Главная страница
 

Вернуться к началу

Тофы живут на северных склонах
Восточного Саяна


Алкоголь

История спаивания коренных народов очень похожа одна на другую. С приходом колонизаторов в племена приходил и алкоголь. Так же произошло и в Карагасии. Русские купцы, а так же все те кто хотел поживиться за счет карагас быстро смекнули, что нет необходимости вести честную торговлю среди аборигенов. Достаточно было лишь напоить охотника и он сам за бесценок отдавал (за водку) добытую с таким трудом пушнину. Купцы и разные проходимцы в Карагасии очень широко развернули свою деятельность и даже стали называться карагасниками.

Алкоголь в огромном количестве завозился на суглан. С ярмарки охотник возвращался в тайгу ограбленным. Вся его сезонная добыча за бесценок переходила к купцам. На суглан кроме купцов вино привозил урядник собиравший ясак, даже священник приезжавший на суглан не брезговал поменять на вино карагасскую пушнину. Но это было еще не все, в тайге карагасов поджидали другие хищники, купцы-заимщики. Они хорошо знали, что охотника на ярмарке обдерут как липку, поэтому они запасали муку, соль, чай, порох, свинец и обязательно водку. Все это давалось карагасам в кредит под будущую пушнину. Это был ничем не прикрытый грабеж полудиких людей.

Торговля вином шла так бойко, что ей занимались все кто так или иначе присутствовал в Карагасии. Кроме упомянутых карагасников, вино продавали и на многочисленных приисках. Доход некоторых из них в основном складывался из торговли вином для карагас, чем непосредственно золотодобычей. В начале ХХ века расселившиеся новоселы (так называемые хохлы) на участках, прилегающих к карагасской территории, гнали самогон в таком огромном количестве и завозили его в тайгу, что вынуждены были продавать по 1 белке четверть (дешевле, чем в городе!) или на деньги -2 р. Такой конкуренции не выдержали даже карагасники.
 - "Самогонка дешевая стала - весело живем", - рассказывал профессору Б.Э. Петри Мухаев II-й (пьяница карагас). Рассказывал также, как хохлы возят в тайгу лагуны с самогонкой в кулях с мукой, обманывая тем сельскую милицию.

"Карагасы пьют не так, как русские"- писал Б.Э. Петри. - "Каждый хранит свою бутылку за пазухой. Собираются в кружок, вынимают деревянную плоскую чашку и один из участников наливает немного из своей бутылки и угощает. Чашка обходит круговую. Далее угощает следующий из своей бутылки. Если у кого вино уже вышло, он принимает участие в общем веселии, не давая своей доли. Таким образом, удовольствие растягивается надолго и достигается меньшим количеством вина большее состояние опьянения".

Советская власть  выгнала из Карагасии всех карагасников и им подобных и поначалу казалось что жизнь здесь полностью изменилась. Хозяйственный карагас Шипкеев и еще несколько собеседников так характеризовали Б.Э. Петри "современный" (1925 г.) суглан: "Раньше веселее суглан был, шибко гуляли. Теперь караулят. Теперь лучше, раньше все пропивали, многие хворали, умирали другие; потом было плохо, голодные оставались. Теперь лучше, веселья настоящего нет, зато белка целая в суме сидит".

Но постепенно все вернулось в прежнее русло. В поселках куда были заселены карагасы в магазинах продавалось спиртное в тех же количествах, только поводов для пьянства у населения стало больше. Лишенные привычного уклада и даже привычных вещей оторванные от тайги и своей религии карагасы (с 1930 года тофалары) стали пить еще больше.

В колхозах при существовавшей системе и уравнительной оплате труда, когда человек еженедельно авансировался 50 рублями еще тех денег, их хватало лишь на бутылку спиртного, а чаще - пару флаконов одеколона, пяток пачек чая да десяток буханок хлеба.

Разными комиссиями курировавшими положение в Тофаларии неоднократно отмечалось о большом завозе водки. Только за первое полугодие 1959 года на каждого взрослого было продано спиртного приблизительно на 1 000 руб. ([1], протокол № 3 от 27.07.59).

В 1961 г. было введено ограничение продажи спиртных напитков, а в 1962 г. отмечалось, что в связи с ограничением продажи спиртных напитков отмечены отравления одеколонами ([2], протокол № 11 от 27.01.62). В случае даже маленького перерыва, тофы начинали пить всякие суррогаты, кушать все, вплоть до зубной пасты. После "горячего" привоза производственная деятельность в поселках замирала ровно настолько, насколько хватало спирта.

В 1965 г. исполком принял решение «О порядке торговли винно-водочными изделиями» (проработка письма облпотребсоюза): «продавать с 4-х часов дня, кроме воскресенья. Запретить продажу пьяным лицам и из дома в вечернее и ночное время. За нарушение правил торговли — штраф (сумма не обозначена)» ([3], протокол № 3 от 14.07.65).

Через год, в 1966 г., облпотребсоюз выделяет фонды, согласно доходам тофаларского райпо с учетом особенностей района, ежегодно в пределах 15 000 декалитров спиртных напитков. Оговаривалось, что продажу следует производить, следуя установленному минимуму для тофаларского райпо, т.к. сокращение или прекращение продажи винно-водочных изделий может вызвать усиленное самогоноварение ([3], выписка из протокола № 21 от 14.06.66).

О пьянстве тофов говорят все кто когда-либо бывал в Тофаларии. Рассказывают туристы, журналисты, различные экспедиции, даже соседствующие окинские буряты говорят: "тофы сильно пьют". Попав однажды под влияние сильной культуры пришлого населения, жизнь тофов была полностью исковеркана нововведениями, а само население умышленно спаивалось. Основной задачей любой торговли и любой власти было выкачать как можно больше пушнины с коренного населения любыми средствами. Так умышленно шаг за шагом была сформирована приверженность к алкоголю у этого маленького народа.

У коренных народов, знавших алкоголь только в виде перебродившего молока, в процессе эволюции появился иной фермент, чем у оседлых европейцев, имеющих давнюю традицию производства более крепких напитков из винограда и зерна. Ученые установили, что организм у аборигенов абсорбирует в кровь на 50% больше алкоголя в момент пика, а расщепляет его в процессе метаболизма гораздо медленнее. Вот и получается, что напиваются они сильнее и похмелье у них проходит тяжелее. К тому же, подвергаются большему риску приобрести алкогольную зависимость. Спирт, попав на свежее поле, начинал убивать нервные клетки, печень, весь желудочно-кишечный тракт, сердечно-сосудистую систему.

История алкоголизма теперь является неотъемлемой частью самой истории тофаларского народа.

  Карагасы
  Гипотезы        происхождения
  Внешность и характер
  Язык
  Роды и группы
  Землевладение
  Соседи карагасов
  Ясак
  Суглан
  Шуленга
  Статистика численности
  Хроника событий
  Хроника исследований
  Эпидемии
  Алкоголь
  Тофы сегодня

Мельникова Л.В. "Тофы". Иркутск. 1994 г.
Петри Б.Э. Карагасский суглан. Иркутск. 1926 г.
Петри Б.Э. Бюджет карагасского хозяйства. Иркутск. 1928 г.
Энциклопедия "Народы России". С.И. Вайнштейн, стр. 335-337. 1994 г.
Филь В. "Соседский медведь". Новая камчатская правда.  №22. 2000 г.
Газета Автомаркет. Иркутск N49. 2000 г.
[1]. Книга протоколов заседаний сессии Тофаларского сельского совета на 1959 — 1963 гг. (НГГА, ф. 56, оп. 1, д. 31).
[2]. Книга протоколов заседаний исполкома Тофаларского сельского совета на 1960 — 1963 гг. (НГГА, ф. 56, оп. 1, д. 40).
[3]. Книга протоколов заседаний исполнительного комитета на 1965 — 1966 гг. (НГГА, ф. 56, оп. 1, ед. хр. 80, св. 4).

Рейтинг@Mail.ru

© 2005-2010  Оленный народ
On-line museum
of East Siberian native peoples
All Rights Reserved. Все права защищены

   Rambler's Top100

 

etnografia@list.ru