Главная страница
 

Вернуться к началу

Тофы живут на северных склонах
Восточного Саяна


Верования

До перевода на оседлый образ жизни (к началу XX в.) по религиозным представлениям тофы были шаманистами. Наряду с шаманскими воззрениями сохранились пережитки тотемистических и анимистических воззрений в ряде запретов, обрядов и поверьях.
В результате общения с монголоязычными племенами Предбайкалья и Забайкалья, а также с тувинцами-тоджинцами (в XIV — XVIII вв.) тофаларский шаманизм испытывал влияние ламаизма.
Под влиянием русских появились отдельные признаки христианства (со второй половины XVII в. ).
Таким образом, на рубеже XIX — XX веков тофаларский шаманизм представлял сложную систему взглядов, в которой тесно переплелись различные культы, что определило его специфику, но не выделило из системы шаманистских воззрений, известных среди сопредельных этносов (тувинцев-тоджинцев, западных бурят и алтайских групп населения).

Весь мир для тофов заселен духами. В основе шаманизма у них, как и у других народов Сибири, лежало и лежит представление о способности шамана являться посредником между миром живых людей и сверхъестественными силами Верхнего и Нижнего миров. В настоящее время неизвестно, насколько был силен институт шаманства у карагасов. Если эвенкийские, бурятские, тувинские шаманы выделялись в определенную социальную группу и жили непосредственно за счет совершения религиозно-культовых обрядов, то карагасские шаманы занимались охотой наряду со своими соплеменниками и также имели оленей. Но при "лечении" больных, совершении обрядов они все же получали в качестве вознаграждения шкурки соболей, оленей, белок, мясо.

Шаманы
В функции шаманов входило, главным образом лечение больных людей, домашних животных, поиски пропавших вещей и животных, предсказания будущего и посвящение домашних оленей. Шаман был в каждом улусе.

По сообщению Н.Ф. Катанова, шаманом у карагасов мог быть любой человек, не моложе 18 лет, мужчина или женщина (это отличительная особенность шаманизма карагасов), котрый чувствовал, что может камлать. Иногда шаманы выбирали детей для передачи своего искусства. В начале XX века среди тофаларов насчитывалось несколько десятков шаманов (мужчин и женщин).

Карагасские шаманы по своей мистической силе делились на двенадцать степеней (сакральное число двенадцать, очевидно, заимствовано от тюрков).

Шаманами карагасы считали и антропоморфные останцы. Известна такая каменная "шаманка" в верховьях р. Няндормы (бассейн р. Уды). Существует старая легенда о Каменной Шаманке, записанная Б. Чудиновым в 1929 году.

Тофаларский шаман (хам) камлал ночью, стоял на одном месте, обычно в переднем углу чума. В чуме шамана висели вместилища духов - онгоны (различные фигурки, изображения людей и животных, вырезанные из дерева или выкроеные из ткани, сукна, чучела соболя и филина). Шаман мог камлать несколько часов, подряд не прерываясь ни на минуту. Камлание начиналось с молитвы, которая являлась прологом будущего действия. Это было обращение к звездам, небу, земле, воде, горам, птицам и животным.

Шаманские песнопения
Хам ыры или шаманские песнопения, состояли из ритуальных напевов (еерен ыры) и обрядовых возгласов (тоорек), обращеных к духам и амулетам. Все песнопения-молитвы сопровождались звучанием бубна и металлических погремушек.

Молитва записанная Н.Ф. Катановым в 1880 году:
Я, конечно, тот самый, 
Кто живет шаманством!
Кто живет победами,
Это мой широкий бубен!
В настоящую ночь
Я пошаманю и умру!
Пока не занялась заря,
Я буду поражать (врагов) и умру!
Нет никакой вещи,
Которую я не вижу и не знаю!
Я хожу и шаманю,
Хотя я — болен!
Я шаманю, 
Ставши перед хворым!
Больше этого дела 
Я не могу сделать нисколько!
Я всегда шаманю,
Обходя весь земной шар!
Животное, на котором я езжу,
Это — зверь изюбрь!
Дальнее и близкое расстояние
Я всегда обхожу и шаманю!
Я вижу всегда
Владык вышних творения (звезды)!
Я вижу всегда
Владыку вышнего (небо)!

Семантика Верхнего и Нижнего мира  
Семантика Верхнего мира неизвестна.
Нижний мир (цветные жгуты и ленты от пояса до пола) олицетворяли змеи, ящерицы, лягушки. Весь костюм расшивался лентами оранжевого и желтого, светло-желтого и белого цветов. Которые, как известно, являются основными цветами нижнего мира.
 
Вертикальная Модель Мира
В тофаларской модели мира, также как и у тюрков Южной Сибири, вертикальная и горизонтальная структуры пространства. Мир по вертикали имел трехчастное деление. 
 

верх, Кудай (хозяин верхнего мира, главный бог), исток, начало, рождение, чистый, добрый, будущее, потомки, мужское начало, светлый.

земля, середина, среднее течение, соединение неба и земли, соединение мужского и женского начал, настоящее, жизнь.
Граница между мирами (подножие горы, озера, перевал, берег реки, прикорневая часть дерева, шаман) определяется ситуативно.

низ, Эрлик-хан (владыка нижнего мира.), устье, конец, смерть, грязный, злой, огонь, прошлое, предки, корни дерева, темный, женское начало, змеи, лягушки, ящерицы.


Каждая часть характеризовалась конкретными понятиями. Наряду с этим имелись понятия, в которых заложена мировая трехчастность (божественный пантеон, гора, река, река, дерево, жилище (чум), а также обо, которое воспринималось как место сближения трех миров (или модель мира).

Горизонтальная Модель Мира

сектор заката солнца

зима
ночь
женское начало
левый
низ
обратный

С
 
зад
конец
вечер
осень

З

ЦЕНТР

линия непрерывного ухода и прихода

В

перед
начало
утро
весна

 

Ю

другая сторона
верх
правый
Мужское начало
Лето

сектор восхода солнца

 
Связующим звеном обеих мировых структур являлось жилище – чум, где отмечаются обе пространственные структуры.
Вертикальная структура жилища: 
Дымник - верхний мир;
Место обитания людей – средний мир;
Земля, костер (огонь) – нижний мир.
Горизонтальная структура (по сторонам света):
Север – левый, женский, нижний.
Юг     – правый, мужской, верхний.

По линии С - Ю проходит раздел жилого пространства.
Запад   – почетное место, а также место, где размещались культовые предметы, наделенные сакральной силой.
Восток – вход, где порог является переходной зоной между внешним миром и домом, своим и чужим, живым и мертвым.

По линии В - З происходило непрерывное движение.
 
Также вертикальную модель мира или "древо жизни", "мировое дерево" символизировала коновязь - сэргэ в виде вкопанного в землю столба высотой 1,7 - 1,9 м. На столбе наносились три кольцевых канавки. Верхняя предназначалась для привязывания лошадей верховных небожителей, средняя - для лошадей обычных земных людей, нижняя - для лошадей представителей подземного мира.

Горизонтальная структура мира легла в основу погребальной обрядности, где понятие Восток и Запад причастны к процессу движения жизни, к непрерывному приходу и уходу солнца.
Постоянным связующим звеном между человеком и мировым пространством являлось понятие пути (путь).
Религиозные представления — наиболее сложная сторона жизни, формирование которой зависит от множества причин, следствий и ситуаций. К сожалению, тот определенный набор фактов, который существует в настоящее время, не имеет конкретных пояснений. Вводя в научный оборот те или иные сведения, можно лишь констатировать влияние определенных форм религий и провести отдельные параллели с религиозными представлениями этнических групп сопредельных территорий.

  Верования
  Божества и обряды
  Костюм шамана
  Камлание шамана
  Святилища
  Писаницы
  Культ писаниц
  Поклонение медведю
  Посвящение оленя
  Посвящение коня
  Онгоны
  Ликвидация шаманизма
  Неошаманизм

Мельникова Л.В. "Тофы". Иркутск. 1994 г.
Петри. Б. Э. Оленеводство у карагас. Иркутск. 1927 г.
Катанов Н.Ф. "Поездка к карагасам в 1880 году". Зап. Русского геогр. о-ва. Отдел этнографии. СПб., 1891. Т.17. Вып.2.
Вайнштейн  С.Н. Энциклопедия народы России. 1994 г.

Галимзянов А. "Символика чисел у народов Востока"  http://ayratgalim.narod.ru/stat/chisel.htm .2000 г.
Рисунки художника В.А. Адова

Рейтинг@Mail.ru

© 2005-2010  Оленный народ
On-line museum
of East Siberian native peoples
All Rights Reserved. Все права защищены

   Rambler's Top100

 

etnografia@list.ru