|
|
Главная страница | |
|
|
Тофы
живут на северных склонах
Восточного Саяна |
|
|
Карагасы в XVII-XX
веках
Древнейшие неолитические памятники на
территории Тофаларии принадлежали
охотникам и собирателям. По названиям рек
можно предположить, что дотюркским
населением этого района были самодийские,
кетские и, вероятно, тунгусские племена. На
рубеже первого тысячелетия н.э. у них
появилось оленеводство. Происхождение же
карагасской этнической группы и начало
формирования хозяйства, в основу которого
легли охота и оленеводство, относятся к
VI-VIII вв. н.э. Но и в дальнейшем, ведя
кочевой образ жизни, карагасы не могли не
подвергаться влиянию соседних племен. Большое
сходство в материальной и духовной
культуре с тюрками Южной Сибири и самоедоязычным населением Северной
Сибири, вероятно, говорит о достаточной
гибкости в культурной преемственности.
Интересно, что по языку карагасы - тюрки, а
по образу жизни, способам хозяйствования
они ближе к народам Севера.
Например, самые
распространенные предметы быта имеют
аналоги с предметами материальной
культуры тувинцев-тоджинцев, алтайцев,
шорцев. Они близки даже по названиям. Духовная
культура и религиозные представления
тофаларов во многом схожи с большинством
культур сибирских народов-шаманистов.
Аналогичные религиозные обряды тофов
имеются у тувинцев-тоджинцев, эвенков,
отдельных групп бурят. Существует аналог и
шаманскому костюму карагасов (тофаларов)
- это костюм тувинцев. По мнению С.И.
Вайнштейна "почти полное сходство
шаманства восточных тувинцев с
карагасским, а также существенные
элементы сходства с шаманством
самодийских народов, в том числе
расселенных на Крайнем Севере (нганасаны),
объясняются участием самоедоязычных
групп в этногенезе восточных тувинцев, а
также ближайшим этническим родством
последних с карагасами".
Кроме того, такая консервативная сторона
духовной жизни, как погребальный обряд,
погребальные конструкции, схожи в
основном с обрядами северных этнических
групп: эвенков, ненцев, якутов. Мельникова
Л.В. предполагает, что тяготение в
погребальном обряде к северу возможно и
есть тот отголосок малоизученной
этнической истории карагасов, отголосок
давних влияний самоедоязычных и
палеоазиатских групп, когда карагасы
территориально находились в
непосредственной близости к ним.
Гипотезы происхождения
Вопрос о происхождении карагасов
сложный и до сих пор остается открытым. Это
был долгий этнический процесс, протекавший
в течение многих веков в Саянах и на
сопредельной территории Южной Сибири.
Очевидно, в конце I-го тысячелетия до н.э. в
этот регион продвинулись самодийские
группы, а не позднее середины I-го
тысячелетия н.э. кетоязычные племена (кетское
влияние прослеживается в родовом составе
карагасов, топонимике и др).
Решающее влияние на завершающем этапе
генезиса карагасов оказали тюркские
племена Туба (впервые этот
этноним упоминается в китайских хрониках
середины I-го тысячелетия в форме Дубó).
По-видимому первыми были тюркизированы
кетские и лишь затем самодийские
родоплеменные группы, участвовавшие в
этногенезе карагасов.
В XIII веке в Саяны проникли и монгольские
группы, которые довольно быстро были
ассимилированы в местной тюркоязычной
среде, но все же несомненно оказавшие свое
влияние на формирование местных этносов. С.И.
Вайнштейн и Н. Бичурин считали, например,
что сложение карагасов в отдельный этнос с
общетюркским языком завершилось только к XIX веку.
И. Георги писал "…Каракассы принадлежат
к небольшим остаткам красноярских народов
Семоядского племени. Статься может, что во
время воинственных беспокойствий
собрались из беглецов, по крайней мере не
упоминается об них... в истории о
завоевании Сибири. Язык их Семоядское
наречие и при том не столько испорченное,
как у многих других остатков Семоядского
племени".
М. Кастрен считал тофов отатарившимися
самоедами или смешавшимися с самоедами качинцами. По его мнению на это указывает
появление у карагас новых родов: Ирге, Тарак, Йогды и Богожи (Богоше). Причем род Богожи
считался чужим, переселившимся вместе с
родами Тулай и Чептей из Тункинского
района.
Кастрен на основании изучения языково-этнографического
материала по северным самодийским и саяно-алтайским
группам выдвинул гипотезу саянского
происхождения самодийских групп.
Советский этнограф, лингвист Г.Н.
Прокофьев, сопоставляя языки, материальную
культуру и этнонимы различных самодийских
групп, подтвердил гипотезу Кастрена.
Д.А. Клеменец отмечал,
что "карагасы говорят тюркским языком,
но у них сохранились еще слова какого-то
древнего языка, вероятно из какого-нибудь
самоедского наречия, обличающее их нетюркское происхождение. Олень,
например, у сибирских тюрков
енисейской губернии называется ак-ких -
белая коза. Для них олень не домашнее
животное, а дикое. Карагас, знавший
оленя с незапамятных времен, называл
его нетюркским словом - эби. У
енисейских тюрков (качинцев, бельтир,
сагаев, кизыльцев, койбалов) не
осталось следов поклонения медведю,
карагасы до сих пор, убив медведя,
хоронят с почестями его голову. У всех
тюрков медведь называется - аба, у
карагасов - ирезэ".
В. Радлов считал, что
тофы находятся в близком родстве с
сойотами или якутами.
Н. Козьмин считал тофов чистыми тюрками.
Л.Н. Гумилев относил их к южносибирским лесным
народам.
Н. Катанов и Н. Аристов приняли тофов за
представителей одного с урянхайцами
племени. Во-первых, потому что оба эти
племени называют себя одинаково – туба,
а во-вторых, потому что наречия их очень
схожи. Считается, что карагасы
обособились от северо-восточных
тувинцев-тоджинцев после 1757 года, когда
с падением Джунгарии Тува была
покорена маньчжурской (дайцинской)
династией Китая. Тогда значительная
часть их осталась на территории
русского государства, на своих
кочевьях в Восточных Саянах, где они
были известны под названием карагасы.
Родственная и длительная культурно-историческая
связь тувинцев-тоджинцев и карагасов
оказалась разорванной почти на два
столетия. Один из родов (Чептей) Катанов
относил к выходцам из Монголии.
Профессор Б.Э. Петри в
свою очередь подтвердил наличие в
языке карагас тюрко-татарского и
самоедского языков.
Однако все ученые почти единодушно
считали, что карагасы - это осколок
некогда существовавшего большого
народа и когда-то занимавшего огромную
территорию - от верховьев Енисея до Тунки.
В середине XX века
новые гипотезы С.И. Вайнштейн, М.Г.
Левин и Ю.Г. Рычков на основе
антропологических и этнографических
данных высказали предположение о
близости тувинцев-тоджинцев, тофов и
западных эвенков, объединенных одним
катангским типом байкальской расы.
О близком родстве саянских народов
также свидетельствовал Б.О. Долгих, проведя
исследования по фиксации сбора ясака
среди народов Сибири. Он подчеркивает, что
в XVII веке карагасы не представляли
какого-либо единства. Они образовывали
самостоятельные роды, один из которых (Югдинский)
вошел даже в состав тувинцев-тоджинцев.
В.И. Рассадин, изучая язык тофов,
наметил основные этапы его
исторического развития. Он считает, что
первоначальным ядром предков тофов
являлись какие-то кетоязычные роды,
перенявшие язык древних тюрков.
Позднее к ним примкнули самоедоязычные.
Тюркский язык у них очевидно сложился
до XIII века, возможно, в VI – VIII веках, во времена тюркского каганата
при господстве тюрков-тукюэ. Затем тофы
попали под влияние уйгурского
каганата, государства кыргызов,
монгольской империи. А в XVII веке
русские застали тофов данниками
западно-бурятских князцов. С XVII века
тофаларский язык испытывает мощное
влияние русского языка. Кроме того, В.И.
Рассадиным и В.М. Неделяевым в языке
тофов были обнаружены целые пласты
лексических заимствований из древнего
и современного монгольского языка,
тунгусских языков, а так же какие-то
древние рудименты более древних языков,
следов которых не обнаружено в говорах
других народов Центральной и Северной
Азии.
Группа исследователей
Э. Львова, И. Октябрьская, А. Сагалаева и
М. Усманова как бы подводят черту под
предположениями исследователей первой половины XX
века: «Тюркоязычные народы Южной
Сибири: алтайцы, хакасы, тувинцы, шорцы
и тофалары составляют коренное
население Саяно-Алтайской историко-этнографической
области. Эти народы близки по
происхождению, культуре и этнической
истории, их языки входят в восточно-хуннскую
ветвь тюркских языков…»
Также существует
версия, что тофалары, тувинцы-тоджинцы,
окинские сойоты и монгольские цаатаны (духа)
являются осколками некогда единого
реликтового саянского этноса, основой хозяйства которого была
охота и оленеводство.
|
|
|
|
|
|
Гипотезы происхождения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мельникова Л.В. "Тофы".
Иркутск. 1994 г.
Вайнштейн С.И. Энциклопедия
народы России. 1994 г. стр. 335-337.
Вайнштейн С.И. Тувинское
шаманство. М.: Наука, 1964 г. стр.16.
Газета "Сибирь" №48, стр.10,
ст.I, 1885 г.
Известия Восточно-Сибирского
отдела Императорского Русскаго
Географическаго Общества. Том XX, №1,
1889 г. "Предварительныя сведения об
экскурсии Д. А. Клеменца в Ачинский и
Канский округа (Ачинск 22 сентября 1888
г.).
Георги Иоганн "Описание
всех обитающих в Российском
государстве народов и их житейских
обрядов, обыкновений, одежды, жилищ,
вероисповеданий и прочих
достопамятностей". Часть третья,
о народахь самоядских, манджурских и
восточных сибирских. В Санкт-Петербурге,
при Императорской Академии наук, 1799
года.
Миротворцев К.Н. Карагасы:
Статистико-экономический очерк.
Иркутск, 1921 г.
Радлов В. Из Сибири:
Страницы дневника. М.: Наука, 1989 г.
Катанов Н.Ф. Поездка к карагасам в
1880 году // Зап. Русского геогр., о-ва.
Отдел этнографии. СПб., 1891 г. Т.17. вып.2.
Этнографические очерки
"Народы Сибири". 1956 г.
Вайнштейн С.И. Проблема
происхождения оленеводства в
Евразии. Роль саянского очага в
распространении оленеводства в
Евразии// Советская этнография. 1971
г. №5.
Рычков Ю.Г. Материалы по
антропологии западных тунгусов //
Антропологический сборник. М., 1961 г.
Рассадин В.И. Этапы истории
тофаларов по языковым данным // Мат.
конференции "Этногенез народов
Северной Азии". Новосибирск, 1969 г.
Вып.1.
Львова Э.Л., Октябрьская И.В.,
Сагалаев А.М., Усманова М.С.
Традиционное мировоззрение тюрков
Южной Сибири. Новосибирск: Наука.
1988 г.
|
|