|
|
Главная страница | |
|
|
Тофы
живут на северных склонах
Восточного Саяна |
|
|
Ясак
Ясак (по-карагасски - албан) русским карагасы стали платить с 1648 года примерно по 2-3 соболя на душу,
до этого они являлись данниками западно-бурятских князцов. Именно тогда был построен Покровский городок (позже переименованный в Удинский острог) с
целью усмирения удинских бурят и наложения налогов на карагас.
Сначала ясак собирался в Удинском остроге.
Какие особенности были при сборе ясака у карагасов, сегодня установить уже невозможно, но, наверное, фраза о том, что "Нижнеудинск построен на карагасских косточках" имеет под собой основание.
Известно, что при раскладке налога учитывалось мужское население в возрасте от 18 до 60 лет и количество огнестрельного оружия, имеющегося в хозяйствах.
Путешественник и
этнограф Иоганн Готлиб Георги в конце
XVIII века в своих трудах упоминал о ясаке
карагасов так:- "...Ныне платит сие
поколение подушной оклад только за 22
семьянистых человека. Подушный их
оклад (ясак) расположен по деньгам; но
они сверх того исправляют еще и
некоторые казацкие службы при
Монгольской границе". Никаких
данных статистики за этот период нет и 22 семьянистых человека
(очевидно 22 хозяйства) - цифра очень
низкая, вероятнее всего это только
один из карагасских родов.
Вначале ясак вносился только соболем.
С 1727 года в случае неулова определенного так называемого "окладного зверя" разрешалось вносить других зверей или
выплачивать деньгами, однако, с 1739 года ясак вновь должен был выплачиваться
исключительно соболем.
В 1763 году правительство, пытаясь упорядочить сбор налога, вносит ряд изменений в правила сбора ясака и облагает каждый род или улус сдачей определенного вида зверя.
В основу выплаты налога входили три основных пункта:
1) число людей способных к работе и промыслам;
2) обилие занимаемых мест в отношении к разным родам промыслов;
3) ...согласие родоначальников.
Опять вводится разрешение при неулове "окладного зверя" вносить ясак деньгами или смешанный
- и деньги и меха.
Но несмотря на численные, социальные и рыночные
изменения оклад, определенный в 1763 году, продолжал взиматься ежегодно и
для уменьшившихся и для увеличившихся родов. Одним он был непосилен, а
для других - легок. Тем не менее звери ценились не по таксе 1763 года, а по ценам
справочным на данный момент.
Кроме того, по постановлениям 1797 и 1805 года все инородцы поголовно обязаны были платить
еще и 44-копеечный сбор.
Так тянулось более чем полстолетия - до 1819 года, когда при обозрении Сибирского Управления натолкнулись на некоторые "неудобства", как деликатно выражаются официальные документы того времени.
Первое - в родах и улусах на этот период произошло значительное изменение числа населения, способного к работам и промыслам. Одни роды по тем или иным причинам уменьшались в числе,
другие наоборот увеличивались, некоторые роды за это время перешли к другим формам хозяйства.
И вот, наконец, правительство в 1822 году ввело новые "реформы". Все инородцы были поделены на три группы: оседлых, кочевых и бродячих. Оседлые должны были с 1827 года платить подать.
Бродячие же карагасы, как и прежде должны были выплачивать ясак
мехами (который, кстати, платили дольше всех
коренных народов).
По уставу 1822 года был отменен 44-копеечный сбор, но в обязанность местного населения вошло содержание на свой счет их степного управления и участие в общих губернских или областных земских повинностях.
Так что для туземцев в лучшую сторону практически ничего не изменилось. Осталось
то же положение уравниловки с момента редких ревизий и постановлений. К
примеру, в 1889 году карагасы платили ясак с 248 "бойцов" (по числу,
установленному ревизией 1851-1852 годов), а охотников было в то время
всего 103 человека.
Кроме того, карагасы платили налог церкви.
В газете "Сибирь" в 1885 году
есть описание как происходил сбор ясака: "карагасы, как и все инородцы, избавлены от воинской повинности и только обложены податью или ясаком, который взимается с них соболями.
По определению Иркутской казенной палаты подать берется с каждой ревизской души по 4 руб. 24 коп.,
кроме того, Нижнеудинской окружной полицией выдается им на продовольствие ржаная мука, порох и свинец, за которое плата также взимается соболями".
На суглане прежде всего приводилось в известность количество добытых карагасами шкур и мехов. Так в 1844 г. на суглане
было представлено 757 соболей, 3178 белок, 258 оленей, 116 сохатых, 159 изюбрей, 68 медведей и 21 коза. Затем
приступали к сбору ясака. Публично оценивали их
на 3 сорта. Высший сорт соболя оценен был в 1884 году - 12 рублей (1883
-13 рублей, 1881-1882 - 25 рублей), среднего достоинства от 7 до 10
руб., низшего - от 3 до 5 руб. Соболями высшего сорта взносился ясак,
эти соболя следовали в кабинет Его Величества (в 1884 г. было отправлено
115 соболей). Соболи среднего сорта шли в уплату за муку, порох и
свинец, а остальные меха и шкуры продавались желающим с публичного
торга". Порой дела у карагасского народа шли хорошо,
порой из рук вон плохо. Все зависело от удачи на промысле, цен на
пушнину и количества охотников. По сообщениям Д.К. Соловьева
был случай, когда в 1906 году карагасы уплатили ясак за 6 лет вперед,
но скорее всего страх перед "начальниками" не позволял
им отстаивать свои права и карагасы, якобы добровольно, продолжали сдавать
ясак в последующие годы.
Д.К. Соловьев также дает сведения о проданной пушнине и вырученных деньгах
за несколько лет:
Год |
Соболь |
Всего израсходовано |
На боеприпасы |
На хозяйство |
Остаток |
1907 |
54 |
2020 р. |
134 р. |
384 р. 30 к. |
1501 р. 70 к. |
1908 |
53 |
2100 р. |
90 р. 81 к. |
417 р. |
1592 р. 19 к |
1909 |
26 |
725 р. |
156 р. 10 к. |
200 р. |
386 р. 80 к. |
1910 |
30 |
1000 р. |
318 р. 66 к. |
136 р. |
545 р. 34 к. |
1911 |
17 |
787 р. |
324 р. |
257 р. |
228 р. 00 к. |
Однако здесь нет сведений, сколько в указанные годы было отчислено на ясак.
В 1912 году произошло резкое снижение (в
2-3 раза) закупочной стоимости соболя.
Карагасы оказались в тяжелом положении.
Иркутское генерал-губернаторство
закупило муку для помощи отдельным
семьям, а в 1914 году даже отменило ясак.
Было выделено для поддержания карагас
8000 рублей. Эта сумма была разделена на
три года. В погашение затраченного
капитала каждый охотник должен был
сдать по 100 белок. Как доказательство того, что ясак на тот период был
непосильной ношей для карагасского народа и без того едва сводившего
концы с концами, служат сведения профессора Миротворцева о том, что к
1914 году у карагасов была общественная недоимка в размере 527 р.40 к.
В последующие годы ясак определялся "с бойца" соболем или другой пушниной по расчету 4 р. 29 коп.
Собранные шкурки продавались на торгах. Результаты продажи заносились в аукционный лист.
Вырученная сумма распределялась полицейским управлением согласно нуждам коренного населения.
Часть суммы шла на покрытие ясака, часть отчислялась в запасной туземный капитал.
Известно, что во втором десятилетии XX века у бродячих инородцев в полицейском управлении насчитывалось общего капитала 5141 р. 54 коп. и на 2600
рублей
имелось 29 листов четырехпроцентных билетов государственного казначейства.
Тем не менее, малые народы жили, еле-еле сводя концы с концами.
Ясак платили до 1924 года. В 1925 году собранный на суглане налог впервые был не уплачен, а роздан
карагасам на хозяйственные нужды.
С отменой ясака произошла интересная история.
Когда пришло разъяснение, что новая власть ясак отменила, карагасы решили,
что новые начальники хитрят, говорят не надо, а потом недоимку стребуют. В 1925 году карагасы на суглане на
Гладком Мысу по собственной инициативе собрали на всякий случай 120 белок и передали их представителю власти. Представитель отказался принять.
Тогда карагасы через потребобщество послали свой "ясак" в Тулун. Но председатель
исполкома выслал "ясак" обратно и предложил его употребить "на нужды общества". Когда эти деньги
были израсходованы на субсидии беднейшим карагасам (на похороны и пр.), тогда только карагасы убедились в том, что ясак окончательно отменен. Отменен
был и налог церкви.
|
|
|
|
|
Иоганн Георги. Описание
всех обитающих в Российском
государстве народов и их житейских
обрядов, обыкновений, одежды, жилищ,
вероисповеданий и прочих
достопамятностей. Часть третия, о
народах семоядских, манджурских и
восточных сибирских... В Санкт-Петербурге,
при Императорской Академии наук, 1799
года.
Соловьев Д.К. Саянский промыслово-охотничий район и соболиный промысел в нем: отчет
Саянской экспедиции департамента земледелия, работавшей в 1914-1916 гг. под начальством старшего специалиста по промысловой охоте Д.К. Соловьева. П., 1920 г.
Штубендорф Ю. О карагасах // Этнографический сборник. 1858 г.
Золоторев М.Е., Ходукин Я.Н. Карагасия. Иркутск.1926г.
Преловский П. Нижнеудинские карагасы // Зап. и тр. Ирк. губернского статистического к-та. Иркутск. 1868 г. Вып.4.
Этнографические очерки "Народы Сибири". 1956 г.
Firma Ripes. Газета "Сибирь" №48, стр.10, ст.I, 1885 г.
Мельникова Л.В. Тофы. Иркутск. 1994 г. |
|