Главная страница

Духа - самая южная народность на Земле,
содержащая
северных оленей

Вернуться к началу


История

История народа Духа или Цаатаны в прошлом неизвестна. Это, вероятнее всего, народ, о котором исследователь XIII-ого столетия сделал следующую запись: «…живут они в горах и разводят «горных коров», которых используют для пищи, молока, и передвижения по тайге». В других ранних исторических отчетах они упоминаются как Сойоты-урянхайцы или Тэйгин Ирджед (Граждане тайги). Каких-либо упоминаний о количестве и других особенностях не встречается. Известно только, что в конце XIX в. и в начале XX веков на южных склонах Саянских гор было около 1000 человек, занимавшихся оленеводством. На протяжении длительного исторического периода эта оленеводческая территория была областью стратегических интересов Китая и России. Монголия, Тува находились под властью Китая с 1732 до 1911-1912 гг., когда обе страны провозгласили свою независимость. Произошедшие в результате этого политические изменения впоследствии оказали непосредственное влияние на традиционное использование земель. 

В 1926-1927 гг. между Монголией и Тувой была формально установлена граница. Эта граница разделила пастбищные территории, где кочевали Духа, на две части. Но только в 1947 году, когда Тува стала частью Советского Союза, государственная граница окончательно расколола семьи и разрушила отношения между Духа и их родственниками на советской стороне. Очень многие из старшего поколения Духа в 1947 году бежали из Тувы на монгольскую территорию от советской власти, чтобы избежать коллективизации.
В 1931 г. Духа (Цаатаны) вошли в состав сомонов Улан-Ул и Рэнчинлхумбэ Хубсугульского аймака.
Духа оставались в Монголии и в разгар Второй мировой войны. В то время они считались людьми, почти не имеющими гражданства, и предпринимались попытки даже вытеснить их из страны. Такое положение сохранялось до 1956 года, когда Духа наконец были признаны гражданами Монголии.

В Монголии сельскохозяйственная деятельность осуществлялась, главным образом, коллективными хозяйствами, зеркально отражая политику Советского Союза. Оленеводство стало частью сельского хозяйства, но не было признано его отдельной отраслью. Возможной причиной этого было ограниченное распространение оленеводства, а также то, что основным занятием оленеводов все же была охота. Поэтому планы развития оленеводства не разрабатывались. Вместо этого в Цааган-Нууре было создано коллективное рыболовецкое хозяйство. Многие тогда из молодых Духа и людей среднего возраста «спустились из тайги», оставив кочевой образ жизни, поселившись в поселке, нашли работу в этом хозяйстве. В тот период в оленеводстве остались в основном люди старшего поколения и пенсионеры. Оленеводство продолжалось как отдельная ветвь животноводства для производства мяса и пантов (рога продавались на рынки Юго-Восточной Азии и Китая). 

Осев в поселках в период коллективизации, Духа испытали на себе еще и проблему - это ассимиляция в монгольской среде. Все больше уходя от своих корней за два поколения коммунистического управления, значительная часть Духа отдалились от своих традиций и таежного образа жизни. Кроме того, традиционная религия Духа - шаманизм - и все обрядовые действия были запрещены. Шаманы подверглись преследованию и репрессиям. 

В 1972 году рыболовецкое хозяйство было расширено за счет включения в него охотничьего промысла. Кочевые оленеводы вошли в него в качестве охотников. Это имело как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, оленеводам были гарантированы доходы, получили они и другие преимущества, связанные с работой в коллективе. С другой стороны, олени в связи с этим стали собственностью хозяйства и оленеводство стало зависеть от решений администрации, которая не всегда действовала в его интересах. Вся охотничья продукция и дикоросы были объявлены государственной собственностью и Духа обязаны были сдавать все добытое в колхоз. 
Коммерциализация оленеводства началась в 1979 году. Хозяйство начало заготавливать панты, которые продавались на китайский рынок. Это был первый шаг к изменению положения в оленеводстве.

В 1985 году в связи с организацией нового охотничьего и оленеводческого коллективного хозяйства в Цааган-Нууре статус оленеводства существенно изменился. Задачей нового колхоза стало - обеспечить будущее оленеводства. Поголовье оленей к этому времени сократилось до 670 голов (в 1977 году у Духа было более 2 275 оленей). Были предприняты огромные усилия для возрождения оленеводства как отрасли хозяйства. Была организована столь необходимая ветеринарная служба. В 1986 году в Туве были закуплены 50 оленей, что позволило улучшить племенные характеристики стада, которые были ослаблены вследствие содержания малого количества животных в течение длительного периода. Все эти усилия привели к быстрому восстановлению оленеводства. Численность оленей возросла и в 1990 году достигла примерно 1200 голов.
Однако 1990 год положил начало следующему периоду, который вернул оленеводство обратно к исходной точке. В этом году рыбный промысел был закрыт из-за истощения рыбных ресурсов. Это совпало со спадом в национальной экономике Монголии, который привел к полному развалу государственного сельского хозяйства. Многие из тех, кто раньше работал в рыболовецком колхозе, теперь перешли в охотничье-оленеводческую отрасль и снова стали кочевниками. Вскоре после этого, в 1992 году и этот колхоз тоже оказался на грани банкротства. Не было средств для выплаты заработной платы работникам. В связи с этим было принято решение позволить кочевым семьям забрать остатки оленей на арендной основе. Было также разрешено вести собственное дело. Это привело к тому, что ещё больше Духа (Цаатанов) вернулись в оленеводство, что, соответственно, усилило нагрузку на природно-ресурсную основу отрасли.

В 1995 году государственное хозяйство "Цааган-Нуурский охотничье-оленеводческий коллектив" было закрыто. Все олени, которыми раньше владело хозяйство, были распределены между кочевыми семьями. Общее поголовье оленей тогда составляло примерно 900 голов. С этого времени домашнее оленеводство вновь стало на полностью частным.
Страна в это время находилась в глубокой экономической депрессии, что естественно оказывало сильное влияние и на оленеводство. Нищета, в которой оказался народ, вынудила их забивать много оленей, чтобы прокормиться. Это, наряду с потерями от волков и медведей и полным отсутствием ветеринарной помощи, прежде обеспечиваемой государством, привело к критическому сокращению количества домашних оленей. Старики Духа признавали, что дальнейшее сокращение количества оленей приведет к тому, что они уже не смогут продолжать свой традиционный образ жизни в тайге и это приведет к потере их культуры. Изменение численности оленей в течение последующих лет показывает, что этот период был самым критическим. Поголовье оленей сократилось до 620 голов в 1998 году. В это время в отрасли было около 30-40 семей. Точно неизвестно, сколько людей было занято в оленеводстве до этого.

Сокращение поголовья оленей можно объяснить тем, что в отрасли было слишком много людей, и в то же время, запасы дичи резко пошли на убыль. Это привело к забою домашних оленей. Можно также отметить и другие факторы - болезни оленей и их потери вследствие увеличения численности хищников. Но, тем не менее, после 1998 года спад поголовья оленей по невыясненным причинам закончился, и в оленеводстве вновь стал наблюдаться подъем. Так заканчивался ХХ век для Цаатанов-Духа, маленького самобытного народа, пытающегося идти своим путем, продолжая свои вековые традиции.

ХХI век
В Цааган Нууре недавно был создан кооператив «Корпорация Цаачин (Tsaachin)», чтобы улучшить финансовое положение оленеводов. Деятельность кооператива направлена на туризм и реализацию сувениров ручной работы, а также других товаров оленеводства. В настоящее время 18 оленеводческих семей являются членами кооператива. Кооператив очень трудно развивается, но стремление Духа и помощь неправительственных организаций должны привести к положительным результатам. Возглавляет «Корпорацию Цаачин (Tsaachin)» действующий мэр поселка Цааган Нуур Эрденжав Ямадорм (Erdenjav Yamadorm).

В 2005 году приблизительно 37 семей (180 человек) из племени Духа занимаются оленеводством.
Международная помощь и поддержка итальянцев, канадцев, американцев помогли остановить катастрофическое снижение поголовья оленей. 
Сегодня стадо Духа насчитывает около 650 голов оленей. Но выживание народа Духа и их кочевой культуры все еще находится под угрозой, так как они столкнулись перед новыми и более глобальными проблемами.

   Духа
  Прихубсугулье
  История
  Оленеводство
  Быт, хозяйство
  Род Ахту
  Верования
  Искусство
   Духа сегодня
  Галерея

Украинская газета «Сегодня» 12.02.2003г.
Журнал «Вокруг Света» №1, 1994 г. «Цаатаны — имеющие оленей». По материалам журнала «Stern».
www.baikal.irkutsk.ru/
www.reindeer-husbandry.uit.no/online/Final_Report/mongolia.pdf
Республиканская газета КМНС РС (Я)"Элкэн" №3(62) 2005 г.

Рейтинг@Mail.ru

© 2005-2010  Оленный народ
On-line museum
of East Siberian native peoples
All Rights Reserved. Все права защищены

   Rambler's Top100

 

etnografia@list.ru