Главная страница
 

Вернуться к началу

Тофы живут на северных склонах
Восточного Саяна


Карагасы

"Среди многочисленных народов, населяющих Сибирь, имеется два небольших племени, представляющих как бы реликтовую культуру - это карагасы и окинские сойоты. Окруженные скотоводческими и земледельческими народами под 52°-53° северной широты, на уровне Киева, Варшавы, Берлина и Лондона, они со своими полярными прирученными оленями кажутся таким же отпрыском культуры приполярных областей, как и окружающий их ландшафт: высокогорная тундра с характерной полярной флорой и фауной, приютившаяся на самых вершинах Саян, выше линии леса под вечными снегами, их летние кочевья, горная тайга, с черными кедровниками, с угнетенным лесом замшенных деревьев, с каменистыми россыпями и болотистыми долинами горных речек их зимние и осенние кочевья. Оленеводы по способу передвижения и охотники по форме хозяйства, их хозяйство построено на добыче пушнины". Так охарактеризовал карагасов и сойотов в начале ХХ века профессор ИГУ Б.Э. Петри, многие годы посвятивший изучению этих племен. 

Оленеводство и охота – исконные занятия Тофаларов. Они прекрасные следопыты. Умение читать книгу тайги передается из поколения в поколение. Тофы умелые оленеводы и великолепные охотники, у них весьма мудрое представление об устройстве жизни и их собственном месте в этом мире.

Племя "Черного гуся"
К приходу первых казаков в долину реки Уды в этих местах кочевало племя с тотемическим названием  карагасы или "Черные гуси", когда-то так назывался один из родов, а позднее это имя распространилось на все племя. Имея в основе хозяйственной деятельности охоту и оленеводство, карагасы вели кочевой или полукочевой образ жизни. Как широко простирались в те времена их владения, откуда они сюда пришли, остается до сих пор не известно.

Русские застали карагасов данниками западно-бурятских князцов. И с середины XVII века (с 1648 года) карагасы попали уже под контроль Российского государства, которому ежегодно выплачивали установленный налог (ясак) пушниной.
На разных этапах истории, являясь данниками или киштымами более сильных  экономически соседних этносов, карагасы всегда сохраняли нейтралитет в межплеменных отношениях. Занимаемая таежная (Присаянье) и горно-таежная (Восточный Саян) территория позволяла им достаточно свободно мигрировать с запада на восток и в обратном направлении, уходя от напиравших соседних племен, в тоже время предоставляя возможность восстановиться таежным участкам, где проходил охотничий промысел и находились основные оленьи пастбища.

Более полные данные о карагасах начинают появляться лишь со второй половины XIX - начала XX веков. В этот период многие исследователи занимаются изучением их языка, быта, хозяйства и т.п.
Параллельно исследователям в конце XIX века  в родовые охотничьи угодья карагасов начали проникать пришлые люди с царскими грамотами на право охоты, а то и просто браконьеры. Кроме того, в карагасские земли активно вторгаются заимщики, купцы, золотопромышленники. Все больше и больше вытесняя карагас с их земель. В связи с этим на суглане происходил ежегодный передел тайги или охотоугодий, так как родовые границы этих угодий были нарушены. Карагасы уходили все дальше в глубину горно-таежного района, к Джуглымскому и Удинскому хребтам. К конце XX века они уже не владели той большой и удобной территорией, которая в настоящее время входит в состав Красноярского края, Нижнеудинского и Тулунского районов, то есть предгорьями Восточного Саяна. 
По опросным данным, собранным в 1914 году Никифором Владимировичем Овчинниковым, карагасы кочевали к югу от оседлых поселений Енисейской и Иркутской губерний по рекам Кизиру, Казыру, Туманшету, Тагулу, в бассейнах верхнего течения Бирюсы, Уды, Кана, Гутары, Ии, Зимы и на левой стороне бассейна реки Оки. То есть уже к началу XX века карагасы (тофалары) занимали почти ту же территорию, на которой проживают сейчас.

До XX века карагасам удавалось сохранять созданную культуру и кочевую форму хозяйственной деятельности. Однако с 1930 года, они попадают под влияние государственных экономических процессов и проектов новой власти, которые в первую очередь значительно повлияли на прежние формы хозяйства и самобытную культуру. Один из примеров этого - : новое имя, которое взяли себе карагасы - тофалары, от самоназвания тофа (тофа - человек), по-тофаларски - тоъфа. С этих пор название карагасы, тофы стали считать обидным (очевидно, представители советской власти убедили карагасов, что человек не может называться "звериным" именем). Территория (ранее Карагасия), где они проживали и проживают с 1934 г. получила официальное название Тофалария.

Нынешние тофалары уже не ведут кочевой образ жизни и живут в трёх организованных советской властью в 20-х годах ХХ века поселках: Алыгджёр, Нерха и Верхняя Гутара. Села эти расположены в самом сердце Тофаларии на территории Нижнеудинского района Иркутской области. Добраться туда возможно только на вертолете и связаться только по рации.

Говорят тофы на тофаларском языке уйгурской подгруппы тюркской группы алтайской семьи. Родственны восточным тувинцам-тоджинцам, от которых они, вероятно, обособились после 1757 г., когда Тува была подчинена Маньчжурской империи, а предки тофаларов вошли в состав Московского государства и остались на территории Российской империи, испытав влияние русской культуры. По языковым особенностям (говору) и расселению тофалары делились на западную и восточную группы. В настоящее время 55,5% населения считают родным языком русский. 

Сегодня тофалары самый малочисленный народ в России. Находится на грани вымирания, по переписи 2002 года - 654 человека, из них чистокровных - 320 человек. Примечательно, что, начиная с конца XVII века (с начала появления ведомостей о сборе и распределении ясака) и по 1925 год (до начала кардинальных изменений в жизни тофов), их численность практически не менялась и колебалась в пределах 400-500 человек. Такая малая численность отдельного народа удивительна. Ни в летописях, ни в архивных данных  нет указаний на какую-либо массовую гибель карагасов. По-видимому, русские, придя в Присаянье, уже застали этот народ в состоянии, близком к современному, и  уменьшение  их численности произошло задолго до покорения Сибири. Однако советский период оставил неизгладимый след в судьбе народа, лишив тофов их исконного хозяйства и образа жизни.

Сегодня в Тофаларии почти не осталось оленей, обедневшая  тайга уже не может обеспечить тофаларскую семью даже самым необходимым.

  Карагасы
  Гипотезы       происхождения
  Внешность и характер
  Язык
  Роды и группы
  Землевладение
   Соседи карагасов
  Ясак
   Суглан
  Шуленга
  Статистика численности
  Хроника событий
  Хроника исследований
  Эпидемии
  Алкоголь
  Тофы сегодня

Полярная энциклопедия школьника "Арктика - мой дом: Народы Севера Земли"
Петри Б.Э. Этнографические исследования. Среди малых народов в Восточных Саянах (Предварительные данные). Иркутск. 1927 г.
Мельникова Л.В. "Тофы". Иркутск. 1994 г.

Рейтинг@Mail.ru

© 2005-2010  Оленный народ
On-line museum
of East Siberian native peoples
All Rights Reserved. Все права защищены

   Rambler's Top100

 

etnografia@list.ru