Правее и чуть ниже расположена многофигурная композиция, представленная изображениями тереоморфных — лосей (?), медвежьими следами и антропоморфными. Все рисунки и композиции помещены в вертикальные ряды. В первом имеется пять изображений тереоморфных, из них одно вертикальное, три полных, одно парциальное. Рис 6. Вертикально расположенная фигура тереоморфного. Обозначена голова с одним ухом, линия живота и две ноги — передняя и задняя. В рисунке имеются утраты в результате отслойки скальной корочки.
От верхнего тереоморфного (рис. 8) сохранились линии, очерчивающие тело — спину и живот. Обозначена одна нога — задняя. С линией живота сливается плохо сохранившийся рисунок головы другого тереоморфного (рис. 9). У нижней фигуры тереоморфного частички имеют значительные утраты в результате отслойки скальной корочки. Во втором ряду композиции имеется пять изображений тереоморфных, из них четыре парциальных, одно полное. Ориентация левая. Рис. 10, 11, 12. Соединенные между собой изображения трех тереоморфных одно под другим. Линия передней ноги верхнего тереоморфного соединена с линией спины среднего, который в свою очередь соединен сложной линией, отходящей от морды к уху нижнего тереоморфного. У всех животных обозначена подшейная кисть, по одной передней ноге. У двух тереоморфных (верхнего и нижнего) обозначены уши. Ориентация левая. Фигуры парциальные. Имеются утраты в результате отслойки скальной корочки. Рис. 13. Фигура тереоморфного без задней части туловища. Передняя нога слегка согнута в колене, как при ходьбе. Несмотря на схематичность, рисунок динамичен: тело животного устремлено вперед. Ориентация левая. Рис. 14. Фигура тереоморфного. Спина прямая. На голове обозначены рога. Под нижней челюстью — подшейная кисть. Животное изображено с одной передней, слегка согнутой ногой, как при спокойной ходьбе. Ориентация левая. Имеются незначительные утраты в результате отслойки скальной корочки. В третьем ряду композиции представлены пара медвежьих следов с четырьмя когтями и огромная овальная петля с двумя боковыми отростками в нижней части (рис. 15). Ориентация медвежьих следов правая. Это самые яркие рисунки в описываемой композиции. В четвертом ряду композиции имеются четыре рисунка. Рис. 16, 16 а, 17. Состоит из трех изображений,
объединенных переходящими линиями. Вверху схематичная фигура тереоморфного
(рис. 16), возможно, кабана. Ориентация правая. Имеются значительные
утраты в результате отслойки скальной корочки. Голова животного длинная,
узкая, частично залита красной краской. Показано одно ухо. Линии передней
ноги переходят в ажурное антропоморфное изображение (рис. 16 а). Линия
задней ноги упирается в спину тереоморфного — оленя (?), расположенного
ниже (рис. 17). Антропоморфное изображение с опущенными, слегка согнутыми
руками. Правая нога длиннее левой, несколько развернута в сторону,
показана ступня. Нога согнута в колене. Фигура динамичная. От головы
отходят в стороны две линии. Одна из них переходит в переднюю часть
туловища кабана. Над головой антропоморфного имеется небольшой кружок. В
грудной клетке обозначено сердце. Олень (?) (рис. 17) изображен с
характерным острым горбом на спине. На голове обозначены пышные ветвистые
рога. По туловищу прочерчены кривые поперечные полосы. На задней ноге
обозначено копыто. Линия живота отвислая, от нее отходит вниз петля с
отростком. Ориентация правая. Имеются утраты в результате отслойки
скальной корочки. По сравнению с фигурами всех остальных тереоморфных в
данной композиции фигуры кабана (?) и оленя (?) самые крупные. В пятом ряду композиции имеется одно изображение тереоморфного. Рис. 19. Тереоморфное изображение с горбом на спине, двумя ногами (передняя и задняя). На голове обозначены уши. Рисунок статичен. Ориентация правая. Рис. 6-19 представляют единую композицию, расположенную (от линии самого нижнего рис. 14) в 2 м от современной дневной поверхности, на расстоянии от первой вышеописанной композиции в 2 м. Все изображения в композиции, безусловно, несут единую смысловую нагрузку. Скальная поверхность обращена к реке. Размещение рисунков по вертикальным рядам продиктовано характером скальной поверхности. Вся плоскость разделена глубокими вертикальными и горизонтальными трещинами на небольшие участки, на которых и помещены рисунки, выполненные контурной линией. Левая группа рисунков нарушена отслойкой скальной корочки. Все вышеописанные рисунки расположены на плоскостях, обращенных к реке. Третья композиция (малая) Рис. 20, 21. Один представлен рогатой личиной (?) со значительными утратами в результате отслойки скальной корочки; другой — вытянутым, вертикально расположенным овалом, разорванным в нижней части. Внутри овала изображены три наклонные параллельные между собой черточки. Возможно, так изображен бубен. Рисунки находятся на высоте 5 м от подошвы скал. Скальная поверхность обращена вверх по течению, имеет южную ориентацию. Вероятно, данные знаковые изображения являлись своеобразным символом писаницы. Такое предположение появилось у Л.В. Мельниковой после осмотра памятника с левого берега. Оказалось, что вышеописанная композиция находится на уровне глаз, если смотреть на памятник с левого берега. Других рисунков не видно. Если подплывать к писанице по реке, то эта плоскость является единственной, обращающей на себя внимание большим ярким пятном изображений, поднятых на значительную высоту. Композиция и в этом случае появляется на уровне глаз сидящих в лодке, т.е. здесь принят во внимание перепад высот на горной реке. Композиция занимает центральное место на памятнике.
Четвертая
композиция (большая)
Частично видна линия головы, обозначающая носовую часть. Ориентация
правая. Имеются значительные утраты. Рис. 28 (5). Фрагментарно сохранившаяся фигура тереоморфного, изображенного вертикально. Видны частично поперечные полосы, прочерчивающие туловище. Рис. 29 (6). Фрагмент рисунка. Видны пять вертикальных полос, в нижней части соединенных между собой. Возможно, сохранилась центральная часть изображения и данные полосы можно рассматривать как поперечные. Рис. 30 (7). Фигура тереоморфного, расположенного вертикально. Маленькая голова с остатком в виде хобота. Одна передняя нога. По туловищу прочерчены поперечные полосы. Ориентация правая. Правая часть композиции представлена крупными изображениями, ориентированными в разные стороны. Рис. 31 (8). Фигура лося (?). На голове обозначены уши. Крутая линия спины. Длинная подшейная кисть, В отличие от всех других тереоморфных данной писаницы показаны две пары ног — передние и задние. Передние ноги изображены одной вытянутой вертикально петлей. По туловищу прочерчены поперечные полосы. Морда полностью окрашена. Поза статичная. Ориентация правая. Имеются незначительные утраты. На задней части туловища прорисована маленькая фигурка тереоморфного (теленка?). Линия спины прямая. Морда приострена. Линия шеи направлена косо, переходит в линию живота. У фигурки обозначены две задние ноги. Поза статичная, ориентация правая. Рис. 32 (9). Возможно, представлен антропоморфным изображением. Голова прорисована в виде латинской буквы У. Туловище овальное. Рук нет. В нижней части фигуры отходит небольшой отросток. Фигура полностью окрашена. В центральной ее части имеются утраты в результате отслойки скальной корочки. Рис. 33 (10). Фигура лося (?). Обозначены голова и ухо. По туловищу прочерчены поперечные полосы. Сохранилась одна задняя нога. Ориентация левая. Рисунок имеет утраты. Рис. 34 (11). Полностью утрачена. Имеются три линии, две из них расположены буквой Т. Рис. 35 (12). Плохо сохранившаяся фигура терео-морфного. Ориентация левая. Показана характерная для лося вытянутая морда. На голове имеется пара ушей. Все туловище, возможно, было окрашено. Рис. 36 (13). Плохо сохранившаяся фигура тереоморфного. Имеются линии головы. Фрагменты рогов (?), Судя по сохранившейся частично задней части туловища, тело было прочерчено полосами. Ориентация левая. Рис. 37 (14). Фигура тереоморфного. Голова утрачена. По длинному туловищу прочерчены поперечные полосы. Обозначены две задние ноги. Ориентация правая. Рисунок имеет утраты в результате отслойки скальной корочки. Наибольший интерес представляет нижний рисунок тереоморфного, расположенный на высоте 1, 5 м от уровня современной дневной поверхности. Рис. 38 (15). Хорошо сохранившаяся фигура лося (?). Обозначены; длинная морда (носовая часть утрачена), пара ушей, спина с характерным горбом, две ноги — передняя и задняя. Передняя нога слегка согнута, имеется копыто. В отличие от всех тереоморфных данной писаницы у лося схематично показана грудная клетка. Фигура ажурная, морда полностью окрашена. Поза статичная. Ориентация правая. Это самый нижний рисунок в данной композиции. Три одиночных рисунка Рис. 22. Представлен антропоморфным изображением. Шея не обозначена. Очень короткие руки сильно согнуты. Длинный торс, узкая талия. Ноги широко расставлены, слегка согнуты в коленях. На правой ноге показана ступня. Рисунок имеет утраты. Расположен близко к вышеописанным изображениям (рис. 20, 21). Помещен на скальной поверхности, обращенной к реке. Рис. 23. Представлен прочерченными один над другим углами, концевые части которых округлые, направлены вниз. Расположен на высоте около 3 м от уровня современной дневной поверхности, выше остальных рисунков, входящих в третью большую композицию. Правее третьей композиции, на этой же плоскости, выявлен еще один одиночный рисунок, представленный антропоморфным изображением - рис. 39. Рисунок интересен тем, что человек изображен в одежде, перехваченной в талии. Фигура динамичная. Полностью окрашена. Под одной ногой имеется длинный подтек краски. Скальная поверхность обращена к реке.
Рядом расположено также антропоморфное изображение — поза сидящего на корточках человека. Маленькая округлая голова, широкие плечи. Рисунок прорезан горизонтальной трещиной. Линия правого плеча переходит в ногу, на которой обозначена ступня. Рисунки расположены в 1,5 м от уровня современной дневной поверхности. Шестая композиция (малая) Классификация
рисунков Все тереоморфные изображения делятся на две группы по
манере исполнения. Помимо полных тереоморфных изображений, в данной писанице присутствуют изображения медвежьих следов. Они входят в состав первой и второй больших композиций. Одиночный рисунок одного медвежьего следа как бы "начинает" писаницу. Присутствие изображений медвежьих следов делает данную писаницу уникальной. Характерной чертой писаницы является правая ориентация (вверх по течению реки) большинства тереоморфных изображений. Вторую, меньшую группу представляют антропоморфные изображения (всего 14). Почти все они представлены в фас, фронтально, с обозначением на ногах ступней. Фигуры очерчены без детализации. Отличительными чертами являются: форма туловища, расположение рук и ног, наличие головного убора. Два антропоморфных изображения показаны одиночными. Остальные составляют определенные сюжетные сочетания с тереоморфными, что явно имеет определенное смысловое значение. Из всех антропоморфных фигур 10 изображено контурной линией, 3 фаллические, И без признаков пола, одна изображена в одежде, у четырех, возможно, имеется головной убор. Две фигуры статичные, 12 динамичных. Три фигуры ажурные. Одна — держит в руках лук. Вышеописанные изображения антропоморфных и тереоморфных родственны по стилистике петроглифам в долинах рек Ангары (д. Сухая Баля, Каменные острова), Лены (Шишкино), Прибайкалья (Саган-Заба), Алтая (долина р. Елангаш), Забайкалья (долина р. Буй, Наушки), Монголии (Хобд-Сомон, ущелье Хавцгайт, Аршан-Хад, Южно-Гобийский аймак, Улан-Хад), которые по датировке А.П. Окладникова относятся к концу II - началу I тыс. до н. э. Вопрос о датировке писаницы Л.В. Мельникова оставляет
открытым. Основанием являются результаты, полученные комплексной научной
экспедицией на Шишкинских писаницах (1987 - 1993 гг.). Рядом специалистов
из различных областей науки (геологии - МГРИ, химии - ВНИИР, физики - ИГУ,
истории - ИОКМ) было установлено следующее. Все изображения, выполненные
на скальной поверхности в любой технике, не поддаются датировке
физическими методами; датируется собственно геологический материал, т.е.
скальная порода. Исходя из вышеизложенного, Л.В. Мельникова сознательно не пытается предположить датировку писаницы Миллионного порога путем выявления аналогов.
|
|
Окладников А.П. Звери и знаки Ярминского порога. // Звери в камне. Новосибирск: Наука. 1980 г. |
|