Главная страница
 

Вернуться назад

Тофы живут на северных склонах
Восточного Саяна


Камлание тофаларского шамана

В 1929 году в верховьях реки Малый Хонгорок, Б. Чудинову, журналисту из Москвы, воочию удалось увидеть камлание тофаларского шамана. Он является единственным человеком в истории которому удалось описать это действо:

«Он (Семен Павлович Тутаев) развернул свой большой бубен, обтянутый выкрашенной в красный цвет иманьей кожей, вынул оленью шубу с подстриженным мехом внутри и с целой грудой побрякушек, цветных шнуров, ремешков из замши снаружи на спине и с колокольцами на локтях. Шуба вся была расшита цветными тряпочками, белыми и цветными нитками. Пестрые витые шнуры были нашиты не только на спине, но и в других местах костюма. На спине среди прочих украшений, имевших особое шаманское значение, находились маленький игрушечный лук и колчан с игрушечными стрелами.

Когда стемнело, Семен Павлович взял из костра горящее полено и выкинул его из юрты, затем разостлал на земле белый войлочный коврик, снял рубашку и надел на голое тело бренчащую шаманскую шубу, натянул на голову пестрый колпак с вышитым белым узором, изображавшим череп, обул ноги в пестрые расшитые унты с медными полосками на наружной стороне, взял в руки бубен... и, усиленно потягивая трубку, стал сушить бубен над костром, тихо выстукивая колотушкой то одно, то другое место. Колотушка была овальная, загнутая, обшитая на изгибе белым мехом, с короткой ручкой. Звук бубна вначале имел глухой тон, потом по мере высыхания тон становился звучнее. На этот звук в юрту стали собираться обитатели всего стойбища. Они садились вокруг костра, курили трубки и молча наблюдали за шаманом. Наконец шаман сел на коврик, подогнул под себя ноги, затянулся из трубки поглубже несколько раз, бросил ее движением рта, устремил взгляд куда-то за пределы юрты и медленно стал делать колотушкой по бубну тихие и редкие удары, которые затем становились все резче и чаще. Он запел что-то, ударяя по бубну с возрастающей силой. Потом он вскочил, повернулся к костру спиной и ожесточенно забил в бубен, двигая им из стороны в сторону... Ветка (дымившегося можжевельника) была брошена перед шаманом, и дым от нее он вдыхал в себя полной грудью, не переставая петь, двигаться и ударять в бубен. Шаман стал притопывать ногами, изгибаться, вертеться, и длинные шнуры его костюма разметали костер, ударяли по лицам всех зрителей, сидевших на земле, заполняя всю юрту. Костер отодвинули к выходу и заслонили поленьями. Затем шаман опять сел на землю, продолжая свои обрывочные напевы. Закрыв глаза, он заслонился бубном от костра и весь светился сквозь полупрозрачную кожу последнего. Катя давала ему зажженную трубку. Он брал ее и бросал на бубен. Она скатывалась на землю, и, только проделав так три раза, он делал из трубки несколько затяжек. После этого ему давали чашку оленьего молока. Он пил его и остатки разбрызгивал по юрте. После этого он опять вскакивал, извивался еще сильнее, голос его становился громче, и грохочущий бубен метался по юрте... Пестрый разметывающийся костюм, медный лязг многочисленных металлических побрякушек, звон колокольцев, оглушительный мерный звук бубна с разными тонами, пение, плач, всхлипывание шамана, и всю эту картину, при колеблющемся свете костра, на красно-коричневом фоне закопченной юрты, дополняли смуглые бронзовые лица...

Четыре часа без минуты отдыха шаманил Тутаев. Обычно спокойный, он становился возбужденным и истеричным, голос его делался тоньше и жалобнее, под конец отняли бубен, но он продолжал трясти в такт побрякушками на спине, что-то напевая рыдающим голосом. В полном изнеможении, мокрый от пота, он повалился спиной в костер. Его подхватили, раздели, накинули на плечи овчинную шубу и посадили на землю. Через несколько минут ему налили в рот горячего чая и сунули трубку. Только через полчаса после этого он немного пришел в себя, но казался страшно усталым».

  Верования
  Божества и обряды
  Костюм шамана
  Камлание шамана
  Святилища
  Писаницы
  Культ писаниц
  Поклонение медведю
  Посвящение оленя
  Посвящение коня
  Онгоны
  Ликвидация шаманизма
  Неошаманизм

Чудинов Б. Путешествие по Карагассии. М.: Молодая гвардия. 1931 г.
 

Рейтинг@Mail.ru

© 2005-2010  Оленный народ
On-line museum
of East Siberian native peoples
All Rights Reserved. Все права защищены

   Rambler's Top100

 

etnografia@list.ru