Хроника
исследований
Первые краткие сведения о карагасах
появляются в конце XVIII века в описаниях С. Палласа (в
1788 году) и И.
Георги (в 1799 году).
В 40-е годы XIX века ученый-языковед М.А. Кастрен отправился из Франции
в неизведанные сибирские земли. Академик А.И. Шагрен дал молодому
ученому инструкции и свою программу исследования Сибири. В течение 15
лет Кастрен вел исследовательскую работу. В 1849 году он посещает
карагас. Итогом работы стал «Опыт грамматики койбальского и карагасского
диалектов». Этот труд открыл эпоху новой научной отрасли – тюркологии.
Все эти годы Кастрен не жалел ни себя ни своих информаторов, работая до
полного изнурения. Все это подорвало его здоровье, и в 1852 году он
скончался. (Однако его труды остаются недоступными Русскому читателю и
сегодня).
В 1863 году В.В. Радлов доходит до кочевий карагас на р. Кан. Он пишет
сжатый и интересный очерк о карагасах.
В 1880 году свою поездку к карагасам описал Н.Ф.
Катанов.
В 1888 году о карагасах пишет Д.А. Клеменец, посетив
Ачинский и Канский округи по заданию Восточно-Сибирского отдела
Императорского Русского Географического Общества.
В 1908 году Тофаларию посещает В.Н. Васильев и публикует прекрасную
статью в журнале «Этнографическое обозрение». В
1909 году в Иркутский областной краеведческий музей поступил
первый материал о карагасах. Это были 4 фотографии (фотограф не известен)
снятые на суглане, проходившем на р. Рубахиной в 1901 году. В
1910 году от Г. Трофимова в фонды музея поступили образцы
летней берестяной покрышки, модели инструментов для выделки шкур, мерка
для пороха из рога изюбря, каменный брусок для разглаживания бересты. В 1914
году И.А. Евсениным в музей были сданы карагасские курительные трубки,
пучок бересты и травы арсай, употребляемые шаманом во время камлания.
В 1914 году на суглане присутствует Н.В. Овчинников и занимается
подворной переписью. Его материалы обрабатывает и издает профессор К.М.
Миротворцев.
В 1914-1916 годах Департамент
земледелия организует Саянскую экспедицию. Руководит ей охотовед Д.К.
Соловьев. В результате возникает проект заповедника. Но революции 1917
года и переворот в Сибири 1918 года все затормозили.
В 1919 году Красноярский этнограф И.А. Евсенин публикует небольшую брошюру и статью о карагасах с целью
привлечь внимание Сибирского временного правительства к их нуждам, но
все безуспешно.
В 1922 годе Евсенин опять пытается привлечь внимание к наболевшим
проблемам в очередной статье.
Наконец, власти Восточно-Сибирского края заинтересовались проблемой
коренных народов своего региона. В апреле 1925 года при губисполкоме был
организован Комитет содействия народностям северных окраин, его
председателем был назначен Б.Э. Петри. Летом он совершил большую
экспедицию по Тофаларии. Здесь Петри впервые реализовал свою методику
«сплошного обследования». Вторую поездку к тофам Петри совершил в декабре
1925 года и присутствовал на суглане.
«Сплошное обследование»: В каждом чуме Петри подробно записывает все
доходы и расходы. Обследуя хозяйство за хозяйством он учитывает каждый
кирпич выпитого чая, освидетельствован каждый ребенок, записана каждая
убитая белка и т.д.
В ноябре 1927 года из Карагасии вернулась экспедиция С.
В. Керцелли, проводившая там устройство охотхозяйства.
В 1929 году Борис Чудинов, Журналист из Москвы сплавился от Алыгджера на
деревянной лодке по реке Уде. Чудинов единственный человек, описавший
камлание тофаларского шамана. Он так же был и первым туристом побывавшим
в Тофаларии.
В 1952 году антропологические обследования тофов проводил профессор
Московского университета М.Г. Левин.
В 1957 году этнография тофов привлекла внимание зарубежных ученых из
ГДР.
В 1958 году в Тофаларию отправляется венгерский этнограф В. Диосеги. Он
интересовался в первую очередь шаманизмом.
В 1960 году выходит труд историка и этнографа Б.О. Долгих «Родовой и
племенной состав народов Сибири в XVII веке», в котором многие страницы
посвящены тофам.
В начале 1960-х годов под руководством профессора ИСХИ В.Н. Скалона
охотничье хозяйство тофов обследуют его ученики молодые охотоведы Р.
Сухов, В.И. Филь, С.Б. Помишин. В связи с перестройкой средней школы,
начатой Н.С. Хрущевым в 1960 году. А.Н. Захлебный и В.И. Филь поднимают
в печати проблему об особенностях производственного обучения в школах
Тофаларии.
Летом 1962 следующая экспедиция в составе трех человек под руководством Г.М.
Зайцевой (Георгиевской). Экспедиция собирает экспонаты для Иркутского краеведческого музея, так как
большая часть хранившихся в запасниках экспонатов находилась в плачевном
состоянии. Однако на этом дело и закончилось. Ни музей, ни
государственные органы тогда не видели необходимости в продолжении
исследований Тофаларии. Казалось, что никаких проблем с тофами нет: ведь
они находятся на полном государственном обеспечении, с пережитками религии
покончено, все грамотны, участвуют в художественной самодеятельности.
В 1963 году появляется интересная и ценная работа П. Дыренковой
«Тофаларский язык».
В 1964 году Н.К. Молотковым была открыта археологическая стоянка около
пос. Алыгджер, в устье Кара-Бурень.
В том же 1964 году в Тофаларии работает экспедиция В.И. Рассадина.
В 1965 году к работе Рассадина подключается его наставник и консультант
В.М. Неделяев. Были обнаружены в языке тофов целые пласты лексических
заимствований из древнего и современного монгольского языков, тунгусских
языков, древнетюркских языков орхоно-енисейских памятников письменности,
а так же какие-то древние рудименты более древних языков, следов которых
не обнаружено в говорах других народов Центральной и Северной Азии.
В 1965, 1969 годах антрополого-генетические исследования тофов
проводились московскими специалистами под руководством Ю.Г. Рычкова.
В 1966 году Тофаларию посетил научный сотрудник Института этнографии АН
СССР С.И. Вайнштейн с целью изучения родовой структуры тофов и выявление
этнических связей с Тувинцами. Его спутник Я.В. Чеснов изучал охотничий
промысел.
В 1971 году публикуется большое исследование Е.Д. Прокофьевой,
посвященное шаманским костюмам народов Сибири. В нем рассматриваются и
материалы по тофаларскому шаманизму.
В 60-70-е годы характеризуются своеобразным валом разнообразных
публикаций о Тофаларии.
В 1972 году в Алыгджер была направлена для сбора материала научный
сотрудник А.К. Шубина. В связи с открытием в 1970 году филиала
Иркутского областного краеведческого музея (Музея деревянного зодчества на 47-м км
Байкальского тракта) и проектом создания в нем «тофаларской зоны». Но
экспозиция так и не была создана.
В сентябре 1972 года Тофаларию посещает доцент кафедры журналистики
Иркутского университета Р.А. Шерхунаев с целью сбора тофаларского
фольклора.
В 1975 и 1977 годах в Кызыле выходит монография Шерхунаева «Сказки и
сказочники Тофаларии».
В 1978 году по инициативе Шерхунаева издается библиографический словарь
«Советская Тофалария», насчитывающий 380 названий книг и статей.
В 1983-1986, 1989 годы экспедиции под руководством Л.В. Мельниковой. В
результате собран уникальный материал.
В 1989 году Рассадиным был издан «Букварь» для маленьких тофов на родном
языке.
В 1994 году Л.В. Мельниковой издана книга "Тофы".
В 2004
году наконец начато создание экспозиции «тофаларской зоны» в Музее
деревянного зодчества на 47-м км от Иркутска по Байкальскому тракту.
|