|
|
Главная страница | |
|
|
Тофы
живут на северных склонах
Восточного Саяна |
|
|
Верования
До перевода на оседлый образ жизни (к началу XX в.) по религиозным представлениям
тофы были шаманистами.
Наряду с шаманскими воззрениями сохранились пережитки тотемистических и анимистических воззрений в ряде запретов, обрядов и поверьях.
В результате общения с монголоязычными племенами Предбайкалья и Забайкалья,
а также с тувинцами-тоджинцами (в XIV — XVIII вв.) тофаларский шаманизм испытывал влияние ламаизма.
Под влиянием русских появились отдельные признаки христианства (со второй половины XVII в. ).
Таким образом, на рубеже XIX — XX
веков тофаларский шаманизм представлял сложную систему взглядов, в которой тесно переплелись различные культы, что определило его специфику,
но не выделило из системы шаманистских воззрений, известных среди сопредельных этносов (тувинцев-тоджинцев, западных бурят и алтайских групп населения).
Весь мир для тофов заселен духами. В основе шаманизма у них, как и у других народов Сибири, лежало
и лежит представление о способности шамана являться посредником между миром живых людей и сверхъестественными силами Верхнего и Нижнего миров.
В настоящее время неизвестно, насколько был
силен институт шаманства у карагасов. Если
эвенкийские, бурятские, тувинские шаманы
выделялись в определенную социальную
группу и жили непосредственно за счет совершения религиозно-культовых обрядов, то
карагасские шаманы занимались
охотой наряду со своими соплеменниками и
также имели оленей. Но при "лечении" больных, совершении обрядов они все же получали
в качестве вознаграждения шкурки соболей, оленей, белок, мясо.
Шаманы
В функции шаманов входило, главным образом лечение больных людей, домашних животных, поиски пропавших вещей и животных, предсказания будущего и посвящение домашних оленей. Шаман был в каждом улусе.
По сообщению Н.Ф. Катанова, шаманом у
карагасов мог быть любой человек, не моложе 18 лет, мужчина или женщина (это отличительная особенность шаманизма
карагасов), котрый чувствовал, что может камлать. Иногда шаманы выбирали детей для передачи своего искусства.
В начале XX века среди тофаларов
насчитывалось несколько десятков шаманов (мужчин
и женщин).
Карагасские шаманы по своей мистической силе делились на двенадцать степеней
(сакральное число двенадцать, очевидно, заимствовано от тюрков).
Шаманами
карагасы считали и антропоморфные
останцы. Известна такая каменная "шаманка"
в верховьях р. Няндормы (бассейн р. Уды). Существует старая
легенда о Каменной
Шаманке, записанная Б. Чудиновым в 1929 году.
Тофаларский шаман (хам) камлал ночью, стоял на одном месте, обычно в переднем углу чума.
В чуме шамана
висели вместилища духов - онгоны (различные
фигурки, изображения людей и животных,
вырезанные из дерева или выкроеные из
ткани, сукна, чучела соболя и филина). Шаман мог камлать несколько часов, подряд не
прерываясь ни на минуту. Камлание начиналось
с молитвы, которая являлась прологом будущего действия. Это было обращение к звездам, небу, земле, воде, горам, птицам и животным.
Шаманские песнопения
Хам ыры или шаманские песнопения, состояли из ритуальных напевов (еерен ыры)
и обрядовых возгласов (тоорек), обращеных к духам и амулетам. Все
песнопения-молитвы сопровождались звучанием бубна и металлических
погремушек.
Молитва записанная Н.Ф. Катановым в 1880
году:
Я, конечно, тот самый,
Кто живет шаманством!
Кто живет победами,
Это мой широкий бубен!
В настоящую ночь
Я пошаманю и умру!
Пока не занялась заря,
Я буду поражать (врагов) и умру!
Нет никакой вещи,
Которую я не вижу и не знаю!
Я хожу и шаманю,
Хотя я — болен!
Я шаманю,
Ставши перед хворым!
Больше этого дела
Я не могу сделать нисколько!
Я всегда шаманю,
Обходя весь земной шар!
Животное, на котором я езжу,
Это — зверь изюбрь!
Дальнее и близкое расстояние
Я всегда обхожу и шаманю!
Я вижу всегда
Владык вышних творения (звезды)!
Я вижу всегда
Владыку вышнего (небо)!
- Семантика Верхнего и Нижнего мира
Семантика Верхнего мира неизвестна.
Нижний мир (цветные жгуты и ленты от пояса до пола) олицетворяли змеи, ящерицы, лягушки. Весь костюм
расшивался лентами оранжевого и желтого, светло-желтого и белого цветов. Которые, как известно, являются основными цветами нижнего мира.
-
-
Вертикальная Модель Мира
В тофаларской модели мира, также как и у тюрков Южной Сибири, вертикальная и горизонтальная структуры пространства. Мир по вертикали имел трехчастное деление.
-
|
верх, Кудай (хозяин
верхнего мира, главный бог), исток,
начало, рождение, чистый, добрый,
будущее, потомки, мужское начало,
светлый. |
|
земля, середина, среднее течение, соединение
неба и земли, соединение мужского и женского начал, настоящее, жизнь.
Граница между мирами (подножие горы, озера,
перевал, берег реки, прикорневая часть дерева,
шаман) определяется ситуативно.
|
|
низ, Эрлик-хан (владыка
нижнего мира.), устье, конец, смерть, грязный, злой, огонь, прошлое, предки,
корни дерева, темный, женское начало, змеи, лягушки, ящерицы. |
Каждая часть
характеризовалась конкретными
понятиями. Наряду с этим имелись
понятия, в которых заложена мировая трехчастность (божественный пантеон,
гора, река, река, дерево, жилище (чум),
а также обо, которое воспринималось
как место сближения трех миров (или
модель мира).
Горизонтальная Модель Мира
сектор заката солнца |
зима ночь женское начало
левый низ обратный
С |
|
зад
конец
вечер
осень
|
|
З |
ЦЕНТР
линия непрерывного ухода
и прихода
|
В |
|
перед
начало
утро
весна
|
|
Ю
другая сторона верх правый Мужское начало Лето |
сектор восхода солнца |
Связующим звеном обеих мировых структур являлось жилище – чум, где отмечаются обе пространственные структуры.
Вертикальная структура жилища:
Дымник - верхний мир;
Место обитания людей – средний мир;
Земля, костер (огонь) – нижний мир.
Горизонтальная структура (по сторонам света):
Север – левый, женский, нижний.
Юг – правый, мужской, верхний.
По линии С - Ю проходит раздел жилого пространства.
Запад – почетное место, а также место, где размещались культовые предметы, наделенные сакральной силой.
Восток – вход, где порог является переходной зоной между внешним миром и домом, своим и чужим, живым и мертвым.
По линии В - З происходило непрерывное движение.
|
Также вертикальную модель мира или "древо жизни", "мировое дерево"
символизировала коновязь - сэргэ в виде вкопанного в землю столба
высотой 1,7 - 1,9 м. На столбе наносились три кольцевых канавки.
Верхняя предназначалась для привязывания лошадей верховных
небожителей, средняя - для лошадей обычных земных людей, нижняя -
для лошадей представителей подземного мира.
Горизонтальная структура мира легла в основу
погребальной обрядности, где понятие Восток и Запад причастны к процессу движения жизни, к непрерывному приходу и уходу солнца.
Постоянным связующим звеном между человеком и мировым пространством являлось понятие пути (путь).
Религиозные представления — наиболее сложная сторона жизни, формирование которой зависит от множества причин, следствий и ситуаций.
К сожалению, тот определенный набор фактов, который существует в настоящее время, не имеет конкретных пояснений.
Вводя в научный оборот те или иные сведения, можно лишь констатировать влияние определенных форм религий и провести отдельные параллели с религиозными представлениями этнических групп сопредельных территорий. |
|
|
|
Мельникова Л.В. "Тофы".
Иркутск. 1994 г.
Петри. Б. Э. Оленеводство у
карагас. Иркутск. 1927 г. Катанов Н.Ф. "Поездка к
карагасам в 1880 году". Зап.
Русского геогр. о-ва. Отдел
этнографии. СПб., 1891. Т.17. Вып.2.
Вайнштейн С.Н. Энциклопедия народы России. 1994 г.
Галимзянов А. "Символика чисел
у народов Востока" http://ayratgalim.narod.ru/stat/chisel.htm
.2000 г. Рисунки художника В.А. Адова |
|