Во время полевых работ в 1989 г. экспедицией ИОКМ было
обследовано два святилища, связанных с поклонениями конкретным местным речным и
горным духам.
Святилище "Кастарма"
Первое святилище расположено в среднем течении р. Кастармы (в бассейне р.
Уды левый приток р. Хан), в широкой долине (1 - 1,5 км), где на правом
берегу имеется небольшое озерко с одноименным названием. На берегах реки и
озера, а также в воде, в выходах серо-голубых глин имеются в большом
количестве фигурные камешки. Об этом месторождении знает практически любой
житель пос. Алыгджер. А у охотников, промышляющих в долине и по хребтам р.
Кастармы, в зимовьях хранятся мешочки с фигурными камешками.
Тофы называют фигурные камешки "кастарма", "кастарминки".
По сообщению жителей пос. Алыгджер, слово кастарма с тофаларского
переводится как "отжимки", "выжимки" (А.Н. Киштеев) или как "узорочье"
(Е.Н. Токуева).
Интересна легенда о духе озера Кастарма. На дне этого
озера, считали тофы, обитает бессмертный могущественный дух, зовут
которого мастер Костырма. Он делает из глины фигурки проходящих мимо людей
и животных и выбрасывает их на берег. Фигурки эти, по легенде, призваны
оберегать людей от змеиного укуса и других несчастий. Известно, что в
качестве оберега фигурные кастарминки нашивались на детскую одежду; женихи
дарили невестам ожерелья, являющиеся символом обручения; продавая
что-либо, в придачу дарили мешочек камней, скрепляя тем самым совершенную
сделку. Главное назначение кастарминских камней, следовательно, - оберег.
Чтобы узнать свою судьбу, тофы по совету шамана
отправлялись на "священное" озеро. Иногда приходилось ехать десятки, а то
и сотни верст. На озере искатель счастья вечером объезжал на олене
положенный по ритуалу круг, и если утром находил здесь фигурку, то
считалось, что ему повезет. Когда тофы кочуют мимо того места, где
находятся камешки, то обязательно набирают этих фигурок.
Эти камешки - иматровые конкреции (имеющие очень
сложный химический состав), образовались несколько тысяч лет назад на
большой глубине. Свое название они получили по одноименному водопаду
Иматра в Карелии, где впервые были найдены. Представлены разнообразными
формами: концентрически-дискоидальной, составляющей разнообразные сростки
типа «восьмерки», и более сложные. В природе иматровы камни встречаются в
серо-голубых (по цвету) глинах. Выходы глин хорошо заметны в размывах
берега по молочному цвету воды.
Б. Чудинов записавший легенду "Костырма" в 1929 году,
отметил интересный случай, связанный с фактом присвоения имени Костырма
уродливой девушке: "Оказалось, что девушка родилась во время стоянки около
озера Костырма, и карагасы дали ей имя того мастера, без вмешательства
которого, по их убеждению, дело с рождением девочки не обошлось".
Территория святилища "Кастарма"
Территория святилища "Кастарма" условно ограничена на левом берегу
подножием шерлопа, на правом - небольшим озерком, носящим то же название,
что и река. По левому берегу реки проходит торная тропа, ведущая через
перевал Кадыр-Орук (верховья р. Кастармы) в северную Тоджу. Пойма реки
мшистая, местами заболочена, заросла кустарником и лиственницей.
По прямой линии, пересекающей долину, расположены (на
левом берегу сверху вниз по склону):
"столик", сложенный из крупных камней шерлопа; остов чума, рядом с которым
имеется лиственница с большим квадратным затесом в прикорневой части,
направленным в сторону озера; месторождение камней на левом и правом
берегах реки; озеро и остов второго чума, находящийся на правом берегу
озера (относительно реки).
"Столик" сооружен у подножия шерлопа из трех камней, поставленных один на
другой. Нижний (опорный) камень самый большой, на поверхности видна только
его часть. Крайние два камня уложены с учетом выравнивания поверхности
"столика". Высота сооружения 60 - 70 см. над уровнем почвы.
Над вышеописанным сооружением (под самым большим
скальным обломком шерлопа) были положены когда-то два пучка деревянных
стрел, перевязанных кручеными жильными нитками. Стрелы длинные, уплощены,
ребра округлые. Один конец срезан прямо, противоположный - заострен
длинными косыми срезами. Самая длинная стрела размером 103 см, средняя
длина 67 см. Пучки стрел лежали вдоль камня, сильно заросли травой и
небольшими кустиками караганы. Большая часть их сгнила, часть была
погрызена и попала в норку сеноставки.
Остовы чумов сложены традиционно — в естественную
развилку. По сообщениям жителей пос. Алыгджер (в частности В.И.
Анциферова), известно, что в долине реки у озера стоял чум шамана. В.И.
Анциферов также сообщил, что в 70-х годах XX века во время охоты среди
камней шерлопа он увидел некий предмет из тонких недлинных палочек,
скрепленных между собой жильными нитками. Предмет он положил на место. В
поселке старики объяснили ему, что он видел шаманский коврик.
Исходя из топонимики верховьев р. Кастармы, можно
предположить, что данным святилищем пользовались и тувинцы-тоджинцы. Самый
крупный левый приток в среднем течении р. Кастармы на участке между озером
и истоком носит тувинское название — Башхе-хем. Озеро, которое является
истоком р. Кастармы, называется Кара-холь (с тув. - Черное озеро). Перевал
над озером Кара-холь, ведущий в северную Тоджу, называется Кадыр-Орук (с
тув. - каменистая тропа), т.е. на территории собственно Тофаларии
закрепились и сохранились до наших дней названия соседнего этноса. На
перевал Кадыр-Орук со стороны Тофаларии действительно ведет каменистая
тропа, которая с южной стороны Удинского хребта превращается в широкую
торную дорогу. На перевале сооружено шесть обо, два из которых
складываются в настоящее время. Основой всех обо являются крупные
скальные выходы. Поверх наложены камни разных пород. Среди камней имеются
веточки деревьев и кустарников (лиственницы, березы, кашкары,
можжевельника), к которым привязаны выцветшие ленточки. Обо,
сооружающиеся в настоящее время, самые большие. Одно высотой около 1,5 м,
в основании диаметр около 11 м, другое чуть пониже, в основании диаметром
более 7 м. По территории Тувы тропа с перевала Кадыр-Орук выходит в долину
р. Хамсары (правый приток р. Дотот), которая являлась местом летников
восточной группы тофов на рубеже XIX — XX веков.
Таким образом, долина р. Кастармы была своеобразным
коридором, по которому в весенне-осенний периоды происходила
миграция как тофов, так и тувинцев-тоджинцев.
Кастарминские камешки очень ценились не только у тофов,
но и у других соседствующих народов. Известно, что фигурные кастарминские
камешки пользовались спросом и у окинских бурят. Буряты получали их в
обмен на ездовые и грузовые оленьи седла, украшенные белым металлом,
лошадей, войлок, металлические украшения и другие ценные вещи, не
изготавливаемые тофами, но используемые ими в хозяйстве. Не исключено, что
буряты использовали фигурные камешки и в качестве оберега. Тофы очень
оберегали такие святилища и к местам выхода из земли этих удивительных
фигурок чужих старались не допускать.
Иматровы камни в долине р. Хан
В долине реки Хан тоже встречаются иматровы камни. Однако по форме
они отличаются от кастарминских. Более просты, округлы и слегка сплюснуты.
Имеют острое ребро, напоминающее заусеницу при формовке. Чаще похожи на
детскую игрушку юлу или "восьмерку". Реже представляют сложные формы.
Камешки светло-серого цвета, чаще с коричневым оттенком. Кастарминские
камни отличаются от ханских отсутствием заусениц. Характерными для них
являются различные наплывы на округлую основу, составляющие разнообразные
конфигурации, серо-голубые по цвету.
Cвятилище в
верховьях р. Большой Хангарок
В 1989 г. экспедицией ИОКМ, во время полевых работ было
обнаружено второе (первое на р. Кастарма) святилище в верховьях р. Большой
Хангарок на стрелке с его левым притоком р. Верхняя Холба. Приурочено к
небольшой кедровой роще, заросшей ерником (карликовой березой) и ягелем.
Через поляну проложено несколько не сразу различимых на поверхности ягеля
троп, каждая из которых подходит к определенному кедру. В прикорневой
части таких кедров выполнены затесы овальной или квадратной формы. При
обследовании поляны и кедров с затесами оказалось, что каждый из них нес
дополнительную информацию. Так, в корнях одного большого кедра с овальным
затесом в прикорневой части найдено два лука (без тетивы, т.е. собственно
кибити), целый и половина, и два железных наконечника. Длина целого лука
1, 64 м, длина обломанного - 1, 1 м. Выполнены из лиственницы. Выструганы
грубо. Плоские, максимальная толщина 3 см, ширина в средней части
соответственно 5 см. Концевые части фигурно обработаны под тетиву. В
средней части одного ребра у каждого лука имеется трапециевидная выемка
для прицеливания. Луки одним концом были заложены под корень кедра, сверху
засыпаны хвоей. При расчистке корней кедра от хвои глубоко под деревом
было обнаружено два наконечника стрел. Один выполнен из трехгранного
напильника с узким длинным конусовидным насадом, на котором имелись
фрагменты хлопчатобумажной веревочки. Второй выполнен из острия плоского
ножа. На полотне сделано два отверстия. Наконечник вставлен в расщеп
фрагмента древка и витой тонкой хлопчатобумажной веревочкой через два
отверстия крестообразно прикреплен к древку.
На другом кедре, где в прикорневой части имелся большой квадратный затес
(45x45 см), на высоте около 2 м от уровня дневной поверхности был вбит
колышек. Такими колышками пользовались для подвешивания различных
предметов (сумин, упряжи, сыромятных ремней).
На пышной ветке третьего кедра лежал позвоночник крупного животного.
В корнях четвертого большого кедра, растущего на краю поляны в стороне от
основной тропы, была обнаружена высокая насыпь из хвои, из-под которой
выглядывала пластина коры. При разборе хвои оказалось, что под ней лежат
большие лоскуты коры, помещенные на ветки. Под корьем обнаружили 17 камней
(16 шиферного сланца и 1 — кварцита), аккуратно сложенных на внутренней
стороне большого куска коры. Границы тайника отмечены короткими нетолстыми
бревнышками и мощным изогнутым корнем кедра, являющимися в свою очередь
опорой для веток, на которые сверху были положены широкие лоскуты коры.
Около тайника имеется тщательно обработанная оленья привязь паллар-неш,
а также один подквадратный затес в прикорневой части на рядом растущей
лиственнице.
По правому берегу ручья Верхняя Холба стоят два остова
чума, чуть выше на террасе — еще пять, но уже упавших. Остовы сложены
традиционно, в естественную развилку.
Дополнительной информации от населения о назначении и
происходящих действиях на вышеописанном месте нет. Исходя из физического
состояния луков, можно констатировать факт их давнего пользования (конец
целого лука растрескался, оброс мхом). Это же подтверждает и толстая
подушка хвои на тайнике. Однако присутствие целого позвоночника (еще не
распавшегося) на кедровой ветке позволяет сделать предположение, что
святилище посещается и в настоящее время.
Возможно, шаманские действия, проводимые в верховьях
Большого Хангарка, были связаны с промысловым культом, т.е. осуществлялись
в весенне-осенний периоды перед началом охоты, а также с сохранением и
пополнением оленьих стад. Сюда приходили и жили здесь какое-то время.
Используемые культовые вещи прятали до следующего сезона в корнях кедров
на священной поляне.
От святилища в среднем течении р. Кастармы верховья
Большого Хангарка отделены легко проходимым хребтом Шойтнаг. Вероятно, не
только тофы совершали здесь свои обрядовые действия. Исходя из близости
удобных перевалов, ведущих в северную Тоджу, и наличия на них обо, сюда
могли приходить и тувинцы-тоджинцы.
Таким образом, в 1989 г. были обследованы две речные
долины, в верховьях которых имеются святилища. Проводимые здесь ритуальные
действия были связаны скорее всего с почитанием духов - хозяев местности,
а также с промысловыми и хозяйственными культами, которые осуществлялись в
весенне-осенний периоды времени. Одно из ритуальных действий заключалось в
убийстве и поедании жертвенного животного и возложении его костных
остатков на "алтарь" (ветка кедра или столик). Используемые ритуальные
предметы со святилища не уносили, а прятали в своеобразных природных
тайниках до следующего прихода. Вероятно, и
скальная ниша в долине р. Сарыг-ой
могла являться таким же местом, куда до проведения следующих ритуальных
действий складывались предназначенные для них предметы.
Поклонение духам - хозяевам местности является одной из
наиболее характерных черт шаманистических воззрений народов Сибири,
которые корнями уходят в анимизм.