Обряд посвящения
оленя
Среди оленей встречались посвященные Даг-Ези
- хозяину гор. Посвящение совершалось
по указанию шамана в случае, если нет
удачи на охоте, семейных несчастий,
падежа оленей, болезней, а иногда на
всякий случай, чтобы снискать себе
расположение Даг-Ези, от которого
зависело все благополучие карагаса, т. к.
он находится во владениях горного
хозяина, властителя тайги.
Шаман, придя к пригласившему его
карагасу, узнавал посредством ворожбы,
что требует Даг-Ези - оленя или коня.
Если оленя, то какой масти и с какими
приметами. Если у хозяина не оказывалось
соответствующего оленя, то приходилось
искать его у других карагас. Шаман указывал
всегда на быка или на матуху, на жеребца
никогда не указывал.
Совершая обряд, шаман вешал оленю на
шею шнурок, к которому были привязаны
разноцветные ленточки из дабы - джаламá.
Шерсть оленя красилась (пестро или в
полоску) красной или желтой охрой или
синькой. Уши прокалывали и вдевали также
разноцветные ленты или лоскуты. После
совершения обряда олень назывался "шаман-олень" - Ыдык. Стадо, в котором
имелись посвященные олени, находилось
под особой охраной Даг-Ези. Такому
оленю не спиливали рога. Зимой
посвященных оленей сразу можно было
отличить по ветвистыми рогам.
Посвященную оленуху можно было доить (доили
женщины), но ездить на посвященном быке
запрещалось не только мужчинам, но даже
маленьким детям. На посвященного оленя
можно было класть только вьюк с "чистыми"
вещами - все принадлежности культа (изображения
духов, джалама, шаманский бубен и все
облачение шамана и т. д.), а также порох,
дробь, свинец, муку, неношеное платье,
материи и т. п. Обувь, поношенную
одежду, шубы, котлы, спальные войлоки -
все это класть было нельзя.
Для посвященного оленя делали особое
вьючное седло - ангарчак. Ангарчак
должен был быть индивидуальным с
другого оленя не использовался. Под ангарчак укладывали чистый войлок, на
котором ни спать ни сидеть было нельзя и
покрывали специально сшитым чепраком.
Обряд посвящения животных с целью
сохранения благополучия рода отмечен
исследователями у многих народов Сибири.
Группа авторов (Э.Л. Львова, И.В.
Октябрьская, А.М. Сагалаев, М.С. Усманова),
раскрывая семантику идеи посвящения
духу-хозяину места животного ыдык,
предполагают, что ыдык (животное духа в
стаде человека) – это воплощение
договорных отношений между людьми и
духами, символ совместного владения
данной территорией. Ыдык – "это
своеобразный маркер "своего"
пространства, символизирующая его
священность".