Среди обычных коней у карагасов были и
"зашаманенные", то есть посвященные
Даг-Ези - горному хозяину. Посвящение
происходило по разным случаям - по
причине болезни, для удачи на промысле,
по случаю женитьбы и образованию нового
хозяйства, для снискания общего
благорасположения Даг-Ези, так как
от этого божества более всего зависело
благополучие карагаса.
Для обряда посвящения приглашался
шаман, который указывал какого коня
требует Даг-Ези. Хозяин отправлялся
искать коня по указанным приметам у
соплеменников, бурят, русских, искал
пока не найдет. Владелец коня,
догадавшись, какими узами с его товаром
связан покупатель, обычно заламывал
несуразную цену. Приходилось
переплачивать -"покупаешь, где
найдешь".
Выбранный шаманом конь привязывался
около чума, головой на восток. Под ним
стелили белую кошму. Вначале шаман пил
чай в чуме. Напившись, выносил сосуд с
чаем и 7 чашек на улицу. Ставил их на
кошму по левую сторону от коня и
наполнял 6 чашек чаем. После этого ложкой
черпал из чашек чай и поливал им голову,
спину, ноги и хвост коня.
Посвящение происходило утром, на
восходе солнца.
После омовения шаман привязывал к
хвосту и гриве коня узенькие ленты (джаламá)
из цветной дабы (белые, красные, синие,
черные и желтые). Затем, став по левую
сторону от коня, возжигал богородскую
траву. Потом коня отпускали в табун.
На посвященного коня или оленя никто
кроме хозяина не садился. Считалось, что
если сядет чужой человек, то животное
или севший человек пропадет. Женщинам (даже
маленьким девочкам) запрещалось даже
подходить. Если на каком-либо седле хоть
раз сидела женщина, то таким седлом
посвященного коня седлать было нельзя.