Главная страница
 

Вернуться к началу

Тофы живут на северных склонах
Восточного Саяна


Писаницы

Писаница на правом берегу р. Уды, против устья р. Ярмы (Лосиная галерея)
Она была исследована и опубликована А.П. Окладниковым. Им выявлено и описано 26 рисунков, которые выполнены в технике контурной выбивки. Рисунки представлены изображениями тереоморфных (лосей) и, вероятно, являются знаковыми. Размещены на вертикальных плоскостях желто-оранжевых траппов, обрывающихся непосредственно в Уду на высоте 4 - 6 м от уровня реки. Вплотную к рисункам можно подойти только в зимний период. Летом вода омывает плоскости с рисунками и увидеть их можно только с лодки.
Рисунки размещены группами. Ориентация тереоморфных в основном правая, то есть вверх по течению реки.

Писаницу А.П. Окладникову показал краевед М.И. Пугачев. Дополнительной информации о местности в районе устья Ярмы, топонимики участка или легенд, связанных с данной писаницей, А.П. Окладников не приводит.
Исследуя стилистические особенности рисунков, А.П. Окладников приводит параллели с известными ангарскими писаницами в районах Каменных островов и Большой Кады, датируя вновь открытую лосиную галерею эпохой неолита (IV - III тыс. до н. э. ).

Писаница в районе Миллионного порога
Вторая писаница в долине р. Уды находится вверх по течению от устья р. Ярмы (в глубь Тофаларии), в районе Миллионного порога (20 км вниз по р. Уде от пос. Нерха). Эту писаницу изучала Л.В. Мельникова во время двух полевых сезонов 1983 - 1984 гг. Показал этот памятник все тот же житель пос. Алыгджер М.И. Пугачев.

Легенда
Необходимо сказать несколько слов о самом названии порога — Миллионный. Легенда, рассказанная М.И. Пугачевым, повествует о следующем. В 20-е годы XX столетия по р. Уде с золотых приисков в г. Нижнеудинск вывозили конными обозами шлиховое золото. В один из мартовских дней груженый обоз, ехавший по припаю (береговому льду), провалился и утонул в одном из самых глубоких мест р. Уды на одном из многочисленных порогов. С тех пор этот порог стал называться Миллионным.

Природа не обидела район порога красотой. Правый берег представлен мощным отрогом Джуктырского хребта с почти отвесными гигантскими стенами. Там, где скальные породы подвержены выветриванию, к воде спускаются широкие языки шерлопов. Вода сгладила огромные светло-серые глыбы порога. Левый берег по высотным отметкам ниже. Здесь проходит тропа, по которой можно подойти к интересующему нас месту.

Писаница расположена на правом скалистом берегу (приблизительно 1 км вниз по реке от порога). Отвесные скалы почти вплотную подходят к воде, отделяясь от нее узким намывным песчаным пляжем. Представлены породами желто-розового цвета, имеют глубокие вертикальные и горизонтальные трещины. Частично скальная поверхность покрыта черными лишайниками.

Рисунки, выполненные красной краской (в основном контурной линией, за исключением нескольких, полностью залитых краской), не сразу заметны на розоватом фоне скал. Интенсивность окраски различная. Есть рисунки едва различимые при любом освещении. Но есть и такие, которые почти сразу бросаются в глаза.

В районе Миллионного порога выявлено 44 рисунка, которые составляют три большие композиции, три малые и четыре одиночные изображения.

Основная доля их расположена на плоскостях, обращенных к реке, т.е. имеющих западную ориентацию, и только шесть рисунков находятся на плоскостях, обращенных на юг, вверх по течению.
Писаница компактная, композиции следуют одна за другой, максимально подняты от уровня дневной поверхности, на 3 - 4 м — левое крыло и всего на 1, 5 м — правое.
Основными персонажами являются человек и тереоморфные (лоси?). Если прочитывать писаницу слева направо, то перед нами предстает целая галерея тереоморфных изображений, которую венчают медвежьи следы.

Описание рисунков

Первый рисунок — одиночный след медвежьей лапы с изображениями четырех когтей (рисунок нарушен отслойкой скальной корочки). Выполнен контурной линией. Ориентация правая. Скальная поверхность обращена к реке (рис. 1).

Первая композиция (малая)
Правее, на узкой плоскости, представлена небольшая композиция. В верхней части изображен человек (без одежды), сидящий на корточках с поднятыми руками, согнутыми в локтях. Фигура полностью окрашена (рис. 2).
Под ним мы снова видим медвежьи следы (рис. 3), их два. На одном изображено четыре когтя, на другом — пять. Выполнены контурной линией. Ориентация правая.
Под медвежьими следами изображен фаллический охотник с большим сигмовидным луком, стреляющий в оленя (?) (рис. 4). Фигура профильная, полностью окрашена. Ориентация правая.
Олень изображен необычно — вертикально (рис. 5). Передние ноги показаны парой, слегка согнуты в коленях, расположены справа от туловища. Задние выполнены двумя короткими изогнутыми линиями, вместе образующими разорванный овал, расположены в нижней части вертикальной фигуры. Рисунок выполнен контурной линией. Голова полностью окрашена. По туловищу прочерчены полосы. Все рисунки вышеописанной композиции на скальной поверхности заметны слабо. Композиция расположена на высоте 4 м от основания скал и на расстоянии около 2 м от рис. 1. Скальная поверхность обращена к реке.

 

Вторая композиция (большая)
Правее и чуть ниже расположена многофигурная композиция, представленная изображениями тереоморфных — лосей (?), медвежьими следами и антропоморфными. Все рисунки и композиции помещены в вертикальные ряды. В первом имеется пять изображений тереоморфных, из них одно вертикальное, три полных, одно парциальное.
Рис 6. Вертикально расположенная фигура тереоморфного. Обозначена голова с одним ухом, линия живота и две ноги — передняя и задняя. В рисунке имеются утраты в результате отслойки скальной корочки.

Рис 7. Фигура тереоморфного. Животное изображено в профиль. Ориентация правая. Две ноги — передняя и задняя. На голове имеются два уха. Рисунок частично утрачен в результате отслойки скальной корочки. Возможно, рис. 6 и 7 представляют парное изображение (момент спаривания). Сверху над вышеописанными изображениями имеются отдельные линии и пятна от утраченных в результате отслойки скальной корочки рисунков.
Рис. 8, 9. По-видимому, представляют композицию из двух плохо сохранившихся фигур тереоморфных, слитых вместе.

От верхнего тереоморфного (рис. 8) сохранились линии, очерчивающие тело — спину и живот. Обозначена одна нога — задняя. С линией живота сливается плохо сохранившийся рисунок головы другого тереоморфного (рис. 9). У нижней фигуры тереоморфного частички имеют значительные утраты в результате отслойки скальной корочки.

Во втором ряду композиции имеется пять изображений тереоморфных, из них четыре парциальных, одно полное. Ориентация левая.

Рис. 10, 11, 12. Соединенные между собой изображения трех тереоморфных одно под другим. Линия передней ноги верхнего тереоморфного соединена с линией спины среднего, который в свою очередь соединен сложной линией, отходящей от морды к уху нижнего тереоморфного. У всех животных обозначена подшейная кисть, по одной передней ноге. У двух тереоморфных (верхнего и нижнего) обозначены уши. Ориентация левая. Фигуры парциальные. Имеются утраты в результате отслойки скальной корочки.

Рис. 13. Фигура тереоморфного без задней части туловища. Передняя нога слегка согнута в колене, как при ходьбе. Несмотря на схематичность, рисунок динамичен: тело животного устремлено вперед. Ориентация левая.

Рис. 14. Фигура тереоморфного. Спина прямая. На голове обозначены рога. Под нижней челюстью — подшейная кисть. Животное изображено с одной передней, слегка согнутой ногой, как при спокойной ходьбе. Ориентация левая. Имеются незначительные утраты в результате отслойки скальной корочки.

В третьем ряду композиции представлены пара медвежьих следов с четырьмя когтями и огромная овальная петля с двумя боковыми отростками в нижней части (рис. 15). Ориентация медвежьих следов правая. Это самые яркие рисунки в описываемой композиции.

В четвертом ряду композиции имеются четыре рисунка.

Рис. 16, 16 а, 17. Состоит из трех изображений, объединенных переходящими линиями. Вверху схематичная фигура тереоморфного (рис. 16), возможно, кабана. Ориентация правая. Имеются значительные утраты в результате отслойки скальной корочки. Голова животного длинная, узкая, частично залита красной краской. Показано одно ухо. Линии передней ноги переходят в ажурное антропоморфное изображение (рис. 16 а). Линия задней ноги упирается в спину тереоморфного — оленя (?), расположенного ниже (рис. 17). Антропоморфное изображение с опущенными, слегка согнутыми руками. Правая нога длиннее левой, несколько развернута в сторону, показана ступня. Нога согнута в колене. Фигура динамичная. От головы отходят в стороны две линии. Одна из них переходит в переднюю часть туловища кабана. Над головой антропоморфного имеется небольшой кружок. В грудной клетке обозначено сердце. Олень (?) (рис. 17) изображен с характерным острым горбом на спине. На голове обозначены пышные ветвистые рога. По туловищу прочерчены кривые поперечные полосы. На задней ноге обозначено копыто. Линия живота отвислая, от нее отходит вниз петля с отростком. Ориентация правая. Имеются утраты в результате отслойки скальной корочки. По сравнению с фигурами всех остальных тереоморфных в данной композиции фигуры кабана (?) и оленя (?) самые крупные.
Рис. 18. Представлен антропоморфным изображением, имеющим треугольное туловище без рук. Голова несоразмерно маленькая. Широкие плечи, длинный торс, узкая талия. Правая нога согнута в колене, показана ступня. Фигура расположена перед мордой оленя (?). Возможно, данное изображение входит в композицию.

В пятом ряду композиции имеется одно изображение тереоморфного.

Рис. 19. Тереоморфное изображение с горбом на спине, двумя ногами (передняя и задняя). На голове обозначены уши. Рисунок статичен. Ориентация правая.

Рис. 6-19 представляют единую композицию, расположенную (от линии самого нижнего рис. 14) в 2 м от современной дневной поверхности, на расстоянии от первой вышеописанной композиции в 2 м. Все изображения в композиции, безусловно, несут единую смысловую нагрузку. Скальная поверхность обращена к реке.

Размещение рисунков по вертикальным рядам продиктовано характером скальной поверхности. Вся плоскость разделена глубокими вертикальными и горизонтальными трещинами на небольшие участки, на которых и помещены рисунки, выполненные контурной линией. Левая группа рисунков нарушена отслойкой скальной корочки.

Все вышеописанные рисунки расположены на плоскостях, обращенных к реке.

Третья композиция (малая)
Правее, на узкой плоскости, ориентированной вверх по течению, выявлена малая композиция, представленная двумя стилизованными изображениями: антропоморфным (?) и бубном (?) (рис. 20, 21).

Рис. 20, 21. Один представлен рогатой личиной (?) со значительными утратами в результате отслойки скальной корочки; другой — вытянутым, вертикально расположенным овалом, разорванным в нижней части. Внутри овала изображены три наклонные параллельные между собой черточки. Возможно, так изображен бубен. Рисунки находятся на высоте 5 м от подошвы скал. Скальная поверхность обращена вверх по течению, имеет южную ориентацию.

Вероятно, данные знаковые изображения являлись своеобразным символом писаницы. Такое предположение появилось у Л.В. Мельниковой после осмотра памятника с левого берега. Оказалось, что вышеописанная композиция находится на уровне глаз, если смотреть на памятник с левого берега. Других рисунков не видно. Если подплывать к писанице по реке, то эта плоскость является единственной, обращающей на себя внимание большим ярким пятном изображений, поднятых на значительную высоту. Композиция и в этом случае появляется на уровне глаз сидящих в лодке, т.е. здесь принят во внимание перепад высот на горной реке. Композиция занимает центральное место на памятнике.

Четвертая композиция (большая)
Следующая большая композиция расположена правее вышеописанных. Представлена исключительно тереоморфными изображениями.
Большинство из них сохранились плохо, т. к. рисунки нарушены отслойкой скальной корочки. Здесь изображения выполнены в другой манере - в сочетании контурных и вертикальных линий, густо заполняющих тела тереоморфных - «полосатые звери». Левая часть композиции почти не сохранилась.

Рис. 24 (1). Представлен несколькими аморфными пятнами, по всей видимости, они являются фрагментами изображений, расположенных один под другим.

Рис. 25 (2). Представлен плохо сохранившейся фигурой тереоморфного. Остались линии, очерчивающие заднюю часть туловища - линия спины, одна нога и поперечные линии, прочерченные по туловищу.

Частично видна линия головы, обозначающая носовую часть. Ориентация правая. Имеются значительные утраты.
Рис. 26 (3). Четыре вертикально расположенные линии, три из них соединены между собой. Возможно, являются фрагментом изображения тереоморфного. Рис. 27 (4). Плохо сохранившаяся фигура тереоморфного. Видны линии, очерчивающие частично переднюю часть туловища — линии груди, головы, поперечные полосы, части передней и задней ног. Над головой видны пятна, возможно, фрагменты ушей или рогов. Ориентация правая.

Рис. 28 (5). Фрагментарно сохранившаяся фигура тереоморфного, изображенного вертикально. Видны частично поперечные полосы, прочерчивающие туловище.

Рис. 29 (6). Фрагмент рисунка. Видны пять вертикальных полос, в нижней части соединенных между собой. Возможно, сохранилась центральная часть изображения и данные полосы можно рассматривать как поперечные.

Рис. 30 (7). Фигура тереоморфного, расположенного вертикально. Маленькая голова с остатком в виде хобота. Одна передняя нога. По туловищу прочерчены поперечные полосы. Ориентация правая.

Правая часть композиции представлена крупными изображениями, ориентированными в разные стороны.

Рис. 31 (8). Фигура лося (?). На голове обозначены уши. Крутая линия спины. Длинная подшейная кисть, В отличие от всех других тереоморфных данной писаницы показаны две пары ног  — передние и задние. Передние ноги изображены одной вытянутой вертикально петлей. По туловищу прочерчены поперечные полосы. Морда полностью окрашена. Поза статичная. Ориентация правая. Имеются незначительные утраты.

На задней части туловища прорисована маленькая фигурка тереоморфного (теленка?). Линия спины прямая. Морда приострена. Линия шеи направлена косо, переходит в линию живота. У фигурки обозначены две задние ноги. Поза статичная, ориентация правая.

Рис. 32 (9). Возможно, представлен антропоморфным изображением. Голова прорисована в виде латинской буквы У. Туловище овальное. Рук нет. В нижней части фигуры отходит небольшой отросток. Фигура полностью окрашена. В центральной ее части имеются утраты в результате отслойки скальной корочки.

Рис. 33 (10). Фигура лося (?). Обозначены голова и ухо. По туловищу прочерчены поперечные полосы. Сохранилась одна задняя нога. Ориентация левая. Рисунок имеет утраты.

Рис. 34 (11). Полностью утрачена. Имеются три линии, две из них расположены буквой Т. 

Рис. 35 (12). Плохо сохранившаяся фигура терео-морфного. Ориентация левая. Показана характерная для лося вытянутая морда. На голове имеется пара ушей. Все туловище, возможно, было окрашено.

Рис. 36 (13). Плохо сохранившаяся фигура тереоморфного. Имеются линии головы. Фрагменты рогов (?), Судя по сохранившейся частично задней части туловища, тело было прочерчено полосами. Ориентация левая.

Рис. 37 (14). Фигура тереоморфного. Голова утрачена. По длинному туловищу прочерчены поперечные полосы. Обозначены две задние ноги. Ориентация правая. Рисунок имеет утраты в результате отслойки скальной корочки.

Наибольший интерес представляет нижний рисунок тереоморфного, расположенный на высоте 1, 5 м от уровня современной дневной поверхности.

Рис. 38 (15). Хорошо сохранившаяся фигура лося (?). Обозначены; длинная морда (носовая часть утрачена), пара ушей, спина с характерным горбом, две ноги — передняя и задняя. Передняя нога слегка согнута, имеется копыто. В отличие от всех тереоморфных данной писаницы у лося схематично показана грудная клетка. Фигура ажурная, морда полностью окрашена. Поза статичная. Ориентация правая. Это самый нижний рисунок в данной композиции.

Три одиночных рисунка
Перед вышеописанной композицией, на этой же большой плоскости, выявлено два одиночных рисунка (рис. 22, 23),

Рис. 22. Представлен антропоморфным изображением. Шея не обозначена. Очень короткие руки сильно согнуты. Длинный торс, узкая талия. Ноги широко расставлены, слегка согнуты в коленях. На правой ноге показана ступня. Рисунок имеет утраты. Расположен близко к вышеописанным изображениям (рис. 20, 21). Помещен на скальной поверхности, обращенной к реке.

Рис. 23. Представлен прочерченными один над другим углами, концевые части которых округлые, направлены вниз. Расположен на высоте около 3 м от уровня современной дневной поверхности, выше остальных рисунков, входящих в третью большую композицию.

Правее третьей композиции, на этой же плоскости, выявлен еще один одиночный рисунок, представленный антропоморфным изображением - рис. 39. Рисунок интересен тем, что человек изображен в одежде, перехваченной в талии. Фигура динамичная. Полностью окрашена. Под одной ногой имеется длинный подтек краски. Скальная поверхность обращена к реке.

Пятая композиция (большая)
Правее, на плоскости, имеющей южную ориентацию, расположена композиция, представленная исключительно антропоморфными изображениями. Рисунки выполнены контурной линией. На плоскости заметны очень слабо.

Рис. 40. Представлен, вероятно, антропоморфным изображением. С обеих сторон головы имеются два выступа (головной убор или волосы?). Торс отмечен двумя линиями, сужающимися от плеч к талии. Показана одна согнутая нога. Рук нет. Расположен на уровне около 3 м от современной дневной поверхности.

Рис. 41. Представлен, вероятно, антропоморфным изображением. Несоразмерно маленькая голова. Обозначены широкие плечи, намечен торс, ноги широко расставлены, левая согнута в колене.

Рис. 42. Антропоморфное изображение. Голова несоразмерно маленькая. Широкие острые плечи, длинный торс, узкая талия. Рук и ног нет. На груди изображен круг, разделенный крестообразно на четыре части. Рисунок имеет утраты.

Ярче других выглядит полное фаллическое изображение антропоморфного с обозначением грудины, волос на голове (или головного убора). Руки сильно согнуты в локтях, ладони упираются в талию. Ноги согнуты в коленях. Обозначены ступни. Фигура динамичная - рис. 43.

Рядом расположено также антропоморфное изображение — поза сидящего на корточках человека. Маленькая округлая голова, широкие плечи. Рисунок прорезан горизонтальной трещиной. Линия правого плеча переходит в ногу, на которой обозначена ступня. Рисунки расположены в 1,5 м от уровня современной дневной поверхности.

Шестая композиция (малая)
Завершает писаницу малая композиция, расположенная на плоскости, ориентированной в сторону реки. Представлена небольшим антропоморфным изображением, выполненным контурной линией - рис. 44. Хорошо видны голова, шея. Руки короткие, раскинуты в стороны. Сразу из-под рук показаны длинные ноги, слегка согнутые в коленях. На обеих ногах обозначены ступни. Ниже рисунка находится аморфное, красочное, вытянутой формы пятно, возможно, второе антропоморфное изображение, но сильно размытое. Верхний рисунок расположен на высоте около 3 м от уровня современной дневной поверхности.

Классификация рисунков
Выявленные рисунки классифицируются следующим образом. Правую большую группу представляют тереоморфные изображения, всего их 25. Из них, возможно, 17 лосей, один кабан, два оленя. Шесть тереоморфных фигур неопределимы. Формы тел животных переданы достаточно живо и искусно, с деталями. Реалистично изображены рога, уши, подшейные кисти. Обрисовка тела строго профильная. У семи фигур изображена одна передняя нога, у стольких же обозначено по две ноги (передняя и задняя). У трех фигур — по одной ноге, задней. Одна имеет две задних ноги (передние утрачены). Две фигуры имеют по две пары ног. Одно изображение выполнено с наложением. Все фигуры животных объединяют характерные пропорции тела, общие контуры — длинное, почти прямоугольное туловище, круто спускающийся круп, большая голова, сухие ноги. Уши изображены парой. Рога встречаются редко. Большинство тереоморфных фигур изображено со слегка согнутыми передними ногами.

Все тереоморфные изображения делятся на две группы по манере исполнения.
Первую группу представляют 11 тереоморфных, выполненных контурной линией, вторую - 13 фигур тереоморфных, тела которых прочерчены поперечными линиями. Из всех фигур одна выделяется своим скелетным изображением и полностью окрашенной головой. Характерно, что тереоморфные, изображенные контурной линией, входят в состав второй большой композиции и расположены компактно. Тереоморфные, тела которых прочерчены поперечными линиями, входят в состав третьей большой композиции, изображены беспорядочно, ориентированы в разные стороны.

Помимо полных тереоморфных изображений, в данной писанице присутствуют изображения медвежьих следов. Они входят в состав первой и второй больших композиций. Одиночный рисунок одного медвежьего следа как бы "начинает" писаницу. Присутствие изображений медвежьих следов делает данную писаницу уникальной.

Характерной чертой писаницы является правая ориентация (вверх по течению реки) большинства тереоморфных изображений.

Вторую, меньшую группу представляют антропоморфные изображения (всего 14). Почти все они представлены в фас, фронтально, с обозначением на ногах ступней. Фигуры очерчены без детализации. Отличительными чертами являются: форма туловища, расположение рук и ног, наличие головного убора. Два антропоморфных изображения показаны одиночными. Остальные составляют определенные сюжетные сочетания с тереоморфными, что явно имеет определенное смысловое значение. Из всех антропоморфных фигур 10 изображено контурной линией, 3 фаллические, И без признаков пола, одна изображена в одежде, у четырех, возможно, имеется головной убор. Две фигуры статичные, 12 динамичных. Три фигуры ажурные. Одна — держит в руках лук.

Вышеописанные изображения антропоморфных и тереоморфных родственны по стилистике петроглифам в долинах рек Ангары (д. Сухая Баля, Каменные острова), Лены (Шишкино), Прибайкалья (Саган-Заба), Алтая (долина р. Елангаш), Забайкалья (долина р. Буй, Наушки), Монголии (Хобд-Сомон, ущелье Хавцгайт, Аршан-Хад, Южно-Гобийский аймак, Улан-Хад), которые по датировке А.П. Окладникова относятся к концу II - началу I тыс. до н. э.

Вопрос о датировке писаницы Л.В. Мельникова оставляет открытым. Основанием являются результаты, полученные комплексной научной экспедицией на Шишкинских писаницах (1987 - 1993 гг.). Рядом специалистов из различных областей науки (геологии - МГРИ, химии - ВНИИР, физики - ИГУ, истории - ИОКМ) было установлено следующее. Все изображения, выполненные на скальной поверхности в любой технике, не поддаются датировке физическими методами; датируется собственно геологический материал, т.е. скальная порода.
Лабораторные химические анализы краски, взятой со скальной поверхности красочных изображений, вычленяют краситель (охра, гематит, киноварь) без определения связующих элементов (воды, жира). В процессе визуального обследования на плоскостях скал обнаружено, что значительная часть их имеет очень тонкий (до 0,5 мм) сплошной пленочный налет. Исследования вещества корочки методом инфракрасной спектроскопии показали, что искомым веществом является минерал органического происхождения уэвеллит (СаС2О4Н2О). Проверка результата рентгено-структурным дифрактометрическим методом подтвердила результаты. Уэвеллит не растворяется в воде и играет защитную роль на песчанниках Шишкинских скал. На плоскостях, покрытых уэвеллитом, отслоение корочек происходит значительно менее интенсивно, а собственно скальные корочки сохраняют большую прочность.

Исходя из вышеизложенного, Л.В. Мельникова сознательно не пытается предположить датировку писаницы Миллионного порога путем выявления аналогов.

  Верования
  Божества и обряды
  Костюм шамана
  Камлание шамана
  Святилища
  Писаницы
  Культ писаниц
  Поклонение медведю
  Посвящение оленя
  Посвящение коня
  Онгоны
  Ликвидация шаманизма
  Неошаманизм

Мельникова Л.В. "Тофы". Иркутск. 1994 г.
Окладников А.П. Звери и знаки Ярминского порога. // Звери в камне. Новосибирск: Наука. 1980 г.

Рейтинг@Mail.ru

© 2005-2010  Оленный народ
On-line museum
of East Siberian native peoples
All Rights Reserved. Все права защищены

   Rambler's Top100

 

etnografia@list.ru