Карагасский суглан 1925 года
Выдержки из дневника поездки
на суглан профессора Б.Э. Петри в 1925 году
На суглане присутствует комиссия для наблюдения за правильностью его хода. В комиссию входят: от Уисполкома тов. Вотяков, от Н-Удинского Общества Потребителей
- тов. Лякс, от Комитета Севера - проф. Петри. Кроме того, представитель Агитпропа тов. Иванов и от Карагасского Общества Потребителей тов. Мочульский. Технический персонал составили 4 кооперативных приказчика и 2 милиционера.
Всего на зимний суглан 1925 года (в возрасте от 18 до 60 лет и выше) приехали 112 выборщиков (62 мужчины и 50 женщин) из общего числа 214 выборщиков (106 мужчин и 108 женщин), то есть прибыло 52,3% всех имеющих избирательное право карагас.
В царское время на суглан должно было являться все взрослое население. В настоящее время карагасы предпочитают не выезжать на суглан, считая это большой потерей времени, ибо время суглана как раз лучшее для
соболиного промысла. Между тем некоторые карагасы шли 1-2 недели на суглан. Также удерживал от поездки на суглан
недостаток оленей. Поездка дорого обходилась для хозяйства. "На суглане всегда денег много потратишь".
18/XII-25 (день первый)
Мы прибыли на суглан. В этом году суглан состоялся на Гладком Мысу на реке Уде. Карагасы выбрали место сами, как серединное между "жилым местом" и карагасскими кочевьями. Здесь уже несколько лет собирается суглан. Узкая лента в 120 верст по реке, окруженная непроезжими горами - единственный путь на суглан.
Это хороший фильтр, через который не просочатся нежелательные люди.
Н-Удинская кооперация построила на Мысу амбар для товаров, избушку для комиссии и барак для карагас. Кроме того, здесь же имеются два таежных хозяйства, двух братьев Каранотовых, где нашли себе приют остальные русские, приехавшие на суглан.
Карагасы приезжают на суглан кто с юртой кто без, кто всей семьей, кто берет только жену или старших детей, кто едет один.
По кругу среди леса на прибрежном холме были расставлены юрты (характерный для карагас способ расстановки юрт на стойбище). В центре этого круга уже ярко горел общественный огонь, - Хаптагай-Одо, который возжигается в начале суглана
и горит неугасимо днем и ночью.
Юрту вести тяжело, надо много оленей и дольше с юртой ехать. Поэтому
большинство карагас приехало налегке, захватив с собой лишь несколько
оленей, чтобы увезти муку и прочие товары с суглана. Останавливаются
многие у ближайших родственников или друзей привезших с собой юрту.
Некоторые приехали всей семьей, некоторые только с женой или старшими
детьми, кто и один приехал. С юртой должен приезжать шуленга и помощник
шуленги.
Вечером состоялось первое собрание. Нас ввели в юрту. На почетном месте стояли три чурбака "для начальников". Посреди в очаге ярко горел огонь. Карагасы плотным кольцом в три ряда сидели вдоль стен, почетные ближе к чурбакам, захудалые ближе к выходу.
-"У вас собрание?"- спрашивает Вотяков. - "Да, собрание".- "Ну, продолжайте, мы мешать не будем - послушаем".
Молчание... Сидим, молчим.
Молчание делается затяжным, тягостным.
-"Ну,- спрашиваю - как живете, как промышляете".
-"Промышляем хорошо, а живем плохо!"
-"Почему?"
-"Кооперация плохо работает, оттого и плохо живем".
-"А в чем дело?"
-" А в чем дело, о том и собрание идет, кооперация поручения не выполняет, приговор ей вручили* а она не выполнила.
*Мне еще в Нижнеудинске передали выписку из протокола собрания карагас от 23/III-25 года - постановление о доставке кооперацией к зимнему суглану казенного вина. Но принимая во внимание целый ряд соображений, мы не решились взять на себя выполнение этого поручения.
-"Что не выполнила?"
-"А вот что: вина не привезли!"
-"Да не может кооперация вином торговать с карагасами. Закон такой вышел: оленному народу нельзя вино продавать; за это в тюрьму сажают".
-"Стой, подожди: русский пить рыковку может?"
-"Может".
-"А карагас почему не может? Сам ты нам летом говорил, что карагас такой же человек, как русский, что одинаковые права с русскими имеет. Почему карагас пить рыковку не может?"
-"Может то он может, да сам в городе купить должен, а в тайгу ему завозить нельзя".
-"Ну, а если мы человека выбирать будем, а ты бумагу писать будешь?"
-"Буду".
-"Ну, тогда пиши!"
Был написан приговор приложили печать Шуленги и отправили в город выборного за рыковкой.
Очень интересен способ вынесения постановления. Сидят очень степенно, говорят по очереди, спокойно. Слова не берут, а вставляют свои замечания и в конце концов вырастает решение. Длинных речей нет, но говорят порой не без юмора и вызывают дружный смех собрания. Некоторые говорят очень хорошо, плавно и красноречиво, другие отрывисто. Но есть и безнадежные молчальники.
Руководят делом старики, они выдвигают вопросы выставляют кандидатуры, они же главным образом участвуют в прениях. После более или менее краткого обсуждения достигается единодушное решение. Если оно не достигнуто, то обсуждение продолжается. Обе стороны взаимно делают друг другу уступки и в конце концов приходят к единому решению. Голосования в нашем смысле с давлением
большинства на меньшинство у карагасов не практикуется. Конечно надо быть карагасами, мягким, уступчивым и покладистым народом, чтобы применять такой способ порядка голосования.
19/XII-25 (день второй)
День 19 декабря можно назвать днем сдачи соболей. Карагасы почти все съехались. В маленькой кооперативной избушке толкались с утра до вечера карагасы, выворачивая соболей, встряхивая их, дуя на них. Соболей принимала кооперация, на каждом соболе писали
номер, полное имя сдавшего и ставили печать. Соболи заносились в особую ведомость, а на руки выдавались квитанции, часть которых сейчас же была растеряна. Сегодня состоялось предвыборное собрание. Карагасы собрались сначала в одной юрте и наметили кандидата в шуленги и его помощника, а затем собрались в пяти юртах каждый из пяти родов отдельно и наметили кандидатов в дарги.
Вечером состоялось первое чтение с диапозитивами. Для этого мной были привезены диапозитивы и
проекционный керосиновый фонарь.
1-ая серия диапозитивов была сделана мной с моих летних снимков, во время карагасской экспедиции.
2-ая серия была подобрана из диапозитивов Политпросвета "Жизнь, деятельность и похороны Ленина".
В бараке, обогретом железной печкой, был натянут экран. Карагасы набили битком помещение. Они любят смотреть диапозитивы, их к этому приучил в предыдущие годы Мочульский. Просматривают и слушают мои комментарии внимательно, встречая новые картины восклицаниями, смехом и шутками.
Но вот сеанс закончен. Летят поленья в общественный костер, вздымая мириады искр в темное ночное небо. Молодежь, собравшись кругом у огня, запевает родовую песню.
Потом визгливо зыкнула гармонь, подхватила "Подгорную" и чужой хлябающий мотив зазвучал в тайге. Это нанятый играть за три рубля "от солнца до солнца" гармонист из русских таежников сел выполнять свой подряд. Молодежь парами по очереди пляшет, стараясь во всем подражать русским. Парни выделывают "коленца", девушки усердно топчутся, перебирая мелко ногами. Наемного гармониста заменяет кто-либо из карагас. Карагасы умеют, а некоторые даже бойко, играть на гармонии.
Играют только два мотива - "Подгорную" и "Саратов". Характерно отметить, что пляшут всегда не в такт, но обязательно с напряженными серьезными лицами. Иногда даже двое гармонистов садятся играть. Играют, не сообразуясь нисколько с компаньоном. Один может играть "Подгорную", другой "Саратов", а танцоры умудряются что-то выделывать под такую музыку.
Еще более потемнело зимнее небо - ведь самые короткие дни и длинные ночи настали. Старшее поколение давно спит по юртам. Молодежь будет веселиться до утренней зари: суглан бывает раз в году. А потом опять долгие, долгие дни и недели одинокая юрта будет кочевать по тайге. Половой вопрос на суглане обстоит очень просто. Молодежь имеет сношения по несколько раз за ночь. Участвуют в этом, начиная с 14-15 лет. Обычно девушка уходит с одним парнем, иногда с двумя сразу. На дело смотрят более чем просто.
Подтолкнет парень девушку, подмигнет, и пошли от костра.
20/XII-25 (день третий)
С утра начали собирать собрание. Карагасы встают поздно. Прекратили торговлю. Первое собрание было посвящено административным делам и для удобства все собрались в просторной избе заимщика Мирона Каранотова. Сидели на полу, было невыносимо жарко, душно и накурено. Первым докладчиком выступал т. Иванов (Агитпроп), который говорил об угнетении малых народностей царским правительством и какую полную противоположность представляет Советское правительство. В ближайшее время намечается ряд мероприятий, которые значительно улучшат быт карагас. Карагасы сопровождали речь Иванова одобрительными возгласами и кивками голов.
Выписка из протокола собрания (секретарь т. Лякс):
1). Просить Уездный Исполнительный Комитет (УИК) об ускорении отведения для карагас определенной территории, занимаемой ранее ими и закрепления за ними таковой.
2). Просить УИК о выселении русских промышленников из пределов, занимаемых карагасами, и привлечении их к ответственности за притеснения и обман.
3). Считать необходимым открытие фельдшерского пункта для карагас.
4). Устанавливая сильное падение карагасского хозяйства вследствие ряда бед, главным образом падежа оленей, просить УИК о ходатайстве перед высшими органами власти о предоставлении пособия для маломощных хозяйств на приобретение оленей.
Следующий доклад о совстроительстве был сделан т. Вотяковым, который главным образом остановился на вопросе о советах.
Карагасский совет с УИК имеет плохую связь в связи с его непостоянным местонахождением и отсутствием секретаря. Поэтому всякие недоразумения с русскими выясняются только с приездом представителя власти, тогда когда уже факт свершился и исправить его поздно. Карагасский же сельсовет в этом отношении бессилен.
После обсуждения доклада решили:
1). Установить постоянную живую и письменную связь с Тулуновским Уисполкомом.
2). Просить УИК назначить секретаря, который бы вел дела и переписку по карагасскому сельсовету. Резиденция сельсовета устанавливается в местности Усть-Нерха.
Секретарем
единодушно выбран тов. Мочульский. Как характерный штрих для карагасского суглана приведу выдержку из своего дневника, записанную почти стенографически. "Посоветовавшись на карагасском языке между собой по поводу секретаря, карагасы замолчали. Это значило, что решение вынесено и теперь его надо формулировать на русском для сведения начальников. Выступил карагас А.Е. Тулаев и сказал: "Видишь ты, секретаря грамотного нужно, а среди грамотных много мошенников; ой, много! Почитай еще больше, чем среди неграмотных. Так вот нам нужно такого, чтобы честный был, чтобы мы его знали и ему верили. Такого человека просим; Мочульского нам надо!"
3). В третьем пункте было зафиксировано, что следующий годичный суглан должен быть 19 декабря 1926 года в местности Гладкий мыс. Хотя время по мнению карагас и неудобное, но после долгого обсуждения они остановились на том же сроке и месте, где проходил суглан нынче.
Далее были изложены:
1). Проект временного положения об управлении туземных племен.
2). Проект временного положения об организации судебной части.
Карагасы согласились, тем более, что все совпадало с их исконной организацией. Лишь пункт 19-ый "Районный съезд составляется из депутатов от 50 человек" заменить съездом всех карагас, то есть сугланом.
Наконец произошли выборы карагасского сельсовета. Было избрано 7 человек и один кандидат к ним. Прежнее устройство - шуленга, его помощник и 5 родовых начальников (дарги)
- совпадает с их новым устройством - председатель сельсовета, его заместитель и 5 членов. Поэтому карагасы не протестовали. Равным образом и с выборными правами женщин*.
*Мы много употребили усилий для того, чтобы убедить карагас в равноправии женщин и в их праве голосовать и выбирать в члены сельсовета.
"Как баба мужское дело делать будет?"- слышались возражения.
-"Да ведь ты получил равные права с русскими и говоришь, что это правильно, а бабу свою почему обойти хочешь? Все теперь равны".
- "Ну выбирать баба, пускай выбирает, а чтобы сама даргой была - это нельзя. Какой баба начальник? Бабу слушать не станут. Кто дома лепешку стряпать будет, по хозяйству работать? За детьми смотреть кто будет?"
Сами женщины к своим выборным правам отнеслись сочувственно, но идея, что каждая из них может быть избрана хотя бы даргой, показалась им смешной и была встречена взрывом хохота.
Если бы мы продолжили настаивать на своем, нам возможно и удалось бы добиться вхождения женщины в сельсов6ет, но она была бы после нашего отъезда или в тайге смещена.
Так вот. Кандидатуры были намечены еще вчера на предвыборном собрании где были только мужчины. Сегодня же осталось утвердить список, что и было сделано по карагасскому обычаю единодушно и без обсуждений. Женщинам лишь оставалось молчаливо присоединиться.
Таким образом, соглашаясь дать избирательные права женщинам, мужчины фактически ничего не давали.
Когда расходились с собрания, восточные карагасы выражали неудовольствие по поводу назначения Нерхи резиденцией сельсовета, находя это место для себя крайне неудобным. Шли даже разговоры об отделении от западных и образовании своего сельсовета.
Тотчас по окончании собрания была вновь открыта торговля. Ныне торговало на суглане одно Нижнеудинское Общество Потребителей. На суглан оно завезло 500 пудов муки разных сортов и еще разного товара на 7 000 рублей.
Незадолго перед закатом короткое собрание карагасского сельсовета для распределения обязанностей. Хотя обязанности были понятны, тем не менее это нужно было запротоколировать (по новым правилам).
После солнечного заката состоялось второе собрание карагас - "Общее собрание членов-пайщиков". В своем выступлении т. Лякс дал краткий отчет о деятельности Н-Удинского Потребобщества в отношении к карагасам. Что за все три года оно посильно удовлетворяло их нужды и затратило на эту работу много сил и средств. Однако наряду с работой кооперации вели ее и другие торговые учреждения и частные лица, имевшие главной целью не заботу о карагасах, а закупку пушнины. Все это раздваивало внимание карагас, распыляло их средства и тем самым создавало неблагоприятную обстановку для работы кооперации. Кооперация же затратила для обслуживания карагас около 12 000 руб., и до сих пор не может их вернуть для следующего оборота. Это связано еще и с тем, что некоторые карагасы плохо платили долги (хотя
большинство более или менее платят аккуратно) и с каждым годом их увеличивалии таким образом все больше и больше усложняли работу кооперации. Большинство крупных должников даже не являлось на суглан. Злостные неплательщики таким образом вредят тем, кто исправно платит долги. Необходимо принять решительные меры по отношению к тем, кто не платит долги.
Доклад т. Лякс вызвал оживленный обмен мнений на карагасском языке. Характерна резолюция, вынесенная для нашего сведения по-русски. "Сам ты много раз говорил нам,
что пороть нельзя. Ну, теперь пороть бросили, а народ бояться перестал. Раньше-то шибко боялись, исправны были. Что теперь делать? Однако решили народ испробовать. Теперь все разъедемся; к должникам пошлем нарочных; они должны привезти долги к малому суглану; а если и тогда не привезут, то придется наказать".*
*Здесь указывается на древний обычай судить на суглане (суд состоит из 5 выборных судей). Присуждали обычно к возмещению убытков и к наказанию. Наказание одно - розги. Для этого в густой березовой заросли срезались верхушки молодых берез и этой лозой пороли по ягодицам. Для мужчин высшая мера наказания была 50 розог, для женщин 30 розог. Советская власть объявила жестокую борьбу телесным наказаниям. Последняя порка была в 1921 году. Сейчас карагасы говорят о порке очень уклончиво. Мне думается, что она все же применяется.
Решение выносится на суглане, начальство о нем в известность не ставится, а приговор выполняется в тайге. Карагасы своей тайны не выдают.
Далее был вынесен ряд мелких постановлений:
1). Следующий малый суглан для западных карагас созвать в Нерхе через шесть недель, то есть 21 января 1926 года (по старому стилю). На нем закончить расчеты за прошлый год и выяснить потребность в товарах на предстоящий сезон.
2). Скидку 5% с забранного товара в размере 500 рублей зачислить в общественный фонд.
3). Ввиду того, что теперь согласно постановлению Губвнуторга монополия по обслуживанию карагас предоставлена кооперации, сдавать ей всю добытую пушнину.
Наконец было разобрано и заслушано несколько заявлений о мелких недоразумениях, которые были переданы для разбора члену Ревизкома Потребобщества, выехавшему с нами.
Вечером поздно состоялось небольшое деловое собрание карагас по поводу раскладки денежных средств на общественные расходы. В нынешнем году они значительно меньше - 6 руб. с бойца. В прошлом году было 10 руб.
21/XII-25 (день четвертый)
День начался с собрания карагас, посвященного делам Комитета Севера. Собрание было организовано под открытым небом вокруг родового огня. Между двух столетних сосен была натянута большая карта (10 верст в дюйме) карагасской земли. Карагасы прекрасно разбираются в картах, сами превосходно их чертят.
Карагасы подошли к карте, на которой разными цветами были нанесены границы исконных владений отдельных родов и после долгих дебатов провели по карте границу области, где должно быть представлено монопольное право охоты карагасам. Должен сказать, что карагасы отказались от значительной части своих наследственных владений - "Эти земли нам не удержать". Если же принять во внимание, что изрядная часть их территории отойдет под Саянский заповедник, то притязания карагас более чем скромны.
Следующим пунктом обсуждался вопрос о постройке второй карагасской школы. Школа в Сасырке далеко от западного района и потому малооленные карагасы с запада не имеют возможности отвозить осенью, забирать весной и навещать летом своих детей. Поэтому следует просить Комитет Севера открыть вторую школу для карагас западной группы.
Пятым пунктом был поставлен вопрос о медицинской помощи. Карагасы указали на большую смертность среди них, особенно в детском возрасте. Постановили просить Красный Крест открыть фельдшерский пункт для карагас.
Далее обсуждали, как отправить молодежь учиться в Иркутск. Решено: ввиду того, что карагасский народ нуждается не только в грамотных людях, но и в своем фельдшере, учителе и своих кооперативных работниках, просить Комитет Севера учредить стипендию для трех учеников-карагас для получения ими специального образования в Иркутске (1 фельдшер, 1 учитель, 1 кооператор). Это давняя мечта карагас о своей "интеллигенции" ("Чтобы все начальники свои были").
Далее мной был развит план организации культбазы. Места, где будут сосредоточены все обслуживающие учреждения - школа, фельдшерский пункт, хлебозапасный магазин, потребобщество, администрация и наконец место, где карагасы могут оседать на землю.
Обсудив все возможности, карагасы постановили: избрать местом культбазы
местность при слиянии рек Уда и Кара-Бурень, но оговорили, что свое
согласие дают на это место только, если мука и прочие тяжеловозы будут завозиться в доступные таежные места, в которых собираются карагасы во время промысла.
Продолжительное обсуждение вызвало известие о том, что ВЦИК отпустил субсидию для закупки оленей. Главный спор шел о том, как рационально ее использовать. Решено было просить выдать ссуду каждому нуждающемуся, при условии обязательной закупки оленей, сообразно потребности каждого хозяйства.
Последние два вопроса об учреждении должности уполномоченного по карагасским делам и об открытии хлебозапасного магазина. Было признано: "очень нужно" и
постановлено ходатайствовать перед Комитетом Севера о претворении в жизнь. На этом собрание закончилось.
После написания протокола были собраны шуленга и дарги. Протокол им зачтен и утвержден приложением всех печатей, числом шесть.
Остаток дня карагасы набирали товары, ели усердно мясо, сушки, конфеты, пили без конца чай и вообще не знали, чем еще заняться. Все деловое было закончено, а веселье должно было начаться, да не начиналось. Посланный за вином не ехал, а пора бы!
Вечером был второй сеанс с диапозитивами. Беседу вел т.
Иванов. Тема: "Ленин, его жизнь, работа и смерть".
На беседу о Ленине собрались все карагасы и наш барак был битком набит. По окончании карагасы вновь просили меня показать про Ленина. Во второй раз проявляли больше активности, комментируя появившееся на экране дополнениями на карагасском языке.
День закончился как всегда, песнями, пляской под гармонь и т.п.
К вечеру на суглан, проездом в город, прибыл т. Шестаков, Председатель месткома Бирюсинских золотых приисков. С ним мною был заключен договор обслуживания карагас больницею приисков за особую плату. Красный Крест по моем возвращении в Иркутск взял на себя обязательство оплачивать эти счета. Там работает фельдшер. До открытия самостоятельного карагасского фельдшерского пункта, согласие приисковой больницы надо считать большой удачей.
Первой была отправлена жена Шуленги, страдавшая запущенной грудницей.
22/XII-25 (день пятый)
На суглане скучно. Все дела закончены. Карагасы набирают муку, товары. Неприятно действуют фигуры посторонних, приехавших на суглан - "карагасников". Несмотря на все запрещения кое-кто все же пробрался.
Первым явился "Напрейха". Сухощавая фигура, спокойная тихая речь, бритое лицо "под совработника", с мелкими чертами лица, выражение опытной лисицы.
- "По какому случаю явились?"
- "Я агент РАСО"
- "Вы?"
- "Да, я: вот мое удостоверение..."
Опять он агент госторга, несмотря на заверения властей, что "карагасники" не будут агентами госторгов.
Другой самый крупный "карагасник" - "Родьха"- тоже агент РАСО. Но "Родьха" на суглан не явился. "Напрейха" тоже от греха подальше уехал с суглана.
Другой старый карагасник "Самсон" тоже вовремя очутился на суглане. Этот хищник орудует в западном районе. О его делишках моя экспедиция летом собрала достаточные материалы. Но увидеть его удалось только здесь. Вся его фигура напоминает провинциального городового "старого времени". Обветренное сморщенное лицо, тараканьи усы, оловянные без выражения, но быстро бегающие глаза, низкий лоб весь в морщинах, хриплый, низкий голос, услужливая торопливая речь, которая может перейти в начальственный окрик. Он суетится, юлит. Он будто бы поехал в город, а по пути заехал получить долг от карагасов 35 рублей. "Извольте посмотреть, вот расписка". Он очень предан Совроссии, он знает новые золотоносные места, он поедет в Москву, чтобы там сообщить свою тайну кому надо...
Ему дали переночевать, отпустили вперед и послали за ним милиционеров. Нашли у него 1500 белок и 5 соболей, пришлось вернуться обратно. Он вертелся, уверял, что пушнина не его, что везет по поручению, что часть сын напромышлял. Тем не менее составили протокол, пушнину опечатали печатью Шуленги и отправили все фининспектору на предмет наложения штрафа за беспотентную торговлю. Опечатывание пушнины всесильного "Самсона" печатью Шуленги подняло карагас в их собственных глазах, в смысле собственного значения: "Вот какая наша печать сильная, самсонову пушнину ей печатали".
Это должно отбить у "Самсона" на некоторое время желание "карагасничать". Надо также думать, что у него еще имеется в тайге другая партия пушнины, которую он не решился вывезти сразу.
Ряд карагасов показал, что "Самсон" им продавал продукты за белку.
Мнение карагас о "Самсоне" разделилось.
Часть утверждала, что "хотя дорого брал, слов нет, да на месте давал, где надо. Тут промышляешь, тут и хлеб. - Лучше дорого заплатить да далеко не ходить. Промысловое время дорогое. Поедешь за дешевым хлебом, дорогого соболя упустишь".
Другие возражали - "Вредный человек - карагас путает, надо из тайги гонять!"
Карагас Шипкеев прямо обратился к "начальству" с вопросом-предложением: "Пошто ему на суглане нельзя карагас путать, а в тайге можно. С суглана гоняли, надо из тайги гонять!"
Наконец на суглане появилась массивная фигура самогонщика Окладникова, захватившего луга по речке Шалой, где восточные карагасы пускали на зиму на подножный корм своих коней. Он вселился в дом, принадлежавший Губсоюзу (ныне Тулунсоюзу), пустил тут же строиться другого самогонщика Мезенцева, и карагасы остались без зимних выпасов. Теперь они вынуждены сдавать своих коней на зиму русским новоселам, "кормить зимою", по 10 белок за зиму.
Новоселы кормят плохо и ездят зимой преимущественно на карагасских конях. Весной сдают хозяину кожу да кости. А окладников платит грошевую аренду в лесничество. Стратегически его место великолепно. Ни один восточный карагас не может миновать Шалоя, когда едет на Сасырку сдавать пушнину. Заезжает, а тут и вино готово. Напился и смотришь
- часть пушнины осталась у Окладникова.
Окладников уже третий день на суглане.
Грузная обрюзгшая фигура, испитая красная физиономия с небритой рыжей щетиной, большой живот, низкий лоб, маленькие припухшие глазки; все видели, измерили, оценили, взвесили. Было ясно, что он привез самогонку, спрятал ее где-нибудь в соседних ключах и теперь не хочет продешевить.
Карагасы, учтя его безвыходное положение, выдерживали цену, тем более, что вот-вот привезут русскую горькую. Но тем не менее карагасы его не выдавали. Они говорили только, что приехал "путать карагас", но "начальники" ему мешают и у него ничего не выходит. Вообще же его надо "вытряхнуть" из тайги, что он их "шибко обижает" и "путает".
Надо признаться, что пребывание самогонщиков в тайге - одно из
удивительных явлений нашей действительности. Хотя бы тот же Окладников. Несколько раз на него составляли протоколы, разбивали аппараты, казалось пришел ему конец... А он все на месте. Это дискредитирует власть в глазах карагас и населения. Значит, "начальники" "зря языком брякают", когда говорят "тайга наша". А
Окладников после каждого скандала еще больше кичится и говорит: "Еще такая власть не появилась, которая бы меня из тайги вытряхнула". С Окладниковым приехал и его помощник Шабдырка. Шабдырка молодой юркий бурятенок держал себя очень развязно. На вопрос "зачем приехал" объявил, что "гулять на суглане". У Шабдырки на Сасырке есть изба. Туда привозят новоселы с участков заказанную карагасами самогонку. Сюда же выезжают и карагасы. В его избушке происходит распитие со всеми последствиями - дракой, дальнейшим спаиванием, сделками и т.п. Шабдырка устроился в 120 саженях от потребиловки и несмотря на то, что у него неоднократно кооператоры выливали самогонку и разбивали лагуны, тем не менее, до сих пор его выселить не удается. Окладникова и Шабдырку при помощи милиции призвали и велели им немедленно выезжать. "Дела их не вышли", - сказали не без злорадства карагасы.
В четыре часа привезли наконец водку. Водку поручено было распределить кооперативному аппарату из расчета по 1 бутылке на человека. Сразу сделалось весело на суглане. К чести карагасов нужно сказать, что никаких безобразий не было. Молодежь не пила совсем или очень мало. Свой пай отдали родителям. Зато старшее поколение подвыпило изрядно. "Шибко вкусно, десять лет не пробовали".
Некоторые, опьянев, спали по юртам, другие мирно беседовали, обнимались и
объяснялись в любви и дружбе. Некоторые приходили в возбужденное состояние и лезли в драку. В этом случае вмешивалась своеобразная карагасская милиция. На время распития вина был назначен "начальник суглана" и ему в помощь было дано пять десятских (сильных юношей). Это начальство не должно было пить, наблюдать за порядком и принимать строгие меры по отношению к буянам. И действительно, чуть где поднимался в юрте шум и беседа из мирной переходила в побранку, грозившую превратиться в драку, туда по команде "начальника суглана" врывались пять молодцов, хватали буяна сзади за кушак и выкатывали его на собственном сидении задним ходом из юрты и так катили через весь суглан к общественному огню. Здесь его клали и держали до тех пор, пока он не успокаивался, обещал не шуметь и снова возвращался в юрту для мирной беседы.
Было немало смешных приключений и сценок. Один карагас, вдовец 44 лет, известный своим веселым нравом и тем, что размотал свое довольно приличное в карагасском масштабе состояние, посватался к богатой невесте - девушке 37 лет, засидевшейся в девках, так как ее три жениха умирали, кто, выплатив калым, кто начав его выплачивать. Умер первый, появился второй - ждали, когда кончит платить калым. А он платил, платил, да и помер. Так было и с третьим. А у невесты и двое детей и юрта со всем убранством и 21 олень. Можно свои дела поправить. Решение "молодых" состоялось быстро под влиянием винных паров и молодой пошел меня искать, чтобы объявить радостную весть. Подходим к юрте, жених вызывает молодую, та выходит с лицом, по которому струится кровь. Огорчению жениха нет границ. Оказывается, пока он ходил за мной, его невеста сообщила о своем решении братьям, те воспротивились, считая, что претендент размотает состояние сестры, и в виде аргумента приложили кулак к ее лицу. Впрочем все закончилось мирно. На семейном совете, состоявшемся тут же под моим председательством, решено было дело о сватовстве отложить до более трезвого часа (потом, как я слышал оно разошлось).Это было единственное кровавое событие за весь суглан.
Вдруг слышу шум. Оборачиваюсь - мой друг, сам Иван Михайлович Кусаев, единственный грамотей, едет задним ходом к общественному огню, влекомый за кушак двумя дюжими десятскими. Он не хочет лечь у огня, старается бить десятских, но у него плохо получается и он злится. Подхожу. "Иван Михайлович, ты что буянишь. Единственный грамотей и так себя ведешь!" Лицо просветляется, появляется добродушная улыбка, и Иван Михайлович начинает говорить тем полным нежности голосом, которым он мне рассказывал летом, как он любит писать и читать, как два года тому назад он не пропускал ни одного русского, чтобы не попросить его показать буквы. А теперь он может и читать и писать, даже прошения пишет.
- "Ах это ты?.. Ну, извини!.. Я тебя все хочу просить: подари мне карандаш и бумагу. Или продай, я белку дам. Всю кончал, писать не на чем, и карандаш совсем короткий стал".
Я обещал ему подарить это, если он не будет буянить. Успокоился сразу и хотя весь конец суглана был пьян, но свято соблюдал обещание, за что получил потом запас того и другого.
И вот снова на пригорке разговор стал слишком громким. В карагасскую речь вклинивается русская брань. Устремляемся туда. Оказывается, два карагаса вспомнили, что один из них на прошлогоднем суглане внес предложение не дать другому пуд пшеничной муки. Правда, общество не согласилось, и мука была выдана, но все же... Удалось и здесь успокоить и друзья решили в знак примирения выпить.
Карагасы пьют не так, как русские. Каждый хранит свою бутылку за пазухой. Собираются в кружок, вынимают деревянную плоскую чашку и один из участников наливает немного из своей бутылки и угощает. Чашка обходит круговую. Далее угощает следующий из своей бутылки. Если у кого вино уже вышло, он принимает участие в общем веселии, не давая своей доли. Таким образом, удовольствие растягивается надолго и достигается меньшим количеством вина большее состояние опьянения.
С привозом вина торговля и прочие дела сразу остановились. "Кончили дело",
- отметили карагасы, - "теперь гулять надо". И действительно началось то веселье, которого так ждали карагасы.
Целый год карагас кочевал, промышлял, сколько испытаний он вынес за это время и теперь, когда он приезжает на суглан, хочет отдыхать как барин: "Довольно я в тайге дрова рубил - здесь гулять буду, отдыхать надо. Найму русского дрова рубить". И действительно нанимает русского по цене:
дрова к юрте подвозить - 1 руб. в сутки, для общественного огня 3 руб. в сутки, жечь без счету сколько сожжется.
Суглан - это праздник, большой и единственный в году. В этот праздник гулять надо. Если не гулять, то когда же веселиться, если не на суглане.
К суглану женщины шьют лучшие одежды. Мужчины тоже припасают новые шубы. К суглану нужны деньги. На суглане едят сильно. Варят мясо - много, полные котлы. Целый день жуют сушки, сосут сахар и конфеты, пьют в изобилии густой чай. На суглане карагас не настоящий, на суглане он праздничный, он нарядный, он сытый, он пьяный. На суглане карагас курит обязательно папиросы. Он этим щеголяет и не жалеет истратить для себя и взрослых ребят несколько рублей, чтобы пускали между двух пальцев сизый дымок. В обыденной жизни курит листовой табак. Если кто хочет увидеть настоящего карагаса, пусть не думает увидеть его на суглане.
К концу вечера все бутылки были пусты. Ночь мы почти не спали. Карагасы ломились в забарикадированную дверь, стучали в окна и стены нашей избушки и требовали водки.
Наконец они при помощи военной хитрости забрались в нашу избушку и настойчиво требовали вина. Только дипломатическая уловка помогла нам их выдворить.
-
23/XII-25 (день шестой)
С утра, едва мы открыли дверь, наша избушка наполнилась карагасами, требовавшими разными голосами на разные лады водки. Картина была потрясающая: люди изнемогали от внутреннего жара, с похмелья ломило голову... "Вина дай!" - "Дай хоть глоток!" - "Давай скорей - нутро горит!" - "Вертит голову - дай вина!" Тащили соболей, белок, давали обещания доставить еще пушнину, только дай водки (можно себе представить как происходило дело в старину на сугланах царских времен). Но мы всех отправили, пушнину велели нести домой и объявили, что водку дадим после того, как все наберут товары и окончат свои хозяйственные дела. Но... жажда была слишком сильна, пришлось уступить и выдать по половине бутылки на человека "на похмелье". Сразу картина изменилась - выпили, повеселели и пошли набирать товары.
Неожиданно обнаружилось, что Окладников и Шабдырка ослушались и не уехали вчера, а скрываются. Они каждый по своему объясняли причину промедления. Пришлось их усадить пока под арест, а затем под наблюдением милиции доставить на место их жительства. Самогонка видимо погибла в тайге.
Вечером суглан пел и веселился. Старшему поколению вина абсолютно не хватило и приставаниям не было конца.
-"Пиши записку, чтобы мне выдали бутылку".
Опять муки алкоголизма уродовали добродушные лица моих туземцев. Желая испытать силу жажды и реставрировать дореволюционные способы эксплуатации туземцев, я отозвал в сторону одного из хозяйственных карагас, томимого жаждой, и объяснил ему, что я получил тоже свой пай вина и его не выпил, потому что не пью вообще. За ненадобностью готов отдать ему свое вино за хорошего соболя. Сделка состоялась без колебаний. Когда же я объяснил, что пошутил, пая у меня на самом деле нет, то на лице моего собеседника изобразилось такое искреннее сожаление, что у меня не осталось ни малейшего сомнения в том, что я легко этим способом мог сделаться обладателем хорошего соболя.
24/XII-25 (день седьмой)
Старики все же вчера подвыпили изрядно, так как пай молодежи старшее поколение забрало себе. Молодым незачем было опохмеляться. Ведь они мало пили накануне и голова у них не болела, зато у стариков сегодня опять ломило голову и жгло внутри. Мы сосчитали оставшиеся бутылки и разделили между стариками из расчета сороковка на 5-7 человек. Этим было закончено винопитие.
Суглан заметно подходил к концу. Сегодня состоялся обряд передачи печатей. Старый шуленга собрал все печати
от старых даргов и всенародно с произнесением напутствия передал их новым даргам (печати хранятся в сумочках с ремнями). Новые дарги приняли их и все одновременно надели ремни на шею, а сумочки засунули за пазуху. Затем бывший шуленга передал свою печать новому шуленге, тот одел ее на шею и с этого момента вступил в исполнение своих обязанностей.
Церемонией передачи печатей заканчивается суглан. Карагасы вступили в свой новый гражданский год. Хозяйственный год карагас начинается с "Покрова" - 14 октября по новому стилю (1 октября старого стиля). Суглан начал разъезжаться. В общественный огонь перестали подкладывать дрова и он медленно угас. Часть карагас укладывала сумы и
вьючила оленей, другая часть отправилась искать их по горам. Старики делали последние закупки. Один за другим отбывали караваны оленей. На передовом ехал обычно кто-либо из молодежи - большей частью девушка. Одна среди безмолвной тайги с товаром и ценным скотом - оленями, она себя чувствует в полной
безопасности. Институт абсолютной честности - закон тайги - гарантирует ее от каких бы то ни было покушений. Старики обычно выезжают на сутки позже и догоняют караван.
Разъезжаясь, карагасы говорили: "Хороший суглан, веселый суглан, ладно гуляли, с умом если пить и весело погуляешь и убытка не наделаешь".
Редкий народ умеет пить. Наши малые народы не относятся к этим исключениям. Но в нашем случае, если бы мы отказались помочь добыть вино, карагасы достали бы самогон за бешеные деньги. Если нельзя совершенно обойтись без вина, то надо хотя бы регулировать его потребление. Против чего карагасы не протестовали. Всего было нам куплено 10 ведер - 200 бутылок. На каждого взрослого пришлось с рассрочкой на три дня по полторы бутылки с небольшим. В общем я бы сказал: "Трезвый суглан". Все были веселы, порой и пьяны, пели песни, дружно и миролюбиво беседовали.
25/XII-25 (день восьмой)
С утра начался окончательный разъезд суглана. - Стало как-то пусто и скучно. Дух бродяжничества, заставляющий карагас постоянно менять место для юрты, заметно подталкивал их торопиться.
Выехали и мы. Карагасы высыпали прощаться. Пожимали руки, просили не забывать, о нуждах хлопотать, приезжать еще, а главное помнить обещания. Уезжал я со смутным чувством. Вот уже полгода я живу общей жизнью с карагасами, все лето провел среди них, обследовал каждое их хозяйство, пишу статьи, докладные записки, даю справки, обрабатываю статистические данные, учитывая их бюджет до последней белки, до последнего кирпича чая, делаю доклады, даже лекции читаю о них. Существует Иркутский Комитет Севера, Сибирский Комитет Севера, Московский Центральный Комитет при ВЦИК. Какая масса людей работает, сколько бумаги исписывается, сколько денег стоит весь этот аппарат, а карагасы до сих пор реально не получили ничего, ни на одну копейку.
Напутствие "помни обещания" и сейчас укором звучит у меня в ушах. Не пора ли закончить, хотя бы по отношению к карагасам, период исследования и приступить к реальному содействию.
Профессор Б. Петри.
- Иркутский Государственный
Университет.
- Кабинет Археологии и Этнографии.