Разделение по
родам и группам
У карагасов существовало деление на
несколько кровных экзогамных родов.
Род или улус назывался - нjон (нён).
Каждый род вел свое происхождение от
одного общего мифического предка, имел
свою территорию расселения, родовое
имя, родовые святилища. Поэтому
считалось, что все люди одного нjон'а -
родня (урук-бар); все не принадлежащие к
нjон'у, то есть не сородичи - xapa-геше (кiшi).
Каждый нjон делился на еще более тесные
родственные ячейки - патронимии (аалы)
или фамилии (аiмак), все однофамильцы
назывались нjунгoc аiмак.
нjунгoc аiмaк - шибко родня,
урук-бар - мало-мало родня,
хара-геше - не родня вовсе.
В свою очередь каждая патронимия (аалы) делилась на
отдельные малые семьи - ёг ишти или кости ("сюки" по сообщениям Д.А.
Клеменца), которые вели свое происхождение от одного предка по
мужской линии и имели в своей собственности оленей, орудия промысла,
утварь, жилище, одну фамилию и т.п.
Устройство рода выглядит так:
Несомненно, старинное деление по
родам, согласно которому
регламентировались брачные нормы, родовой быт,
административное управление и даже
землевладение, породило древние
исторические и экономические причины,
но уже в начале XX века такое разделение
почти совсем утратило свое
экономическое значение. Род
представлял собой слишком
малочисленную единицу, чтобы связывать
своих членов хозяйственными узами. К
тому же хозяйства - составные части
этих родов - все тесно перемешались, а
древнее землевладение, связанное с
родовой территорией, как известно,
нарушилось.
Сегодня в Тофаларии еще сохраняются
некоторые черты родового быта, в том
числе осознание своей принадлежности
к той или иной родоплеменной группе.
Большинство исследователей,
занимающихся различными вопросами
истории тофов, отмечали, что по своему
административному устройству
карагасы разбивались на три группы и 5
родов: Кара-Иогдо, Чогдо, Хааш, Сара-Хааш
и Чеептей.
Но С.И. Вайнштейн по результатам
исследований среди коренного
населения в 60-х годах. XX века
возвращается к утверждению М.
Кастрена о наличии среди карагас в
середине XIX в. таких родовых названий,
как Ирге, Тарак, Тулай и Богоше и
доказывает, что до начала XX в. карагасы
все же делились на восемь родов: Кара-Иогду
(Кара-Йогды), Чогдо (Чогду, Чогды),
Чеептей, Сара-хааш (Сары-хаш), Кара-хаш,
Тырк-хаш (Тарк-хаш), Ирге-хаш и Тенек-хаш.
Тем не менее все эти восемь
карагасских родов входили в пять
административных единиц "Удинской
землицы" и согласно русской
административной терминологии
назывались "улусами". Это деление
на пять "улусов" было введено
русской администрацией в XVII в.,
вероятней всего, без учета родового
состава.
Ряд исследователей (Ю. Штубендорф, Н.Ф.
Катанов, К.Н. Миротворцев, М.Е.
Золотарев, Я.Н. Ходукин, Б.О. Долгих)
параллельно родовым названиям сообщают и
названия улусов:
Карагасский (Ссарых-хаш) в него
входили роды: Сара-хааш (др. названия -
Сары-хаш, Ссарых-хаш) и Кара-хаш.
Кангатский (Хааш
др. названия - Хаш, Каш, Хаш-тар) в него
входили роды: Тырк-хаш (Тарк-хаш), Тенек-хаш
и Ирге-хаш.
Сильпигурский
или Сюльбюгурский (Акъдьяуда)
в этот "улус" входил род Чогду (др.
название - Чогдо, Чогды).
Удинский или Югдинский
(Карадьяуда) в него входил род Кара-Иогду
(др. названия - Кара-Йогды, Кара-Чогду,
Кара-Иогдо)
Маньчжурский (Дептейлер)
в этот улус входил род Чеептей (Чептей)
Отдельные патронимии выявленные С.И.
Вайнштейном распределялись по восьми
родам следующим образом:
Сары-хаш: Калдыный-аалы,
Балыкай-аалы, Мамокай-аалы;
Кара-хаш: Ырел-аалы;
Тырк-хаш: Торгой-аалы;
Тенек-хаш: Буктурбай-аалы;
Ирге-хаш: Саагай-аалы;
Чогду: Амостай-аалы, Мухай-аалы,
Тобулай-аалы, Буучей-аалы, Киштей-аалы,
Хыкый-аалы, Андылай-аалы, Хыямай-аалы;
Кара-Йогду: Тайга-аалы,
Хого-аалы, Отрум-аалы, Мухай-аалы;
Чептей: Тулай-аалы,
Алаштайга-аалы.
Группы родственных малых семей,
входящих в каждую патронимию, были
связаны экономически и идеологически
(в сфере культа). Объединение семей в
основном происходило в весенне-летние
месяцы при - совместном выпасе оленей,
разделение - зимой, когда каждая семья
охотилась в своих угодьях.
Часть патронимии состояла из семей,
носивших одну фамилию. Так в Саагай-аалы
входили лишь Сагановы, в Ыреал-аалы -
только Ыреяковы, в Хыямай-аалы - только
Холямоевы, в Тулай-аалы - Тулаевы. Но
были патронимии, в которые входили
семьи, носившие разные фамилии.
Например, в Тайга-аалы входили Токуевы
и Унгуштаевы, в Хого-аалы - Арактаевы,
Изотовы, Баканаевы и т.п.
С.И. Вайнштейн предположил, что
существование в пределах одной
патронимии семей с разными фамилиями
отражало процесс их разрастания и
постепенного образования новых
патронимий, возникших на основе
генеалогических групп с одной
фамилией.
Образование родов с указанием фамилий
раскрывается в легенде -
"Чогду",
записанной Н.Ф. Катановым в 1890 г. и Р.А
Шерхунаевым в 1972 г.
Н.Ф. Катановым также приводятся и
другие предания, в которых
указывается происхождение остальных
родов. Так в предании "Кость Чептей"
говорится, что люди этой кости пришли
в Саяны из земли народа адай (монголов).
В другом предании говорится, что кость
Сарыг-Каш находится на р. Тэрий (Гутаре),
"люди этого племени и теперь живут
на той же земле". Кость Каш
находится у озера Эргелиг выше
верховьев р. Уды (на юге).
Каждый род занимал большую
территорию, в пределах которой
осуществлялись охота и содержание
оленей. Профессор Б.Э. Петри,
посетивший Тофаларию (Карагасию) в
1925 году, выделил три группы
карагасов по основным территориям
их расселения:
Три группы карагас
Карагасы, кочуя в поисках пушнины и
совершая бесконечные петли по своей
обширной территории, делились на две
основные группы - восточную и западную.
В начале XX века западная имела еще
одну маленькую, оторвавшуюся от
своего ядра, подгруппу из 9 хозяйств - Гутаринскую.
Образование групп было обусловлено тремя факторами:
1) традиционная
связь со своим родом, которая обуславливает и традиционное отношение к
территории, принадлежащей роду. (Этот фактор остается незыблемым, но
имеет только историческое значение);
2) охотничьи
угодья для каждой семьи в отдельности. (Этот фактор изменчив. В связи
с падением промысла в восточной части карагасского хозяйства и натиска
конкурентов в лице окинских бурят и тулунских новоселов происходил
некоторый отлив отдельных хозяйств из восточной группы в западную);
3) тяготение к "потребиловкам"
(Потребительским Обществам). Потребиловки
являлись главным стержнем, вокруг
которого строилось хозяйство
карагас, группируя их, являясь как бы
центром орбит их кочевок. В связи с
этим, вокруг двух потребиловок,
работавших среди карагас в 20-х годах
XX века, образовались две группы:
восточная, тяготеющая к Сасырке и
западная, тяготеющая к Нерхе. С
открытием в 1924 году на реке Морхое,
притоке Гутары, фактории Канского
общества потребителей, образовалась
маленькая подгруппа из 9 хозяйств,
оторвавшись от западной. Эта
подгруппа, являясь самой дальне-западной,
промышляла по рекам Гутаре,
Туманшету, Агулу и Тагулу. Она была
наименее обеспечена оленями и
благодаря работе фактории получила
возможность держаться круглый год в
лучшем западном охотничьем районе.
Лучше всего работала фактория в
Сасырке, построившая школу, чем и
притягивала в свой район больше, чем
другие. Таким образом, потребиловка
толкала на восток, богатство
промысла на запад. В связи с этим
число хозяйств ежегодно менялось.
Тем не менее, был еще другой фактор,
который также влиял на перемещение
карагас. В 1926 году вследствие
бурного натиска русских и бурятских
промышленников на восточный район 9
хозяйств частично оторвались от
восточного района и начали
перебираться в западный, промышляя
в западном районе, а продукты
забирая и в Нерхе и в Сасырке.
Немало способствовало уходу
карагас из восточного района и
некоторое улучшение Усть-Нерхинского
отделения Н-Удинского
Потребобщества.
Восточная группа.
В отношении родовой принадлежности
восточная группа состояла главным
образом из рода Кара-Иогдо,
исконные владения которого
раскинулись по р. Ие. Ни один член рода
Кара-Иогдо не перешел в западную
группу. Род Кара-Иогдо - 28 хозяйств. К
восточной группе присоединился род Чогдо,
что вполне понятно, так как его земли
ближе всего примыкают к землям рода
Кара-Иогдо. В Род Чогдо входило - 11
хозяйств. Наконец к восточной группе
присоединилось 2 хозяйства из рода Хааш,
1- из рода Сара-хааш и, наконец, из
дальнего рода Чеептей
- 1 хозяйство (сведения 1925 года).
Восточная группа граничила с
окинскими бурятами и сойотами. Была
связана с ними тропами через р.
Большой Шибит в вершину реки Ии и Оки.
Западная группа.
Эта группа состояла из
представителей четырех родов,
обитающих по Уде и Бирюсе с притоками.
В нее вошли от рода Чогдо
14 хозяйств, от рода Хааш
-15 хозяйств, от Сара-хааш - 5
хозяйств и, наконец, от рода Чеептей
-11 хозяйств. Если мы взглянем на карту,
то убедимся, что несмотря на
перемещения, которые испытали
карагасы, они все же группируются
преимущественно около своих старых
родовых земель. Род Чогдо, выделивший
в восточную группу 11 хозяйств,
является пограничным с владениями
рода Кара-Иогдо. Отсюда понятно, что
именно он дал наибольший процент хозяйств,
тяготеющих к Сасырке. Остальные роды
дали очень мало восточной группе,
главное ядро осталось на западе (сведения 1925 года).
Гутаринская подгруппа.
"Гутаринская подгруппа в большей
своей части откочевала на р. Гутару
сравнительно недавно",- пишет
профессор Петри (1925). Она состоит из 6
хозяйств: от рода Чогдо
- 3 фамилии и по одному хозяйству от
остальных трех родов - всего 9
хозяйств. Представители рода Чогдо
здесь живут всего третье поколение.
Одну фамилию сюда привела женитьба
на представительнице рода Хааш. Две
другие фамилии зашли сюда в поисках
промысла. Род Хааш,
владевший ранее так же и вершиной р.
Гутары, имел в 1925 году здесь только
одного представителя. Род Сара-хааш,
включавший в свои владения также и
среднее течение р. Гутары, имел здесь
тоже только одного представителя и,
наконец, род Чеептей,
которому раньше принадлежали угодья
по нижнему течению Гутары, имел здесь
тоже только одного представителя.
Остальные представители прежних
владельцев Гутары кочевали вместе с
западной группой и на Гутару
заходили только на период промысла.
Образование Гутаринской подгруппы
всецело было обязано двум факторам -
бедности оленями членов этой
подгруппы, не дающей ей возможности
кочевать вместе с остальными
сородичами и открытием на Гутаре
потребиловки (сведения 1925 года).
Гутаринская подгруппа была
связана скотогонными тропами с
родами северной Тоджи. Как отмечал
Д.К. Соловьев, тракт проходил
вверх по Амылу и по верховьям Енисея
в Урянхайском крае и выходил на Уду.