на этом в 2005 году Дэн Пламли завез ветеринарные инструменты
и медикаменты для ухода за оленями более чем на $2,000. Проект «Тотем»
также всячески поддерживает обучающихся ветеринаров из среды Духа.
Рассказывая о Цаатанах, Нансалмаа говорит: «У них сложились уникальные
отношения с оленями. Мы хотим помочь людям тайги жить полной жизнью, так
как жили их предки в течение многих поколений».
Другие проекты
В 2004 году, «Тотем» осуществил поездку представителей Духа в Россию на II
международный съезд оленеводов.
Также помог народу Духа и их сторонникам рассказать о своих проблемах на
радио «Голос Монголии» и выступить в других программах Радио Азии.
Параллельно Проекту «Тотем» в 1999 году, в Монголии был создан Монгольский
Фонд Северного Оленя. Деятельность этой организации также направлена на
то, чтобы оказывать помощь оленеводам Монголии.
В 2003 году суровая зима в нескольких областях Монголии
вызвала большие потери домашнего скота. Тогда живущие в Великобритании
монголы собрали 3200 $ (США) для своих земляков, попавших в тяжелое
положение.