Главная страница

Духа - самая южная народность на Земле,
содержащая
северных оленей

Вернуться к началу


Оленеводство

Некоторые ученые полагают, что домашнее оленеводство зародилось в Саянах несколько тысяч лет назад. Самое древнее письменное упоминание об одомашненном олене найдено на этой территории и сделано китайским монахом в 499 году нашей эры!
Степень развития домашнего оленеводства у Духа в прошлом неизвестна. Их оленеводческие традиции, по-видимому, очень древние. Известно лишь, что в конце XIX - начале XX веков оленеводством в этих краях занималось около 1000 человек. 
Сегодня примерно 160-170 (30-40 семей) представителей племени Духа все ещё занимаются оленеводством (по некоторым сведениям 44 семьи или 207 человек).
В выпасе оленей принимает участие вся семья, перекочевывая за стадом. Тавро оленю не ставят, своих оленей каждый хозяин отличает по росту, цвету, различным индивидуальным приметам, иногда помечают цветными яркими тряпочками, повязывая их на шею оленям. Тип оленеводства Духа таежный, с маленькими стадами. Производство мяса имеет второстепенное значение. Однако оленеводство является центральным элементом их культуры. Олень играет ключевую роль в традиционном жизнеобеспечении, основанном на охоте, которая ведется для пропитания и для добычи пушнины. Без оленя было бы невозможно эффективно использовать охотничьи ресурсы. Олень необходим как средство транспорта, как источник пищи (оленя ежедневно доят), а также в качестве продовольственного резерва, который можно использовать в периоды сокращения запасов дичи. Но так бывает очень редко. Неизвестно, является ли это общепринятым ограничением или это результат современного сокращения количества северного оленя.
В прошлом Монголы не употребляли в пищу мясо лошадей, потому что они полагали, что лошадь приносила удачу и, следовательно, лошадям поклонялись, считая их священными животными. Логично предположить, что для Цаатанов олень имеет такую же ценность, как лошадь для Монгола. Если это так, то должны существовать немало традиционных обычаев и обрядов, связанных с оленями, мало чем отличающихся от многочисленных традиционных обычаев относительно лошадей.

Духа и их соседи - Сойоты, Тувинцы-тоджинцы и Тофалары - всегда использовали оленя как верховое и вьючное животное. Саянский олень лесного типа - большой и сильный, хорошо подходит для этих целей. Духа известны своим умением разводить особенно крупных оленей, используя вековой опыт. Их специальные методы разведения оленей признаны передовыми по сравнению с обычными методами, которые используются в оленеводстве.

- «Северный олень - больше чем просто животное, которое обеспечивает средства к существованию в тайге», - говорит Дэниел Пламли директор Международного Проекта спасения тотемических народов «Тотем» (неправительственная организация, основанная в Штате Нью-Йорк в США), – «Олени представляют здесь целую культуру. Без оленя, эта уникальная культура прекратит свое существование».

Оленеводческие районы
Традиционная оленеводческая область в Монголии находится в двух географически разделенных районах. Разделяет ее на две части река Шишгид-Гол. Эта река бежит на запад от озера Цааган Нуур и является западным притоком реки Енисей, известным на Российской стороне как Малый Енисей (Ка-Хем).
Зуун тайга (Западная тайга) находится на севере от Шишгид гол. Она известна как старейший оленеводческий район, где уже 200-250 лет существует оленеводство. К этой же территории относилась ранее и соседняя область в районе реки Бий-Хем в Тодже республики Тува.
Баруун тайга (Восточная тайга) лежит к югу от Шишгид-Гола. До 1940 года эта территория использовалась в основном в качестве зимних пастбищ.
В целом пастбищные территории занимают около 8000 квадратных километров и разделены границей примерно пополам. На этой территории нет каких-либо значительных технических сооружений. Кроме Духа эту территорию используют только животноводы из прилегающих к ней с юга и востока районов. Оленеёмкость пастбищ в восточной и западной тайге оценивается оленеводами и местными экспертами в 4000-5000 голов. Такие оценки кажутся вполне обоснованными, принимая во внимание общую площадь территории.

Количество оленей и их распределение
После 1998 года сокращение количества оленей у Духа остановилось и, фактически, теперь вновь увеличивается. Точная причина этой тенденции неясна. Лишь одну причину можно выявить точно – это то, что сегодня вновь сократилось количество семей, занимающихся оленеводством, отсюда и рост поголовья оленей, но могут также быть и другие причины. Количество людей, вовлеченных в промышленность, продолжает сокращаться. Начиная с 1998 года, 4-5 семейств потеряли всех своих оленей и еще столько же семей находится на грани этого.
В мае / июне 2001 года точное количество оленей Духа составляло 717. С 1998 года это число возросло на 100 животных, что составляет прирост в среднем 5 % в год. Если темпы прироста сохранятся на этом уровне, то потребуется, по крайней мере, не меньше 12 лет, чтобы количество оленей достигло жизнеспособного уровня, даже если треть оленеводческих семей покинут отрасль. «Жизнеспособный уровень» - это достаточное количество оленей, способное обеспечить жизненные потребности кочевых семей и позволяющее отрасли развиться.
В 2001 году количество оленей Духа распределялось таким образом: 262 оленя (около 36,5 %) - в Зуун тайга и 455 животных (63.5) % - в Буруун тайга. Средняя концентрация оленей на квадратный километр составила 0,07 и 0,01 соответственно.
В 2001 году было три оленеводческих группы Духа - в Зуун тайга и 4 группы - в Буруун тайга, то есть приходилось примерно по 100 оленей на каждую группу.
В этот период 36 семей Духа занимались оленеводством, из них 20 семейств (55 %) - в Зуун тайга, и 16 семей (45 %) - в Буруун тайга. Общее количество Духа, входивших в эти группы, составляло около 160-170 человек, включая детей и стариков.
Как отмечают Духа, чтобы обеспечить мясом и необходимым количеством молока семью нужно около 50 оленей, чтобы семья кочевника имела дополнительные материальные средства для полноценной жизни в тайге необходимо 80-100 животных. Такое количество оленей достаточное, чтобы обеспечить все потребности семьи.
В 2001 году только 2 семейства в Буруун тайга имели больше чем по 100 оленей. Другие семьи имели от 4 до 28 оленей каждая, в среднем 13-15 оленей на семью. Другими словами, ни одна из этих семей не имела достаточно животных, чтобы прокормиться, и зависела на 40-100 % от охоты.
В общем, ситуация для оленеводческих семей в целом не стабильна. Несмотря на недавнее увеличение количества оленей, 22 % семей находятся на грани полной потери всех животных в течение последующих нескольких лет. Большинство таких семей (70 %) находится в Зуун тайга.

К 2004 году количество домашних оленей у Духа вновь снизилось до 667 животных. Это очень низкий показатель, если сравнивать с предыдущими периодами; в 1990 году у Цаатанов было более 1000 оленей, а 1977 году более 2 000 голов. 
- «Наша культура глубоко связана с оленем», - говорит 61-летний старейшина Санджим. Он говорит, что сокращение стада побудило некоторых молодых Цаатанов искать другие пути для жизни. - «Больше всего я боюсь, что когда старики, вроде меня, умрут, молодежь однажды покинет тайгу», - говорит Санджим. 

Пополнение оленьих стад
В истории Монголии импорт оленей осуществлялся дважды: в 1962 году (20 животных) и в 1986 году (50 животных). Олени были приведены из Тувы. Это дало хорошие результаты,  улучшив племенные характеристики стада.
В настоящее время представитель WRH'S в Монголии  Бэталга Солной (Battulga Solnoi) и Дэн Пламли (Проект «Тотем») также разрабатывают проекты импорта оленей из Тувы.

Ветеринарная помощь
Оленеводство испытывает недостаток ветеринарного обслуживания и потому спада болезней и эпидемий в ближайшем будущем ожидать не приходится. Прежде, в период коллективизации, существовала специальная ветеринарная служба, но она прекратила свое существование вместе с развалом колхоза в 1995 году. Сейчас ветеринарную помощь Духа оказывают только международные и монгольские неправительственные организации.

Будущее оленеводства
Домашнее оленеводство Духа находится в критическом состоянии. Сами основы промышленности в любой момент могут безвозвратно рухнуть. Любая эпидемия в стаде оленей может привести к непоправимым последствиям, отчего вся культура народа Духа погибнет. Без оленей Духа вынуждены будут оставить кочевой образ жизни. Основы их культуры тем самым будут разрушены. Их собственная уникальная разновидность оленя также прекратит существование.
Сегодня эту опасность не устранить без внешней помощи. Совершенно очевидно, что на данный момент Духа не способны справиться самостоятельно с этой проблемой.

Лошади
Нужно упомянуть, что Духа, кроме оленей, держат еще и лошадей. Лошадь, конечно, не может заменить оленя в тайге, но она необходима, чтобы добраться до ближайшего поселка в степи, где для оленя слишком жарко и нет пищи. Лошадей также используют в некоторой степени для транспортировки по несложным маршрутам в тайге. В этом отношении лошади очень выручают, когда, например, количество оленей недостаточное для передвижения. Лошади у Цаатанов монгольской породы, низкорослые.
В 2001 году у Духа имелось 111 лошадей и 13 жеребят. Из них 70 % принадлежало семьям в Зуун тайга.

   Духа
  Прихубсугулье
  История
  Оленеводство
  Быт, хозяйство
  Род Ахту
  Верования
  Искусство
   Духа сегодня
  Галерея

Украинская газета «Сегодня» 12.02.2003г.
Журнал «Вокруг Света» №1, 1994 г. «Цаатаны — имеющие оленей». По материалам журнала «Stern»
www.baikal.irkutsk.ru/
www.reindeer-husbandry.uit.no/online/Final_Report/mongolia.pdf
Республиканская газета КМНС РС (Я)"Элкэн" №3(62) 2005 г.

Рейтинг@Mail.ru

© 2005-2010  Оленный народ
On-line museum
of East Siberian native peoples
All Rights Reserved. Все права защищены

   Rambler's Top100

 

etnografia@list.ru