Главная страница
 

Вернуться к началу

Тофы живут на северных склонах
Восточного Саяна


Ясак

Ясак (по-карагасски - албан) русским карагасы стали платить с 1648 года примерно по 2-3 соболя на душу, до этого они являлись данниками западно-бурятских князцов. Именно тогда был построен Покровский городок (позже переименованный в Удинский острог) с целью усмирения удинских бурят и наложения налогов на карагас.

Сначала ясак собирался в Удинском остроге. Какие особенности были при сборе ясака у карагасов, сегодня установить уже невозможно, но, наверное, фраза о том, что "Нижнеудинск построен на карагасских косточках" имеет под собой основание.
Известно, что при раскладке налога учитывалось мужское население в возрасте от 18 до 60 лет и количество огнестрельного оружия, имеющегося в хозяйствах.

Путешественник и этнограф Иоганн Готлиб Георги в конце XVIII века в своих трудах упоминал о ясаке карагасов так:- "...Ныне платит сие поколение подушной оклад только за 22 семьянистых человека. Подушный их оклад (ясак) расположен по деньгам; но они сверх того исправляют еще и некоторые казацкие службы при Монгольской границе". Никаких данных статистики за этот период нет и 22 семьянистых человека (очевидно 22 хозяйства) - цифра очень низкая, вероятнее всего это только один из карагасских родов. 

Вначале ясак вносился только соболем. С 1727 года в случае неулова определенного так называемого "окладного зверя" разрешалось вносить других зверей или выплачивать деньгами, однако, с 1739 года ясак вновь должен был выплачиваться исключительно соболем. 

В 1763 году правительство, пытаясь упорядочить сбор налога, вносит ряд изменений в правила сбора ясака и облагает каждый род или улус сдачей определенного вида зверя. 
В основу выплаты налога входили три основных пункта: 
1) число людей способных к работе и промыслам; 
2) обилие занимаемых мест в отношении к разным родам промыслов;
3) ...согласие родоначальников.
Опять вводится разрешение при неулове "окладного зверя" вносить ясак деньгами или смешанный - и деньги и меха.  Но несмотря на численные, социальные и рыночные изменения оклад, определенный в 1763 году, продолжал взиматься ежегодно и для уменьшившихся и для увеличившихся родов. Одним он был непосилен, а для других - легок. Тем не менее звери ценились не по таксе 1763 года, а по ценам справочным на данный момент.
Кроме того, по постановлениям 1797 и 1805 года все инородцы поголовно обязаны были платить еще и 44-копеечный сбор. 

Так тянулось более чем полстолетия - до 1819 года, когда при обозрении Сибирского Управления натолкнулись на некоторые "неудобства", как деликатно выражаются официальные документы того времени.
Первое - в родах и улусах на этот период произошло значительное изменение числа населения, способного к работам и промыслам. Одни роды по тем или иным причинам уменьшались в числе, другие наоборот увеличивались, некоторые роды за это время перешли к другим формам хозяйства. 

И вот, наконец, правительство в 1822 году ввело новые "реформы". Все инородцы были поделены на три группы: оседлых, кочевых и бродячих. Оседлые должны были с 1827 года платить подать. Бродячие же карагасы, как и прежде должны были выплачивать ясак мехами (который, кстати, платили дольше всех коренных народов). 
По уставу 1822 года был отменен 44-копеечный сбор, но в обязанность местного населения вошло содержание на свой счет их степного управления и участие в общих губернских или областных земских повинностях. Так что для туземцев в лучшую сторону практически ничего не изменилось. Осталось то же положение уравниловки с момента редких ревизий и постановлений. К примеру, в 1889 году карагасы платили ясак с 248 "бойцов" (по числу, установленному ревизией 1851-1852 годов), а охотников было в то время всего 103 человека.

Кроме того, карагасы платили налог церкви.

В газете "Сибирь" в 1885 году есть описание как происходил сбор ясака: "карагасы, как и все инородцы, избавлены от воинской повинности и только обложены податью или ясаком, который взимается с них соболями. По определению Иркутской казенной палаты подать берется с каждой ревизской души по 4 руб. 24 коп., кроме того, Нижнеудинской окружной полицией выдается им на продовольствие ржаная мука, порох и свинец, за которое плата также взимается соболями"
На суглане прежде всего приводилось в известность количество добытых карагасами шкур и мехов. Так в 1844 г. на суглане было представлено 757 соболей, 3178 белок, 258 оленей, 116 сохатых, 159 изюбрей, 68 медведей и 21 коза. Затем приступали к сбору ясака. Публично оценивали их на 3 сорта. Высший сорт соболя оценен был в 1884 году - 12 рублей (1883 -13 рублей, 1881-1882 - 25 рублей), среднего достоинства от 7 до 10 руб., низшего - от 3 до 5 руб. Соболями высшего сорта взносился ясак, эти соболя следовали в кабинет Его Величества (в 1884 г. было отправлено 115 соболей). Соболи среднего сорта шли в уплату за муку, порох и свинец, а остальные меха и шкуры продавались желающим с публичного торга".
Порой дела у карагасского народа шли хорошо, порой из рук вон плохо. Все зависело от удачи на промысле, цен на пушнину и количества охотников. По сообщениям Д.К. Соловьева был случай, когда в 1906 году карагасы уплатили ясак за 6 лет вперед, но скорее всего страх перед "начальниками" не позволял им отстаивать свои права и карагасы, якобы добровольно, продолжали сдавать ясак в последующие годы.

Д.К. Соловьев также дает сведения о проданной пушнине и вырученных деньгах за несколько лет

Год

Соболь

Всего израсходовано

На боеприпасы

На хозяйство

Остаток

1907

54

2020 р.

134 р.

384 р. 30 к. 

1501 р. 70 к.

1908

53

2100 р.

90 р. 81 к.

417 р.

1592 р. 19 к

1909

26

725 р.

156 р. 10 к.

200 р. 

386 р. 80 к.

1910

30

1000 р.

318 р. 66 к.

136 р. 

545 р. 34 к.

1911

17

787 р.

324 р.

257 р. 

228 р. 00 к.

Однако здесь нет сведений, сколько в указанные годы было отчислено на ясак. 

В 1912 году произошло резкое снижение (в 2-3 раза) закупочной стоимости соболя. Карагасы оказались в тяжелом положении. Иркутское генерал-губернаторство закупило муку для помощи отдельным семьям, а в 1914 году даже отменило ясак. Было выделено для поддержания карагас 8000 рублей. Эта сумма была разделена на три года. В погашение затраченного капитала каждый охотник должен был сдать по 100 белок. Как доказательство того, что ясак на тот период был непосильной ношей для карагасского народа и без того едва сводившего концы с концами, служат сведения профессора Миротворцева о том, что к 1914 году у карагасов была общественная недоимка в размере 527 р.40 к.

В последующие годы ясак определялся "с бойца" соболем или другой пушниной по расчету 4 р. 29 коп. Собранные шкурки продавались на торгах. Результаты продажи заносились в аукционный лист. Вырученная сумма распределялась полицейским управлением согласно нуждам коренного населения. Часть суммы шла на покрытие ясака, часть  отчислялась в запасной туземный капитал. Известно, что во втором десятилетии XX века у бродячих инородцев в полицейском управлении насчитывалось общего капитала 5141 р. 54 коп. и на 2600 рублей имелось 29 листов четырехпроцентных билетов государственного казначейства. Тем не менее, малые народы жили, еле-еле сводя концы с концами.
Ясак платили до 1924 года. В 1925 году собранный на суглане налог впервые был не уплачен, а роздан карагасам на хозяйственные нужды.
С отменой ясака произошла интересная история.
Когда пришло разъяснение, что новая власть ясак отменила, карагасы решили, что новые начальники хитрят, говорят не надо, а потом недоимку стребуют. В 1925 году карагасы на суглане на Гладком Мысу по собственной инициативе собрали на всякий случай 120 белок и передали их представителю власти. Представитель отказался принять. Тогда карагасы через потребобщество послали свой "ясак" в Тулун. Но председатель исполкома выслал "ясак" обратно и предложил его употребить "на нужды общества". Когда эти деньги были израсходованы на субсидии беднейшим карагасам (на похороны и пр.), тогда только карагасы убедились в том, что ясак окончательно отменен. Отменен был и налог церкви.

  Карагасы
  Гипотезы       происхождения
  Внешность и характер
  Язык
  Роды и группы
  Землевладение
  Соседи карагасов
  Ясак
  Суглан
  Шуленга
  Статистика численности
  Хроника событий
  Хроника исследований
  Эпидемии
  Алкоголь
  Тофы сегодня

Иоганн Георги. Описание всех обитающих в Российском государстве народов и их житейских обрядов, обыкновений, одежды, жилищ, вероисповеданий и прочих достопамятностей. Часть третия, о народах семоядских, манджурских и восточных сибирских... В Санкт-Петербурге, при Императорской Академии наук, 1799 года.
Соловьев Д.К. Саянский промыслово-охотничий район и соболиный промысел в нем: отчет Саянской экспедиции департамента земледелия, работавшей в 1914-1916 гг. под начальством старшего специалиста по промысловой охоте Д.К. Соловьева. П., 1920 г.
Штубендорф Ю. О карагасах // Этнографический сборник. 1858 г.
Золоторев М.Е., Ходукин Я.Н. Карагасия. Иркутск.1926г.
Преловский П. Нижнеудинские карагасы // Зап. и тр. Ирк. губернского статистического к-та. Иркутск. 1868 г. Вып.4.
Этнографические очерки "Народы Сибири". 1956 г.
Firma Ripes. Газета "Сибирь" №48, стр.10, ст.I, 1885 г.
Мельникова Л.В. Тофы. Иркутск. 1994 г.

Рейтинг@Mail.ru

© 2005-2010  Оленный народ
On-line museum
of East Siberian native peoples
All Rights Reserved. Все права защищены

   Rambler's Top100

 

etnografia@list.ru