Алкоголь
История спаивания коренных народов очень похожа одна
на другую. С приходом колонизаторов в племена приходил и алкоголь. Так же
произошло и в Карагасии. Русские купцы, а так же все те кто хотел
поживиться за счет карагас быстро смекнули, что нет необходимости вести
честную торговлю среди аборигенов. Достаточно было лишь напоить
охотника и он сам за бесценок отдавал (за водку) добытую с таким трудом
пушнину. Купцы и разные проходимцы в Карагасии очень широко развернули
свою деятельность и даже стали называться карагасниками.
Алкоголь в огромном количестве
завозился на суглан. С ярмарки охотник возвращался в тайгу
ограбленным. Вся его сезонная добыча за бесценок переходила к купцам. На
суглан кроме купцов вино привозил урядник собиравший ясак, даже священник
приезжавший на суглан не брезговал поменять на вино карагасскую пушнину. Но
это было еще не все, в тайге карагасов поджидали другие хищники, купцы-заимщики. Они хорошо знали, что охотника на ярмарке
обдерут как липку, поэтому они запасали муку, соль, чай, порох, свинец и
обязательно водку. Все это давалось карагасам в кредит под
будущую пушнину. Это был ничем не прикрытый грабеж
полудиких людей.
Торговля вином шла так бойко, что ей занимались все кто так или иначе
присутствовал в Карагасии. Кроме упомянутых карагасников, вино продавали и
на многочисленных приисках. Доход некоторых из них в основном складывался
из торговли вином для карагас, чем непосредственно золотодобычей. В начале ХХ века расселившиеся новоселы (так называемые хохлы) на участках, прилегающих к карагасской территории, гнали самогон в
таком огромном количестве и завозили его в тайгу, что вынуждены были
продавать по 1 белке четверть (дешевле, чем в городе!) или на деньги -2 р.
Такой конкуренции не выдержали даже карагасники.
- "Самогонка дешевая стала - весело живем",
- рассказывал профессору Б.Э. Петри Мухаев II-й (пьяница карагас). Рассказывал
также, как хохлы возят в тайгу лагуны с самогонкой в кулях с мукой, обманывая тем
сельскую милицию.
"Карагасы пьют не так, как русские"- писал Б.Э. Петри.
- "Каждый хранит свою бутылку за пазухой. Собираются в кружок, вынимают деревянную плоскую чашку и один из участников наливает немного из своей бутылки и угощает. Чашка обходит круговую. Далее угощает следующий из своей бутылки. Если у кого вино уже вышло, он принимает участие в общем веселии, не давая своей доли. Таким образом, удовольствие растягивается надолго и достигается меньшим количеством вина большее состояние опьянения".
Советская власть выгнала из Карагасии всех
карагасников и им подобных и поначалу казалось что жизнь здесь полностью
изменилась. Хозяйственный
карагас Шипкеев и еще несколько собеседников так характеризовали Б.Э.
Петри
"современный" (1925 г.) суглан: "Раньше веселее суглан был, шибко гуляли. Теперь
караулят. Теперь лучше, раньше все пропивали, многие хворали,
умирали другие; потом было плохо, голодные оставались. Теперь лучше,
веселья настоящего нет, зато белка целая в суме сидит".
Но постепенно все вернулось в прежнее русло. В
поселках куда были заселены карагасы в магазинах продавалось спиртное в
тех же количествах, только поводов для пьянства у населения стало больше.
Лишенные привычного уклада и даже привычных вещей оторванные от тайги и
своей религии карагасы (с 1930 года тофалары) стали пить еще больше.
В колхозах при
существовавшей системе и уравнительной оплате труда, когда человек
еженедельно авансировался 50 рублями еще тех денег, их хватало лишь на
бутылку спиртного, а чаще - пару флаконов одеколона, пяток пачек чая да
десяток буханок хлеба.
Разными комиссиями курировавшими положение в Тофаларии
неоднократно отмечалось о большом завозе водки. Только за первое полугодие
1959 года на
каждого взрослого было продано спиртного приблизительно на 1 000 руб.
([1], протокол № 3 от 27.07.59).
В 1961 г. было введено ограничение
продажи спиртных напитков, а в 1962 г. отмечалось, что в связи с ограничением
продажи спиртных напитков отмечены
отравления одеколонами ([2], протокол №
11 от 27.01.62). В случае даже маленького перерыва, тофы начинали пить
всякие суррогаты, кушать все, вплоть до зубной пасты. После "горячего"
привоза производственная деятельность в поселках замирала ровно
настолько, насколько хватало спирта.
В 1965 г. исполком принял решение «О порядке
торговли винно-водочными изделиями» (проработка
письма облпотребсоюза): «продавать с 4-х
часов дня, кроме воскресенья. Запретить
продажу пьяным лицам и из дома в
вечернее и ночное время. За нарушение
правил торговли — штраф (сумма не
обозначена)» ([3], протокол № 3 от 14.07.65).
Через год, в 1966 г., облпотребсоюз
выделяет фонды, согласно доходам
тофаларского райпо с учетом
особенностей района, ежегодно в
пределах 15 000 декалитров спиртных
напитков. Оговаривалось, что продажу
следует производить, следуя
установленному минимуму для
тофаларского райпо, т.к. сокращение или
прекращение продажи винно-водочных
изделий может вызвать усиленное
самогоноварение ([3], выписка из
протокола № 21 от 14.06.66).
О пьянстве тофов говорят все кто когда-либо бывал в
Тофаларии. Рассказывают туристы, журналисты, различные экспедиции, даже
соседствующие окинские буряты говорят: "тофы сильно пьют". Попав однажды под влияние сильной культуры
пришлого населения, жизнь тофов была полностью исковеркана
нововведениями, а само население умышленно спаивалось. Основной задачей
любой торговли и любой власти было выкачать как можно больше пушнины с
коренного населения любыми средствами. Так умышленно шаг за шагом была
сформирована приверженность к алкоголю у этого маленького народа.
У коренных народов, знавших алкоголь только в виде
перебродившего молока, в процессе эволюции появился иной фермент, чем у
оседлых европейцев, имеющих давнюю традицию производства более крепких
напитков из винограда и зерна. Ученые установили, что организм у
аборигенов абсорбирует в кровь на 50% больше алкоголя в момент пика, а
расщепляет его в процессе метаболизма гораздо медленнее. Вот и
получается, что напиваются они сильнее и похмелье у них проходит
тяжелее. К тому же, подвергаются большему риску приобрести алкогольную
зависимость. Спирт, попав на свежее поле, начинал убивать нервные
клетки, печень, весь желудочно-кишечный тракт, сердечно-сосудистую
систему.
История алкоголизма теперь является неотъемлемой
частью самой истории тофаларского народа.